На полях международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ в павильоне «Россия в движении» состоялась лекция «Умные дороги», на которой студенты профильных вузов смогли познакомиться с работой по созданию и внедрению интеллектуальных транспортных систем в Российской Федерации. Модератором встречи выступил начальник управления проектов интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ» Михаил Белов.
Обращаясь к слушателям, он объяснил, что в настоящее время интеллектуальные транспортные системы (ИТС) являются основой для эффективного управления движением транспорта в современном мегаполисе. Входящие в их структуру подсистемы и периферийное оборудование, используя современные информационные, коммуникационные и управленческие технологии, позволяют эффективно организовать движение транспорта на улично-дорожной сети городских агломераций.
В настоящее время инфраструктура ИТС размещена в 51 субъекте Российской Федерации, в 56 городских агломерациях ведутся работы по созданию ИТС: установлено более двух тысяч единиц оборудования. Лидерами по внедрению интеллектуальных транспортных систем являются Москва, Республика Татарстан, Краснодарский, Красноярский и Пермский края, Ханты-Мансийский автономный округ, Белгородская, Курская, Тульская, Ульяновская, Тюменская области.
Подробнее о функционировании компонентов ИТС рассказал директор ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков. По его словам, комплексным решением проблемы транспортных коллапсов выступает адаптивное светофорное регулирование, или «умный» перекресток. Система считывает количество автомобилей на дороге и подбирает время переключения сигналов светофоров таким образом, чтобы была достигнута максимальная эффективность управления транспортом.
«Сегодня светофор уже не просто лампа. Это комплексная система, в которую интегрированы камеры биометрии и подсветка пешеходного перехода. Благодаря этому повышается уровень безопасности пешеходов и улучшается пропускная способность», – рассказал Дмитрий Ольховиков.
Неотъемлемой частью «умного» перекрестка являются детекторы мониторинга интенсивности транспортных потоков. Их задача – сбор информации с помощью различных датчиков. Данные с детекторов обрабатываются программным обеспечением ИТС, и на основе этих данных формируются управляющие воздействия для дорожного контроллера – специального устройства для управления дорожным движением. На основании полученных данных контроллер подбирает самый эффективный алгоритм – так, чтобы в единицу времени по участку дороги проезжало больше автомобилей.
Одним из важных элементов интеллектуальных транспортных систем выступают автоматические дорожные метеостанции. Они представляют собой комплексные устройства, оснащенные множеством датчиков, которые собирают данные о погодных условиях и условиях движения в автоматическом режиме.
«В результате можно не только фиксировать погоду в текущий момент, но и спрогнозировать, как скажется метеоситуация в перспективе на дорожном объекте. Например, появится ли наледь на перекрестке», – отметил Дмитрий Ольховиков.
Комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения являются эффективным инструментом контроля российских дорог. Сегодня это сложные технические устройства, включающие не только камеру, но и модуль определения скорости, модуль передачи данных и модуль ГЛОНАСС. Они способны распознавать более 25 различных видов нарушений ПДД.
Следующим этапом развития технологий искусственного интеллекта (ИИ), по словам директора ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», является видеоаналитика. При помощи ИИ специальное программное обеспечение позволяет по видеопотоку собирать параметры дорожного движения, фиксировать ДТП и ЧС с точностью более 90% без участия диспетчеров, определять все параметры транспортных и пешеходных потоков, необходимые для оптимизации режимов светофорного регулирования.
На лекции студентам также рассказали о перспективных направлениях цифровизации на транспорте. В частности, о технологии V2X, представляющей собой сеть обмена информацией между различными участниками дорожного движения без участия человека: автомобиль – автомобиль, автомобиль – инфраструктура, автомобиль – пешеход, автомобиль – устройство, автомобиль – сотовая сеть, автомобиль – электросеть.
Внедрение и распространение технологий V2X способно существенно сократить аварийность и смертность на дорогах, улучшить ситуацию с загруженностью дорог, снизить количество ДТП, в том числе с участием такси.
Технологические решения V2X, за счет повышения ситуационной осведомлённости водителя подключенного автомобили или высокоавтоматизированного транспортного средства, движущегося в автономном режиме, могут существенное повысить безопасность дорожного движения, повысить эффективность управления транспортными потоками, а в дальнейшем осуществить масштабный переход на использование беспилотного транспорта для перевозки пассажиров и грузов. Однако для этого необходима активная работа по развитию нормативной правовой и нормативно-технической базы.
«Сегодня крайне важна оперативная и эффективная совместная работа всех заинтересованных сторон в части совершенствования нормативной документации. Пока, к сожалению, технологии опережают требования и стандарты», – подчеркнул генеральный директор ООО «Сорб Инжиниринг» Александр Виденев.
В завершении лекции спикеры и слушатели обсудили формирование рынка новых профессий в транспортном комплексе. Развитие высокоавтоматизированного транспорта, инновационных технологий и концепций неизбежно влекут за собой существенные кадровые обновления. По словам экспертов, сегодня в отрасли требуются специалисты по кибербезопасности, инженеры по эксплуатации беспилотных автомобилей, проектированию транспортных решений, обслуживанию сложных транспортных систем, разработчики ПО, сервисов и приложений.
Профильная встреча вызвала интерес среди студентов, которые смогли задать свои вопросы и узнать о возможности прохождения производственной практики в ФАУ «РОСДОРНИИ» и на базе предприятий, входящих в состав ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».
Справочная информация
РОСДОРНИИ является разработчиком концепции национальной сети ИТС – важной составляющей цифровой трансформации транспортного комплекса России, повышающей эффективность использования дорожной сети.
Также Институт участвует в реализации проекта по созданию первой в России пилотной зоны ИТС в Республике Татарстан на территории Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» и прилегающих участках автомобильных дорог.