Структуризация стандартов: РОСДОРНИИ и ТК 164 провели совместный вебинар

19.06.2025 Просмотров: 210

Сегодня на образовательном портале РОСДОРНИИ состоялся вебинар в рамках цикла, посвященного стандартизации технологий искусственного интеллекта (ИИ) в дорожно-транспортной отрасли.

Начальник отдела разработки документов по стандартизации РОСДОРНИИ Никита Павлов и главный специалист секретариата Технического комитета по стандартизации № 164 «Искусственный интеллект» Майя Млякова рассказали слушателям о структуризации стандартов применения технологий ИИ в дорожно-транспортном комплексе.

Подобная структуризация — важное условие для безопасного и эффективного развития отрасли. Ввиду высокой цены ошибки и сложной сети взаимодействующих систем, стандартизация обеспечивает надежность, операционную совместимость между различными компонентами, включая транспортные средства, системы управления дорожным движением и инфраструктуру. Это позволяет создавать интеллектуальные транспортные системы, оптимизировать транспортные потоки, повышать безопасность дорожного движения и минимизировать риски, связанные с принятием решений ИИ. Без четких стандартов существует риск фрагментации, неэффективности и потенциальной опасности.

«Создание благоприятной среды для инноваций и развития рынка, повышение доверия общественности и обеспечение возможности регулирования и контроля — дополнительные аргументы в пользу стандартизации. Четкие и понятные требования снижают неопределенность для разработчиков, стимулируют инвестиции и ускоряют внедрение новых технологий. Прозрачность и участие заинтересованных сторон повышают доверие к системам ИИ, а стандарты формируют основу для разработки нормативных актов и контроля за соблюдением требований безопасности. В конечном счете стандартизация ведет к оптимизации затрат, повышению эффективности дорожно-транспортного комплекса и созданию безопасной и устойчивой транспортной системы», — подчеркнул Никита Павлов.

Эксперты описали основные цели стандартизации ИИ в отрасли. Среди них: обеспечение гарантий функциональной корректности систем искусственного интеллекта (СИИ) в реальных условиях эксплуатации, разработка методов и средств оценки и подтверждения безопасности СИИ, обеспечение терминологического единства, унификация форматов представления данных, а также определение вариантов использования и лучших практик.

Внедрение технологий ИИ в различных отраслях требует комплексного подхода к стандартизации, учитывающего специфику каждой отрасли и обеспечивающего безопасность, надежность, совместимость и эффективность разрабатываемых и внедряемых систем ИИ. Специалисты рассказали о ключевых направлениях стандартизации технологий ИИ, разделив их на три основные категории: межотраслевые стандарты в области СИИ, стандарты в области прикладных систем ИИ в конкретных отраслях экономики и социальной сферы, и стандарты в области данных.

«В рамках деятельности ТК № 164 разработан комплекс из более чем 150 национальных и предварительных национальных стандартов, регламентирующих как общие, так и отраслевые требования к качеству систем искусственного интеллекта, а также к методам их испытаний. Предоставить гарантии качества, безопасности  и функциональной корректности технологий искусственного интеллекта позволит оценка соответствия, предусматривающая проведение репрезентативных испытаний с учетом требований нормативно-технических документов», — отметила Майя Млякова.

В ходе вебинара рассказали и о стандартизации в области интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Никита Павлов представил ключевые принципы, которыми специалисты Института руководствуются при разработке национальных стандартов в данной сфере. Прежде всего, речь шла о гармонизации с международными нормами и правилами.

«Простая адаптация международных стандартов не всегда возможна и оправданна. Поэтому мы уделяем особое внимание учету специфики российской нормативно-технической и нормативно-правовой базы. Это позволяет нам разрабатывать стандарты, которые не только соответствуют мировым практикам, но и учитывают особенности нашей транспортной инфраструктуры и законодательных требований», – добавил эксперт.

Важным аспектом является унификация процессов внесения изменений в существующие стандарты. Скорость развития технологий в области ИТС требует гибкости и оперативности в обновлении нормативной базы. Основная задача – сделать процесс внесения изменений максимально прозрачным и эффективным, позволяющим оперативно реагировать на появление новых технологий и вызовов.

ФАУ «РОСДОРНИИ» играет важную роль в формировании и развитии нормативной базы для ИТС и ИИ в отрасли. Как ведущая научно-исследовательская организация в сфере дорожного хозяйства, Институт активно участвует в разработке национальных стандартов и технических регламентов, определяющих требования к применению СИИ в проектировании, строительстве, эксплуатации и управлении дорожной инфраструктурой.

Завершая выступление, Никита Павлов рассказал о дальнейших шагах РОСДОРНИИ в части стандартизации ИИ в отрасли. Так, в частности, к разработке планируются стандарты для систем автоматизированного управления дорожным движением на основе ИИ; сбора, обработки, анализа и обмена данными, поступающих с датчиков, камер и других устройств в рамках ИТС; взаимодействия высокоавтоматизированного транспорта с дорожной инфраструктурой и ИТС.

В свою очередь Майя Млякова поделилась предложениями ТК № 164 по нормативно-технической поддержке применения ИИ в отрасли. Речь шла о необходимости формирования Дорожной карты разработки стандартов в дорожно-транспортном комплексе, и ее дальнейшего согласования с Федеральным дорожным агентством.

Резюмируя, специалисты подчеркнули, что данная работа направлена на создание четкой и эффективной нормативной базы для внедрения технологий ИИ в отрасль, что позволит повысить безопасность, эффективность и комфорт дорожного движения.