В Москве на площадке ВИНИТИ РАН прошло первое совместное заседание Технического комитета по стандартизации ТК 164 «Искусственный интеллект» и одноименного Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 566. В мероприятии приняли участие руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Шойтов, представители Республик Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан и др. На Заседании обсудили текущую деятельность и планы работы подкомитетов, применение искусственного интеллекта (ИИ) в здравоохранении, транспорте, промышленности и сфере данных.
Начальник отдела разработки документов по стандартизации РОСДОРНИИ Никита Павлов рассказал о проводимой работе, результатах деятельности и дальнейших планах ПК03 «Искусственный интеллект в дорожно-транспортном комплексе».
«Деятельность ПК03/ТК164 носит комплексный характер и охватывает все ключевые аспекты стандартизации в области применения ИИ в дорожно-транспортном комплексе. Стандартизация искусственного интеллекта направлена на обеспечение функциональной корректности, безопасности, терминологического единства, унификацию форматов данных, а также определение лучших практик для систем ИИ», – подчеркнул спикер.
Стоит отметить, что стандарты ИИ в дорожном хозяйстве состоят из двух основных групп, а именно «Стандарты в дорожной отрасли» и «Стандарты в области транспорта». На данный момент уже утверждено 29 нормативных документов.
Кроме того, специалистами подкомитета проводится работа по мониторингу применения стандартов ИИ в отрасли. Спикер подробно описал предварительные результаты и продемонстрировал их в ходе своего доклада.
Так, по результатам мониторинга темпы стандартизации в области ИИ значительно возросли, 90% стандартов были приняты за последние три года, отрасль активно разрабатывает и внедряет ИИ-технологии, требующие нормативного закрепления, а также растет осознание необходимости стандартов для обеспечения надежности, безопасности и совместимости технологий ИИ.
Процентное распределение нормативных документов по типам и областям применения показало, что 72% стандартов для автотранспортных средств (включая V2X) указывают на приоритетное развитие и регулирование ИИ для обеспечения безопасности и эффективности, 17% нормативной документации для дорожно-строительной техники свидетельствуют о растущем внимании к автоматизации и применению ИИ в этой отрасли, а 10% ПНСТ отражают активную адаптацию стандартов к инновациям в области ИИ, что способствует быстрому развитию новых технологий.
Резюмируя, докладчик отметил: «Сбалансированный подход к стандартизации ИИ и ее освещению является необходимостью — это способствует стимулированию применения ИИ во всех направлениях. В будущем году наша работа будет сосредоточена на трех ключевых направлениях: разработке национальных стандартов, адаптации международных, а также экспертизе и обсуждении нормативных документов».
Работа по стандартизации ИИ в дорожно-транспортном комплексе имеет стратегическое значение для развития отрасли и повышения безопасности на дорогах. Эксперт призвал все заинтересованные стороны к активному сотрудничеству для достижения данной цели.
В разделе ПК03/ТК164 на сайте РОСДОРНИИ можно более подробно ознакомиться с деятельностью подкомитета, а также заполнить заявку на вступление.
Справочно:
РОСДОРНИИ является членом технических комитетов по стандартизации ТК 57 «Интеллектуальные транспортные системы» и ТК 164 «Искусственный интеллект». На базе Института функционирует подкомитет ПК03 «Искусственный интеллект в дорожно-транспортном комплексе», охватывающий основные направления деятельности для достижения целей стандартизации ИИ. В его состав входят как основные члены, так и внешние эксперты, что позволяет обеспечивать всесторонний и объективный подход к разработке и экспертизе стандартов, принимая во внимание различные точки зрения.