В Москве состоялся ежегодный VIII международный форум «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта».
Мероприятие объединило представителей федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, компаний-поставщиков технологических решений, экспертно-аналитического сообщества в области цифровых технологий на транспорте.
В деловой программе Форума выступили эксперты РОСДОРНИИ.
На пленарном заседании «Цифровая экосистема транспортного комплекса Российской Федерации» заместитель генерального директора Антон Журавлев рассказал о ключевых направлениях деятельности Учреждения в области цифровой трансформации дорожной отрасли.
«Внедрение интеллектуальных транспортных систем ведется уже на протяжении многих лет. В настоящее время необходимо ответить на вопросы их функционирования в практическом виде, убедиться, что Системы работают и обеспечивают наибольший положительный эффект. Сегодня наша цель – разработка ряда методических рекомендаций, которые бы подтвердили эффективность функционирования ИТС в реальном времени», – отметил эксперт.
Антон Журавлев рассказал, что Институт ставит перед собой задачу закончить в 2023 году разработку порядка 15 стандартов по ИТС, работа над которыми велась на протяжении последних двух лет.
В рамках открытого диалога специалисты РОСДОРНИИ ответили на вопросы представителей субъектов Российской Федерации. В основном вопросы касались внедрения ИТС в регионах и проблемах, с которыми сталкиваются подрядчики. Например, на каком расстоянии до перекрестка необходимо устанавливать тактические детекторы, как разделить муниципальный и региональный уровень по сегментированию и определению объектов критической инфраструктуры, кто финансирует обслуживание региональных систем ИТС.
Во второй день Форума директор департамента создания и эксплуатации информационных систем РОСДОРНИИ Роман Самусев рассказал о планах по развитию ФГИС СКДФ: «В текущем году завершится разработка модуля планирования дорожных работ в Системе, который позволит оцифровать полный жизненный цикл автомобильных дорог. Модуль на базе внесенных данных владельцами автодорог сможет онлайн обрабатывать информацию и предлагать участки, на которых необходимо провести дорожные работы для достижения целевого нормативного состояния. Дополнительно модуль позволит формировать, согласовывать и утверждать план работ на ближайшие 3-5 лет».
Эксперт напомнил, что с 1 сентября 2023 года ФГИС СКДФ выполняет функции Единого государственного реестра автомобильных дорог. При этом сама госуслуга, предоставляемая ранее на коммерческой основе, упразднена и пользователи Системы могут получать выписку в рамках текущего функционала платформы.
На сессии «АПВГК в России – пути развития, проблемы, перспективы» выступил начальник управления перспективных методов исследований и испытаний Александр Конорев. Модерировал сессию заместитель генерального директора Антон Журавлев.
Александр Сергеевич рассказал про обеспечение функционирования автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств.
«В настоящее время в части автоматических пунктов весогабаритного контроля планируется изменение результата паспорта федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» с «размещения» на «размещение и обеспечение функционирования». Критерием функционирования станет направление не менее одного Акта измерения в программное обеспечение контрольно-надзорного органа с датой и временем нарушения за указанные сутки», – отметил Александр Конорев. Также он добавил, что расчет показателей производится исходя из значений функционирования АПВГК за год с перерывами в сумме не более 90 дней.
На Форуме РОСДОРНИИ была представлена перспективная программа стандартизации в сфере интеллектуальных транспортных систем на период до 2027 года, которая позволит сформировать национальную систему нормативно-технической документации в сфере ИТС.
«Многие параметры, которые хотелось бы стандартизировать, недостаточно подкреплены натурными испытаниями. Проведение Институтом экспериментов на первой в России пилотной зоне ИТС на территории особой экономической зоны «Алабуга» поможет показать, что те или иные параметры важны, нужны и их обязательно нужно включать в стандарты», – рассказал начальник управления интеллектуальных транспортных систем Николай Торопов.
«Сейчас мы сталкиваемся с проблемой регулирования процесса ведения национального стандарта от публичного обсуждения проекта до утверждения. Сроки данного этапа зависят от активности профильных, смежных технических комитетов по стандартизации и экспертного сообщества в момент обсуждения первой редакции. Если не уделять обсуждению должного внимания, то на следующих этапах нам приходится возвращаться к первоначальным вопросам, что значительно увеличивает время утверждения документа», – добавила начальник отдела методологии развития интеллектуальных транспортных систем Елена Федосеенкова.
Справочно:
Управление интеллектуальных транспортных систем РОСДОРНИИ обеспечивает создание и внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, разрабатывает проекты методологических, нормативно-технических и нормативных правовых документов по регулированию процессов создания и развития интеллектуальной дорожной инфраструктуры, внедрения и обеспечения функционирования ИТС, формирования национальной сети ИТС и внедрения высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) на автомобильных дорогах общего пользования.