В Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева прошла X международная научно-практическая конференция «Информационные технологии и инновации на транспорте».
На мероприятии обсудили актуальные проблемы и тенденции в области цифровых и информационных технологий на транспорте, современные подходы к организации и обеспечению безопасности дорожного движения, формирование цифровых систем перевозки грузов и пассажиров.
На пленарном заседании с докладом «Актуальность разработки методики определения эффективности функционирования ИТС в городах» выступил заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев.
«Одним из инструментов цифровой трансформации является внедрение и функционирование на дорожной сети интеллектуальных транспортных систем. Важной задачей в Российской Федерации является обеспечение максимальной эффективности функционирования дорожно-транспортного комплекса, в том числе за счет оценки влияния созданных ИТС на функционирование городской транспортной инфраструктуры», – отметил Антон Журавлев.
В Российской Федерации работы по внедрению интеллектуальных транспортных систем были фактически начаты в 2020 году в рамках мероприятия национального проекта «Безопасные качественные дороги». В 2021, 2022 и 2024 годах были последовательно утверждены три версии методических рекомендаций по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств по внедрению ИТС. Росавтодор оценивает эффективность расходования выделенных бюджетных средств. Однако задача определения эффективности функционирования ИТС в городах методически до настоящего времени не решена.
Эксперт рассказал, что оценить влияние создаваемой ИТС на функционирование городской транспортной инфраструктуры можно, используя два подхода.
В первом ИТС рассматривается как дальнейшее развитие автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), обеспечивающее решение задачи управления транспортными потоками на городскую улично-дорожную сеть. Учитывая наличие разработанного математического аппарата и программных средств моделирования транспортных потоков, технически задача может быть решена уже в настоящее время. Однако оценка эффективности функционирования ИТС как АСУДД решается в отрыве от комплексной задачи цифровизации транспортного комплекса в целом.
Во втором подходе создается мультимодальная транспортная система на основе цифровых технологий, объединяющая все виды транспорта в единую службу мобильности и позволяющая людям и грузам беспрепятственно передвигаться. Применение этого подхода невозможно без формирования интеллектуальной дорожной инфраструктуры, создания интеграционной платформы ИТС и формирования на нормативном уровне перечня и функциональности сервисов ИТС. Однако подобный подход позволит не только оценить эффективность функционирования ИТС, но и сравнивать её для различных муниципальных образований.
Заместитель начальника управления методологии интеллектуальных транспортных систем Елена Федосеенкова выступила в секции «Интеллектуальные транспортные системы» с докладом на тему «Актуальность рассмотрения вопроса применения сервисов интеллектуальных транспортных систем при планировании и осуществлении перевозок опасных грузов».
Основным документом, регламентирующим вопросы осуществления перевозок опасных грузов (ОГ), является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Также их регулированию посвящены ряд федеральных законов, постановлений Правительства, приказов Минтранса России и стандартов. Стоит отметить, что вопросу применения ИТС при перевозке ОГ был посвящен предварительный национальный стандарт ПНСТ 449-2020, действие которого прекратилось 1 января этого года.
Елена Федосеенкова показала данные статистики ДТП с автотранспортными средствами, перевозящими опасные вещества, за 2023 год и отметила, что основными причинами аварий являются нарушение требований по упаковке, хранению, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, неправильное определение отправителями условий перевозок и степени опасности груза, осуществление перевозок с нарушением требований транспортной безопасности и правил дорожного движения.
Для уменьшения последствий ДТП в России действует система «ЭРА-ГЛОНАСС», которая предназначена для снижения уровня смертности и травматизма на дорогах за счет ускорения оповещения служб экстренного реагирования при авариях и других ЧС. При тяжелой аварии, сопровождающейся срабатыванием подушек безопасности, терминал автоматически определяет координаты транспортного средства через спутники системы ГЛОНАСС, устанавливает связь с серверным центром системы мониторинга и передает данные об аварии по каналам сотовой связи оператору.
«Для осуществления комплексного подхода к повышению безопасности на дорогах при перевозке опасных грузов в рамках мер, направленных на предотвращения ДТП, необходимо расширить использование сервисов ИТС на каждом из этапов перевозок: планирования, организации и управления», – отметила Елена Федосеенкова.
Данные сервисы могут быть эффективно использованы как участниками перевозок, так и надзорными органами, и позволят повысить безопасность и эффективность перевозок опасных грузов для избежания ошибок, приводящих к огромным материальным и экологическим ущербам, в некоторых случаях не устранимым в течение десятилетий.