Эксперты РОСДОРНИИ выступили на X Международном Сибирском транспортном форуме

30.06.2023 Просмотров: 614

Делегация РОСДОРНИИ приняла участие в деловой программе X Международного Сибирского транспортного форума. Мероприятие, организованное Правительством Новосибирской области, прошло в период с 28 по 30 июня в Новосибирске.

В режиме видео-конференц-связи с докладами выступили заместитель генерального директора Владимир Мартинсон, директор департамента ценообразования Анна Платунова, директор департамента развития отраслевого образования Андрей Игнатьев, начальник управления методов проектирования автомобильных дорог Александр Кулижников и начальник отдела конструкций земляного полотна Ирина Рахимова.

Вопросы ценообразования в дорожном строительстве

Директор департамента ценообразования ФАУ «РОСДОРНИИ» Анна Платунова рассказала о работе дорожного научно-исследовательского института по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в дорожном хозяйстве. Она отметила, что РОСДОРНИИ проводится работа по 10 направлениям. Основные из них: разработка сметных нормативов, необходимых для определения сметной стоимости проектных и строительно-монтажных работ, обеспечение выпуска «отраслевых» Индексов изменения сметной стоимости строительных работ по объектам дорожного хозяйства, расчет и обоснование нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, разработка и апробация методики расчета увеличения цены контрактов в связи с ростом цен на строительные материалы.

В 2023 году РОСДОРНИИ планирует завершить разработку двух проектов Методик для определения стоимости проектирования интеллектуальных транспортных систем и систем транспортной безопасности.

Лабораторный контроль при производстве дорожных работ как залог обеспечения качества

Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон рассказал о планируемых изменениях в процедуре строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов транспортного строительства. Детально эксперт остановился на вопросах нормативно-правового обеспечения строительного контроля, порядке его осуществления, необходимых контрольных мероприятиях, взаимодействии служб строительного контроля подрядчика и заказчика и других аспектах данной деятельности.

На сегодня есть три правовых документа, верхнего уровня, регламентирующих порядок проведения строительного контроля. Это Градостроительный кодекс, Постановление Правительства России от 21 июня 2010 года № 468 и Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Непосредственно порядок проведения строительного контроля в дорожной отрасли установлен в межгосударственном стандарте и двух национальных стандартах РФ, которые являются доказательной базой вышеуказанного Технического регламента. Российская Федерация ратифицировала Договор о Евразийском экономическом союзе, и, следовательно, положения Технического регламента имеют приоритет над национальными правовыми актами.

«Приказом Минстроя от 2020 года № 421 введена новая методика оценки сметной стоимости строительства, куда входит порядок оценки строительного контроля. После ее вступления в силу начальная максимальная цена контрактов по строительному контролю снизилась приблизительно на 45%. Сейчас Минстрой России готовит к изменению Постановление Правительства № 468, которое объясняет снижение стоимости строительного контроля исключением из его состава лабораторного и геодезического контроля, а также проверки рабочей документации. По моему мнению данные изменения являются необоснованными, снижают эффективность строительного контроля и вносят дополнительные противоречия в выстроенный в дорожном хозяйстве порядок его осуществления», – подчеркнул Владимир Мартинсон.

Проектирование, строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры в условиях Сибири и Крайнего севера

Начальник управления методов проектирования автомобильных дорог ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Кулижников и начальник отдела конструкций земляного полотна ФАУ «РОСДОРНИИ» Ирина Рахимова выступили на конференции «Проектирование, строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры в условиях Сибири и Крайнего Севера». Они рассмотрели вопросы проектирования и повышения сроков службы дорожных конструкций.

Для автомобильных дорог Крайнего Севера в процессе эксплуатации характерны просадки, продольные трещины покрытия автомобильных дорог из-за размораживания многомерзлого грунта, а также размывы земляного полотна паводковыми водами.

«В условиях Крайнего Севера ремонтопригодность автомобильных дорог можно достичь за счет обеспечения устойчивости грунтов, диагностирования их температурного режима, при необходимости подключения дополнительного промораживания, обеспечения поверхностного водоотвода от земляного полотна», – рассказал Александр Кулижников. Он также добавил, что наиболее частыми причинами разрушения дорожного полотна в Арктической зоне являются ошибки в прогнозировании мерзлотного режима.

Кроме того, эксперт отметил целесообразность проведения в условиях Крайнего Севера мониторинговых обследований участков автомобильных дорог с разными сроками эксплуатации. Такие мероприятия необходимо проводить с использованием георадиолокационного оборудования для сбора материала по прогнозированию эксплуатационной надежности при проектировании автомобильных дорог, поскольку основные разрушения происходят, в том числе из-за неоднородности грунтов основания земляного полотна.

В свою очередь, Ирина Рахимова рассказала про особенности проектирования конструкций жестких и нежестких дорожных одежд в условиях Сибири с учетом природно-климатических условий и транспортных нагрузок. В докладе Ирины Александровны были проанализированы требования к конструированию дорожных одежд, подчеркнуты различия в требованиях к грунтам рабочего слоя для жестких и нежестких дорожных одежд, освещены особенности выбора асфальтобетонов для покрытий и оснований нежестких дорожных одежд, выявлены проблемные вопросы применения действующей методики расчетов дорожных одежд и показана степень их влияния на конструкции дорожных одежд, а также намечены пути решения с целью совершенствования и развития нормативных методик проектирования.

Совершенствование качества подготовки кадров для дорожной отрасли

Начальник управления развития отраслевого образования ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Игнатьев отметил в своем докладе проблемы и вызовы, стоящие перед образовательными организациями при подготовке кадров для дорожной и строительной отраслей, а также представил успешные кейсы практической подготовки кадров с высшим образованием для дорожной отрасли с получением двойного диплома колледжа и вуза.

Проблемы практической подготовки кадров активно обсуждаются отраслевым сообществом, тем не менее реальных инструментов, которые можно было бы внедрить без существенного изменения в образовательном процессе, не так много. Алексей Александрович предложил коллегам кейс, в котором студенты вуза после первого и второго курса поступают в колледж на программу по профилю образования и в течение 10 месяцев, параллельно с основной программой высшего образования, получают практические навыки.

«Для этого в учебном процессе достаточно предусмотреть 1,5 дня в неделю, чтобы студенты вуза могли еженедельно посещать практические занятия в колледже. По завершении обучения студенты сдают экзамен и получают диплом колледжа, а также удостоверение машиниста дорожной техники, в зависимости от ее вида и желания самого студента. Навыки, которые студенты получают в ходе такой подготовки, позволяют им успешно осваивать профильные дисциплины в вузе, а также успешно адаптироваться к производственному процессу», – добавил Алексей Игнатьев.

Справочная информация

X Международный Сибирский транспортный форум и выставка «Современный транспорт и инфраструктура» является главной площадкой региона для демонстрации достижений отечественной транспортной отрасли, обсуждения ключевых аспектов функционирования всех видов транспорта, принятия решений для развития транспортно-логистической инфраструктуры и дорожного комплекса.