21 марта 2022 года Министерством транспорта Российской Федерации подписано распоряжение № АК-74-р «Об утверждении разработанных РОСДОРНИИ методических рекомендаций по рассмотрению заявок субъектов Российской Федерации на получение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
Методические рекомендации разработаны с целью определения назначения, целей и задач функционирования ИТС в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, а также базовых положений их формирования и эксплуатации.
Методика устанавливает:
-
требования к локальным проектам;
-
порядок направления заявки на предоставление иных межбюджетных трансфертов;
-
требования по заполнению пояснительной записки к локальному проекту городской агломерации; форму паспорта локального проекта;
-
рекомендации по созданию, развитию и обеспечению эффективного функционирования ИТС в городских агломерациях;
-
критерии классификации по уровню зрелости ИТС;
-
требования к содержанию эскизного или технического проекта;
-
рекомендации по разработке регламентов эксплуатации ИТС в городских агломерациях.
В документе содержатся рекомендации по организации мониторинга параметров транспортных потоков, выбору технологии управления дорожным движением в городской агломерации, организации метеомониторинга, приоритетного проезда общественного транспорта в городских агломерациях, видеонаблюдения, подсистемы диспетчеризации управления службы содержания дорог.
Документ объясняет, что предназначение интеграционной платформы (Единая платформа управления транспортной системой) заключается в организации взаимосвязанного функционирования всех подсистем и сервисов ИТС дорожной сети агломераций как единого целого для повышения пропускной способности транспортной сети и безопасности участников дорожного движения.
РОСДОРНИИ является разработчиком концепции национальной сети ИТС, которая является важной составляющей цифровой трансформации транспортного комплекса и проектов по созданию «умных городов».
Главной стратегической целью создания ИТС является удовлетворение возрастающего спроса на пассажирские и грузовые перевозки, достижение транспортного баланса между пропускной способностью улично-дорожной сети и ее реальной загрузкой, обеспечение безопасности перевозок и дорожного движения в целом, а также снижение объемов выбросов загрязняющих веществ.
Целью развития ИТС в среднесрочном периоде является создание и системная интеграция современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями для повышения безопасности и эффективности транспортного процесса; обеспечение комфортных условий для всех участников движения.
Для успешного внедрения ИТС как интегрирующей системы в городской агломерации необходимо определить основных участников проекта; стратегию развития дорожно-транспортного комплекса региона, в том числе на основании программ комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) и транспортной модели городской агломерации; исследовать состояние дорожно-транспортного комплекса, получить количественные и качественные показатели его состояния и работы; определить круг практических и актуальных задач, которые стоят перед заказчиком и эксплуатирующей организацией, пользователями системы; определить и согласовать основные документы, касающиеся реализации мероприятия; разработать проекты ИТС; реализовать заложенные в проекте решения; поддерживать эксплуатацию и проводить техническое сопровождение системы, модернизацию и улучшение компонентов, изменение системы в связи с изменением внешних условий; разработать необходимую эксплуатационную и пользовательскую документацию.
Наиболее перспективными направлениями развития ИТС городской агломерации являются пространственное развитие и расширение функционала всех основных подсистем ИТС; интеграционное развитие ИТС; повышение безопасности дорожного движения; внедрение новых подсистем ИТС; снижение вредного воздействия на окружающую среду.