Первый российский цифровой двойник автомагистрали является инициативой Минтранса России в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры». Он создается ФАУ «РОСДОРНИИ» и компанией «СофтТелематика» (входит в концерн «Телематика») на базе технологии связи V2X (vehicle-to-everything – автомобиль, подключенный ко всему) для обеспечения безопасного движения высокоавтоматизированных транспортных средств (далее – ВАТС) на магистралях.
Цифровой двойник скоростной трассы М-11 — это высокоточная цифровая карта магистрали, дорожной инфраструктуры и V2X-платформа для взаимодействия с автономным транспортом. Он содержит центр управления, который объединяет в себе колоссальные массивы данных о дороге и отражает изменения дорожной ситуации в реальном времени. Для этого цифровой двойник подключен к действующей интеллектуальной системе дороги – автоматизированной системе управления дорожным движением. Это позволяет дополнить систему управления ВАТС фактическими данными от дорожной инфраструктуры о трафике, метеоусловиях, дорожно-транспортных происшествиях, любых динамических изменениях и инцидентах на протяжении всей трассы. В свою очередь, умная дорожная инфраструктура получает данные о движении беспилотного и подключенного транспорта, обеспечивая эффективную координацию и управление транспортными потоками на магистрали.
«Первый участок сегодня запущен, и до конца этого года будет поэтапно создан цифровой двойник всей трассы общей протяженностью 610 км. Такая динамичная цифровая модель дороги обеспечивает геопозиционирование объектов дорожной инфраструктуры с дециметровой точностью и необходима для безопасного движения беспилотного транспорта по маршруту. Также создаваемый цифровой двойник поможет сформировать стандарты, задать технические и технологические требования к дорожно-транспортной инфраструктуре беспилотных логистических коридоров. Тиражируемая целевая архитектура поможет усовершенствовать алгоритмы использования высокоавтоматизированных средств в реальных дорожных условиях для запуска беспилотных автомобильных дорог», – рассказал заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Павел Ручьев.
«ВАТС получают информацию об окружающей дорожной обстановке с помощью сенсоров, лидаров и видеокамер, дальность которых ограничена физической зоной видимости. Применение беспилотным транспортом цифрового двойника на базе V2X с реальными данными от «умной» дороги даст возможность видеть события, находящиеся за границами сенсорных систем автомобиля. За счет этого повысится безопасность движения и увеличится крейсерская скорость движения ВАТС на магистралях, что крайне важно для экономической эффективности коммерческих беспилотных грузовых перевозок», – отметил Дмитрий Казаринов, генеральный директор компании «СофтТелематика».
Движение высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 «Нева» запущено согласно экспериментальному правовому режиму (ЭПР) в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры», который является частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в ходе исполнения поручений Президента России Владимира Путина и Правительства РФ по подготовке Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны на М-11, лягут в основу и будущих транспортно-логистических коридоров. К 2030 году беспилотные перевозки планируется организовать на 19,5 тыс. км федеральных дорог.
Справочная информация:
ФАУ «РОСДОРНИИ» (www.rosdornii.ru) – подведомственное учреждение Федерального дорожного агентства, крупнейший в России научно-исследовательский дорожный Институт с 12 филиалами по всей стране. РОСДОРНИИ участвует в реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» по ряду актуальных направлений и проводит научное сопровождение федеральных и региональных программ Российской Федерации по развитию дорожной деятельности.
«СофтТелематика» (входит в концерн «Телематика») – российский разработчик высоконагруженных ИТ-платформ федерального масштаба на открытом ПО. Компания создает инновационные программные решения для цифровой трансформации транспортной отрасли: платформы для контроля транспорта и взимания платы на автодорогах, интеллектуальные транспортные системы, решения для автоматизированного управления дорожным движением, технологию «умной» дороги (взаимодействие беспилотного транспорта с дорожной инфраструктурой), разработка специального ПО для государственных ведомств.
Концерн «Телематика» (www.telematika.com) — международный разработчик и российский лидер решений в области интеллектуальных транспортных систем. Концерн ведет свою деятельность на рынке телематических услуг России, СНГ, Азии и Латинской Америки. Технологии компании сфокусированы в следующих стратегических областях: интеллектуальные транспортные системы, решения для платных автомагистралей, системы весогабаритного контроля, цифровизация железнодорожного транспорта, инфраструктура для «умных» дорог, беспилотные мультимодальные грузовые автомобильные и железнодорожные перевозки, в том числе в рамках международных транзитных коридоров.