Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко выступил на сессии «Цифровая трансформация для умного транспорта» на Международном форуме цифровых технологий в сфере транспорта и логистики «Цифровая транспортация».
Мероприятие организовано Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и прошло 19 декабря в Москве.
На сессии также выступили заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Шойтов, президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров, заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации ГК «Автодор» Виктория Эркенова и другие.
В своем приветственном слове модератор мероприятия управляющий партнер «Артур Консалтинг» Александр Ованесов отметил успехи в сфере внедрения беспилотного транспорта. Например, на магистрали М-11 «Нева» дан старт коммерческим перевозкам с использованием беспилотных грузовиков по маршруту Москва – Санкт-Петербург.
«Задачи, которые стоят перед отраслевым сообществом, очень амбициозные: к 2030 году общая протяженность «беспилотных коридоров» должна составить не менее 19,5 тыс. км. Работу необходимо проводить в сжатые сроки, и главный вопрос сейчас – как добиться такого быстрого результата», – пояснил Александр Ованесов.
Александр Шойтов рассказал о важности увеличения надежности и информационной безопасности систем умного города, умного транспорта и экономики данных: «Автомобиль не только находится в контакте с дорогой, он, прежде всего, получает данные от окружающей его инфраструктуры. Необходимо обеспечить ее информационную безопасность за счет регулирования верхнеуровневыми документами и утвержденной концепцией развития».
Николай Быстров предложил рассмотреть вопрос государственного регулирования развития беспилотных транспортных средств. Он отметил, что в настоящее время отсутствует государственное задание на формирование среды беспилотного транспорта: «Непонятно, какое количество автомобилей будет ездить через десять лет и какое количество денег мы готовы потратить, чтобы обеспечить условия для них. Обстановка на дорогах меняется ежесекундно: где-то сделали ремонт, где-то установили новые знаки, а где-то – нанесли новую разметку. Государству необходимо сформулировать, как оно видит транспорт нашей страны через три-пять-десять».
Виктория Эркенова поделилась опытом запуска беспилотного транспорта на М-11 «Нева»: «Перед нами стоял вопрос, что важнее: умная машина или умная инфраструктура? Безусловно, мы видели, что на машину необходимо передавать информацию с объектов инфраструктуры. На трассе поставили детекторы транспорта, метеостанции, различные камеры, которые отправляют информацию в машиночитаемом формате в ВАТС для корректировки движения. Также операторы имеют доступ к видеопотоку в реальном времени».
Виктория Эркенова добавила, что беспилотники на М-11, по сути, коммерческий проект, так как инициатива исходила от компаний. Но чтобы достигался экономический эффект от перевозки грузов беспилотным транспортом, 25 процентов машин должно быть в ВАТС, а государство должно обеспечить для этого необходимые условия на дорогах.
Александр Бедусенко рассказал про Систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ), созданную ФАУ «РОСДОРНИИ»: «В цифровой платформе содержатся данные более чем о 1,5 млн автомобильных дорог, каждая из которых имеет около 80 характеристик. Информация на регулярной основе обновляется. Только собрав все сведения, можно планировать ход дорожных работ и грамотно расходовать средства».
Стоит отметить, что в Системе существует возможность внесения данных цифрового двойника, создание которого необходимо для обеспечения движения беспилотного транспорта.
Справочно
В рамах государственного контракта Минтранса России ФАУ «РОСДОРНИИ» проводит работы по созданию цифрового двойника на скоростной автомобильной дороге М-11 «Нева» для обеспечения безопасного движения высокоавтоматизированных транспортных средств.
Цифровой двойник скоростной трассы М-11 — это высокоточная цифровая карта магистрали, дорожной инфраструктуры и V2X-платформа для взаимодействия с автономным транспортом. Он содержит центр управления, который объединяет в себе колоссальные массивы данных о дороге и отражает изменения дорожной ситуации в реальном времени. Для этого цифровой двойник подключен к действующей интеллектуальной системе дороги – автоматизированной системе управления дорожным движением.
На текущий момент движение высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 запущено в рамках экспериментального правового режима.