Специалисты РОСДОРНИИ проводят цикл вебинаров, посвященный стандартизации технологий искусственного интеллекта в дорожно-транспортной отрасли

20.05.2025 Просмотров: 434

Стандартизация технологий искусственного интеллекта (ИИ) играет ключевую роль в обеспечении безопасности, надежности, совместимости и эффективного внедрения ИИ-систем в различные области дорожно-транспортной отрасли, включая интеллектуальную транспортную инфраструктуру, автономное вождение и системы помощи водителю. В свою очередь, комплексная работа таких систем способствует сокращению количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и эффективному управлению транспортными потоками.

О применении стандартов в области внедрения технологий ИИ на автомобильном транспорте рассказал начальник отдела разработки документов по стандартизации Никита Павлов.

В своем приветственном слове специалист отметил, что ФАУ «РОСДОРНИИ» проводит цикл вебинаров, посвященный стандартизации технологий ИИ в дорожно-транспортной отрасли в рамках работы подкомитета ПК03 «Искусственный интеллект в дорожно-транспортном комплексе».

«Отсутствие единых стандартов может привести к разработке несовместимых, ненадежных и небезопасных ИИ-систем, что грозит повышенной вероятностью ДТП, нарушением конфиденциальности данных и другими негативными последствиями», – подчеркнул спикер.

Создание и применение международных и национальных стандартов, охватывающих различные аспекты использования ИИ в отрасли, позволит сформировать единообразный подход к разработке, тестированию, верификации и валидации ИИ-систем. Нормативно-техническая база призвана установить четкие требования к характеристикам и функциональности таких систем, а также обеспечить их соответствие стандартам безопасности и надежности.

«РОСДОРНИИ играет важную роль в формировании и развитии нормативной базы для ИТС и ИИ в отрасли. Специалисты Института активно участвуют в разработке национальных стандартов и технических регламентов, определяющих требования к применению ИИ в проектировании, строительстве, эксплуатации и управлении дорожной инфраструктурой. Только системный подход, основанный на четких нормативных документах, позволит в полной мере реализовать потенциал цифровых технологий в отрасли и автомобильном транспорте, сделав его безопасным, эффективным и удобным для всех участников дорожного движения», – добавил Никита Павлов.

Особое внимание докладчик уделил актуальности внедрения ИИ в дорожно-транспортной отрасли.

Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, однако системы помощи водителю (ADAS) и автономное вождение на основе ИИ способны значительно снизить число ДТП, основной причиной которых в том числе является человеческий фактор. Системы, включающие в себя такие функции, как автоматическое экстренное торможение, адаптивный круиз-контроль и систему удержания в полосе, помогают водителям предотвращать разного рода происшествия на дороге и поддерживать безопасную дистанцию. Автономное вождение стремится полностью исключить водителя из процесса управления, полагаясь на датчики, камеры и алгоритмы ИИ для принятия решений.

Кроме того, на «повестке дня» у дорожников стоит экологический вопрос, а именно снижение автомобильных выбросов, загрязняющих окружающую среду. Оптимизация маршрутов и транспортных потоков, равно как и развитие инфраструктуры с использованием ИИ, помогут сократить вредные воздействия.

Эксперт отметил и проблему транспортных заторов, которая приводит к потере времени, кратному увеличению расхода топлива и повышению загрязнения окружающей среды. В таких случаях традиционные методы управления транспортными потоками оказываются неэффективными в условиях быстро меняющейся дорожной ситуации. Умные технологии, напротив, позволяют в режиме реального времени анализировать необходимые данные о погодных условиях, дорожных работах и других внешних факторах – это помогает оперативно скорректировать параметры светофорного регулирования, направить транспортные потоки по оптимальным маршрутам и предоставить водителям актуальную информацию о дорожной обстановке.

Внедрение ИИ в части автомобильного транспорта также расширит возможности для создания автоматизированных сервисов и адаптивных систем управления, повышающих доступность для маломобильных групп населения. Алгоритмы ИИ можно использовать для оптимизации маршрутов с учетом доступности инфраструктуры (например, наличия пандусов), для управления роботизированными устройствами помощи при посадке и высадке пассажиров, а также для адаптации интерфейса управления автомобилем к индивидуальным потребностям водителя с ограниченными возможностями.

Завершая тему актуальности использования ИИ в отрасли, докладчик подчеркнул: «Автономность – приоритет развития автотранспорта, а ИИ в том числе играет ключевую роль в создании надежных и безопасных систем для беспилотного управления транспортными средствами».

Справочно

С предыдущим вебинаром на тему «Применение стандартов в области внедрения технологий искусственного интеллекта в дорожном хозяйстве» можно ознакомиться по ссылке.

Анонсы следующих вебинаров цикла будут опубликованы в телеграм-канале
ФАУ «РОСДОРНИИ».