Интеллектуальные транспортные системы

Интеллектуальные транспортные системы РОСДОРНИИ - разработчик концепции национальной сети ИТС – важной составляющей цифровой трансформации транспортного комплекса и проектов по созданию «умных городов». Основными задачами являются:

  • рост эффективности использования дорожной сети;

  • создание механизма управления транспортной системой в режиме реального времени для повышения уровня оказания транспортных услуг населению;

  • снижение затрат;

  • улучшение экологии и безопасности.

Работы по развитию национальной сети ИТС в городских агломерациях и субъектах РФ

  • проведение обследования региона на предмет наличия существующих систем управления транспортом и содержания дорог, необходимых регламентов межведомственного взаимодействия, документов транспортного планирования, показателей эффективности и безопасности дорожного движения. Подготовка отчета;

  • разработка аналитической записки, содержащей описание создаваемого проекта внедрения интеллектуальной транспортной системы;

  • разработка концепции построения интеллектуальной транспортной системы;

  • разработка эскизного проекта внедрения интеллектуальной транспортной системы;

  • разработка финансово-экономической модели внедрения интеллектуальной транспортной системы;

  • ревизия, разработанной сторонними организациями, проектной документации внедрения интеллектуальной транспортной системы;

  • проектирование инфраструктуры для обеспечения ситуационной осведомленности высокоавтоматизированных и подключенных транспортных средств.

В части своей компетенции РОСДОРНИИ осуществляет разработку нормативно-технических документов по регулированию процессов создания и развития интеллектуальной дорожной инфраструктуры, внедрения и обеспечения функционирования ИТС. Институт обеспечивает формирование единой технической политики в сфере создания ИТС на автомобильных дорогах общего пользования.

Работы в области стандартизации ИТС:

  • разработка, утверждение и актуализация Перспективной программы стандартизации в сфере ИТС;

  • разработка проектов национальных стандартов в области ИТС и сопровождение работ по их утверждению;

  • участие в обсуждении проектов национальных стандартов в области ИТС, разработанных сторонними организациями.

В период с 2019 года РОСДОРНИИ были разработаны следующие документы национальной стандартизации в области ИТС:

ПНСТ. Интеллектуальные транспортные системы. Динамическая цифровая карта дорожного движения. Архитектура динамической цифровой карты дорожного движения для целей движения высокоавтоматизированных транспортных средств;

ГОСТ Р. Интеллектуальные транспортные системы. Информационная безопасность. Термины и определения;

ПНСТ. Интеллектуальные транспортные системы. Динамическая цифровая карта дорожного движения. Точность данных для формирования динамической цифровой карты дорожного движения для целей движения высокоавтоматизированных транспортных средств;

ГОСТ Р. Интеллектуальные транспортные системы. Информационная безопасность. Надёжность обмена данными между инфраструктурой и автомобилем;

ПНСТ. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Требования к эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств категорий М2 и М3, используемых для межрегиональных, межмуниципальных, муниципальных регулярных пассажирских перевозок;

ПНСТ. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Требования к дорожно-транспортной инфраструктуре улично-дорожной сети для организации маршрута межрегиональных, межмуниципальных, муниципальных регулярных пассажирских перевозок с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств категорий М2 и М3;

ПНСТ. Интеллектуальные транспортные системы. Дорожные контроллеры адаптивного управления светофорными объектами. Общие технические требования;

ПНСТ. Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема видеонаблюдения и детектирования дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций. Общие технические требования;

ПНСТ. Интеллектуальные транспортные системы. Динамическая цифровая карта дорожного движения. Требования к обеспечению ситуационной осведомленности ВАТС на аварийно-опасных участках;

ПНСТ. Интеллектуальные транспортные системы. Динамическая цифровая карта дорожного движения. Требования к точности данных по ситуационной осведомленности ВАТС на аварийно-опасных участках.

В 2022 году в соответствии с утвержденным Техническим заданием на выполнение работ по теме: «Внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий» планируется разработка или обновление проектов перечисленных ниже документов стандартизации.

Обновление:
ГОСТ Р 56829-2015 «Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения»;
ГОСТ Р 56294-2014 «Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем»;
ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 «Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы»;
Документы стандартизации Российской Федерации в части правил применения динамических информационных табло и знаков переменной информации в составе интеллектуальных транспортных систем.

Разработка:
ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к информированию пользователей платных автомобильных дорог»;
ГОСТ Р «Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема метеомониторинга. Дорожные метеостанции. Общие требования»;
ГОСТ Р «Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема обеспечения приоритетного проезда транспортных средств. Общие требования»;
ГОСТ Р «Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема диспетчеризации управления службы содержания дорог. Общие требования»;
ГОСТ Р «Интеллектуальная транспортная система. Подсистема выявления дорожных инцидентов. Общие требования»;
ГОСТ Р «Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема светофорного управления. Общие требования»;
ГОСТ Р «Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной архитектуре интеграционной платформы интеллектуальных транспортных систем».

РОСДОРНИИ на регулярной основе проводит поиск и анализ открытых и платных источников по тематике развития технологий и нормативного регулирования, касающийся интеллектуальных транспортных систем и высокоавтоматизированного транспорта, и составляет соответствующую информационно-аналитическую справку.