Д-р техн. наук, профессор А.М. Кулижников
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: kulizhnikov@rosdornii.ru
Аннотация:
Рассмотрены особенности подхода к расчету дорожных одежд с низкой интенсивностью движения с учетом зарубежного опыта. Приведена методика расчета дорожных одежд автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения с проверкой на эксплуатационную надежность. Представлен пример проверки дорожной одежды на колееобразование и истирание материала покрытия. Ключевые слова:
дорожная одежда, автомобильная дорога, низкая интенсивность движения, эксплуатация, колееобразование, истирание, износ, морозное пучение УДК:
625.711.2:625.8 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук, профессор В.В. Столяров,
канд. техн. наук, доцент Н.В. Щеголева
(Саратовский государственный
технический университет
имени Гагарина Ю.А.)
Конт. информация: shegoleva123@mail.ru
Аннотация:
В статье представлены допуски на отклонения радиусов выпуклых и вогнутых кривых, кривых в плане, ширины многополосного покрытия в одном направлении, общей ширины проезжей части при приемке в эксплуатацию. Ключевые слова:
допуск, среднеквадратическое отклонение, радиус, выпуклая кривая, вогнутая кривая, кривая в плане, параметр УДК:
519.2:625.7/.8 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук, профессор Е.В. Углова,
инженер О.А. Шило
(Академия строительства и архитектуры
Донского государственного
технического университета (АСА ДГТУ)),
инженер В.В. Акулов
(ДорТрансНИИ ДГТУ)
Конт. информация: uglova.ev@yandex.ru; olga_shilo@bk.ru; marine_25@inbox.ru
Аннотация:
Рассмотрен вопрос влияния параметров нагрузки на деформацию дорожных одежд, а также возможность учета изменения давления колеса автомобиля на покрытие от расчетной нагрузки. Ключевые слова:
расчетная транспортная нагрузка, упругий прогиб, расчет конструкций дорожных одежд УДК:
625.7/.8 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
Статья посвящена феномену морозного пучения грунта в части касательных напряжений и сил, развивающихся на боковой поверхности фундаментов, возводимых в холодных районах. Сообщается об оценке, выполненной автором статьи, некоторых аспектов возникновения и развития касательных напряжений морозного пучения с целью их расчета. Представлены выражения для определения касательных напряжений морозного пучения на боковой поверхности фундамента. Ключевые слова:
влажность, временное сопротивление срезу, граничный слой, касательные напряжения, лед, морозное пучение, напряженно-деформированное состояние, неоднородность, прочность смерзания, релаксация напряжений, сдвиг, удельное сцепление грунта, устойчивые силы смерзания, фундамент, частицы грунта УДК:
624.139.22:624.15 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук А.А. Домницкий
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук Р.В. Каргин
(Северо-Кавказский филиал
ФАУ «РОСДОРНИИ»,
Ростовский государственный
университет путей сообщения)
Конт. информация: dom-a-a@rosdornii.ru; kargin-r-v@mail.ru
Аннотация:
В статье представлены результаты работ по актуализации нормативно-технической документации в сфере дорожного хозяйства, которые легли в основу Перспективной программы стандартизации в области дорожного хозяйства на период 2018-2022 гг. Ключевые слова:
дорожное хозяйство, стандартизация, техническое регулирование, национальные стандарты (ГОСТ Р), предварительные национальные стандарты (ПНСТ) УДК:
625.7/.8:006.052 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
Сообщается о нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета, разработанных в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 года № Пр-2302. Новые нормативы рассчитаны с учетом увеличения до 12 лет межремонтных сроков эксплуатации автомобильных дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия при соблюдении требований технических регламентов в части нормативных расчетных нагрузок. Общая концепция разработки нормативов позволяет обеспечить оптимизацию на 5% нормативов денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог в целях исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 10 июля 2015 года № АД-П9-4613. Расчетный экономический эффект от реализации стратегии финансирования по откорректированным нормативам составляет 14 млрд рублей в год. Ключевые слова:
нормативы финансовых затрат, капитальный ремонт, ремонт и содержание, увеличение межремонтных сроков, сеть автомобильных дорог, условия формирования актуализированных нормативов, правила расчета, финансирование УДК:
625.76:657.471 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье приводится сопоставление аналитических и численных расчетов фильтрационной консолидации в специальных геотехнических программах ГЕО5 Осадка, Settle3D и Plaxis 2D с известным аналитическим решением Н.А. Цытовича. Если в инженерных программах, реализующих алгоритмы автоматизации аналитических расчетов, сопоставление выполняется прямым способом, то в программах численного моделирования необходимо правильно задать исходные условия и настроить все влияющие параметры для корректного сопоставления. Ключевые слова:
геотехника, численное моделирование, метод конечных элементов (МКЭ), программа Plaxis, консолидация, теория фильтрационной консолидации УДК:
624.131 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье представлены результаты исследований, которые показывают, что величина снижения скорости распространения электромагнитной волны в грунтах в талом состоянии, по сравнению с мерзлым, зависит от их влажности. Показано, что эта зависимость аппроксимируется линейной эмпирической формулой, на основе которой предложена методика мониторинга состояния грунтов по данным разносезонных измерений. С целью объективной интерпретации результатов исследований в условиях криолитозоны разработаны признаки для выявления зон повышенной влажности, таликов, участков ослабленных грунтов, пучения и границ миграции грунтовых вод. Возможность разработанной методики показана на примере георадиолокационного обследования автомобильных дорог Якутии. Ключевые слова:
георадиолокация, мониторинг, грунты, мерзлые породы, влажность, диэлектрическая проницаемость УДК:
621.396.96:625.731.4 (571.56) Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук, профессор Т.В. Самодурова,
канд. техн. наук, доцент О.В. Гладышева,
канд. техн. наук Ю.В. Бакланов,
канд. техн. наук, доцент Н.Ю. Алимова,
инженер К.В. Панферов
(Воронежский государственный
технический университет)
Конт. информация: samodurova@vgasu.vrn.ru; ov-glad@ya.ru; baklanovmail@mail.ru; natalimowa@ya.ru; kvpan@ya.ru
+7(473)271-52-02
Аннотация:
Приведены результаты исследований по определению расчетных параметров метелевой деятельности для 17 областей Центрального федерального округа. По результатам исследований разработан комплект специальных карт, отражающих распределение объемов снегопереноса и снегоприноса по 16 направлениям (румбам) для всей территории Центрального федерального округа. Приведены рекомендации по использованию картографического материала для проектирования снегозащитных мероприятий и пример такого проектирования для участка дороги в Московской области. Ключевые слова:
зимнее содержание дорог, метелевые заносы, параметры метелевой деятельности, карты, снегозащита УДК:
625.768.6: 528.91 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук Р.А. Еремин
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук, доцент Ю.А. Сухобок
(Дальневосточный государственный
университет путей сообщения),
аспирант Н.Ю. Рассадкин
(МГТУ им. Н.Э. Баумана)
Конт. информация: +7(967)448-78-75;
+7(967)448-78-75;
+7(977)864-82-91; r.eremin.01@gmail.com; khvyus@gmail.com; battleg@yandex.ru
Аннотация:
Приведены результаты обследования и изысканий дорожных одежд автомобильных дорог с помощью новой технологии геопространственного моделирования георадарных данных, которая является симбиозом георадиолокационной и геодезической съемок. Рассмотрены результаты решения задач по оценке толщины слоев дорожной одежды, выявлению участков проседания слоев дорожной одежды и объяснению причин деформации дорожного покрытия. Отличием предлагаемой технологии от похожих решений зарубежных компаний, таких как Roadscanners (Финляндия), IDS (Италия), MALA Geoscience (Швеция) и др., является высокая универсальность и ориентированность на отечественную практику в области дорожного хозяйства Российской Федерации. Ключевые слова:
дороги, искусственные сооружения, дорожная одежда, толщина слоев, георадар, лазерное сканирование, спутниковые системы, 3D модели, системы автоматизированного проектирования, геоинформационные системы УДК:
625.8:550.835 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук, профессор А.В. Руденский
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: ruda0704@yandex.ru
Аннотация:
В статье рассмотрены пути повышения эксплуатационной долговечности дорожных асфальтобетонных покрытий путем сокращения образования выбоин в процессе эксплуатации. Показано, что эта задача может быть решена совершенствованием технологии производства асфальтобетонных смесей и улучшением системы технических требований к асфальтобетону, обеспечивающих повышение его водостойкости. Ключевые слова:
асфальтобетон, выбоины, повышение водостойкости, совершенствование технологии производства смесей УДК:
625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук профессор Б.А. Асматулаев,
канд. техн. наук Р.Б. Асматулаев,
инженер А.Т. Ордабаев,
инженер Р.Р. Езмахунов,
инженер А.Е. Ошанов,
инженер У.Ш. Касымов
(КазНИиПИ «Дортранс»)
Конт. информация: boris-aisa@mail.ru
Аннотация:
Вопросам круглогодичного дорожного строительства до сих пор не уделяется достаточного внимания, хотя это позволило бы избежать 5-ти - 7-ми месяцев простоя. В статье приведены результаты исследований технологии зимнего строительства дорог из медленнотвердеющих шлакобетонов. Впервые в Казахстане разработаны и испытаны при строительстве дорог самовосстанавливающиеся дорожные бетоны, которые уже упрочняются в течение 30-40 лет безремонтной эксплуатации дорог. Основными структурообразующими новообразованиями в бетоне в преобладающем количестве являются гелевидные низкоосновные гидросиликаты кальция типа C-S-H, наноразмерных величин, что обеспечивает надежную эксплуатацию дорог без повреждений под воздействием климатических и транспортных нагрузок. Ключевые слова:
зимнее дорожное строительство, технология, отрицательные температуры, замораживание-оттаивание, прочность, исследование, опыт, мониторинг, самовосстановление, наноструктура бетона УДК:
625.7:625.841+669.162.275.2 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук, профессор О.А. Красиков
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: krasikov@rosdornii.ru
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы соответствия требований к ровности дорожных покрытий по просветам под трехметровой рейкой требованиям по международному индексу ровности IRI, которые представлены в актуализированной редакции СНиП 3.06.03-85. На основе сопоставительного анализа сделан вывод о том, что нормы ровности по трехметровой рейке не соответствуют нормам по шкале IRI, которые являются более жесткими. Рассмотрена дифференцированная оценка ровности дорожных оснований и покрытий по шкале IRI. Оценка «отлично» отличается от «удовлетворительно» на 22-45%, что можно рассматривать как улучшение начальной ровности в период строительства. Это способствует оптимизации эксплуатационных расходов и увеличению срока службы дорожного покрытия. На основе сравнения норм ровности в период строительства с нормами в период эксплуатации установлена разница между ними, которая составляет 1,1-3,3 м/км. Такой интервал достаточен для обеспечения нормативов межремонтных сроков службы дорожных покрытий. Ключевые слова:
ровность дорожных оснований и покрытий, просветы под трехметровой рейкой, международный индекс ровности IRI, дифференцированная оценка ровности, срок службы дорожного покрытия УДК:
625.7 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук Ф.К. Горбунов
(Институт химии твердого
тела и механохимии СО РАН),
инженер Ю.Н. Шевцов
(ООО НПП «Новасиб»),
канд. техн. наук Л.К. Бердникова
(Институт химии твердого
тела и механохимии СО РАН)
Конт. информация: f1123723@yandex.ru; shewtsow@yandex.ru
Аннотация:
Статья касается результатов исследования термодинамических характеристик универсальной заливки дорожной (УЗД) с целью применения при ремонте улично-дорожной сети. Ключевые слова:
автомобильная дорога, дорожное покрытие, климатические воздействия, композиционный материал УДК:
625.76:678.7+536.4 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук, профессор Н.С. Ковалев
(Воронежский государственный аграрный
университет имени императора Петра I),
ст. преподаватель Е.Н. Отарова
(«ВОЕННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР»
Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»)
Конт. информация: NSKovalev@mail.ru; ekaterina.otarova@mail.ru
Аннотация:
Рассмотрен вопрос утилизации гидроокисей (шламов) с целью защиты окружающей среды и обеспечения работы очистных сооружений в замкнутом цикле. Предлагается применение гидроокисей (шламов) для активации поверхности минеральных материалов асфальтобетонных смесей и для приготовления активированного минерального порошка Модификация минеральных порошков шламами гальванических производств (в количестве 7-12%) путем совместного помола их с известняком способствует повышению качества асфальтобетона, в том числе прочности, тепло- и водостойкости, при снижении расхода битума по сравнению с асфальтобетоном на основе немодифицированного минерального порошка. Ключевые слова:
регенераты, гидроокиси (шламы), утилизация, асфальтобетонные смеси, активированный минеральный порошок УДК:
625.855 Файл статьи:Загрузить
Канд. мед. наук Е.Д. Юрасова
(ВОЗ РФ),
д-р техн. наук, профессор В.Д. Кондратьев
(Московский автомобильно-
дорожный государственный
технический университет (МАДИ))
Конт. информация: yarasovae@who.int; k-051310@mail.ru
Аннотация:
Международный проект с участием России в области безопасности дорожного движения осуществлялся в двух регионах страны, Липецкой и Ивановской областях, в период с 2010 по 2014 гг. Передовые подходы были применены с целью изменения поведения пользователей дорог в отношении трех основных факторов, влияющих на исход дорожно-транспортных происшествий: скорость движения, использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств. Проект включал социальный маркетинг в сочетании с усиленным правоприменением. Ключевые слова:
безопасность дорожного движения, консорциум, глобальный проект, повышение потенциала, мониторинг, правоприменение, факторы риска, социальный маркетинг, консультативный совет УДК:
625.7:656.13.08 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук Н.А Лушников,
канд. техн. наук П.А. Лушников
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
д-р техн. наук В.А Кретов,
канд. техн. наук В.Е. Николаевский
(Российский университет транспорта (МИИТ))
Конт. информация: p.lushnikov@rosdornii.ru
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, связанные с оптимальной скоростью движения транспортного потока. Приведены соотношения для оценки неравномерности скорости и примеры их использования. Ключевые слова:
автомобильная дорога, транспортный поток, скорость движения, коэффициент вариации, плотность транспортного потока УДК:
656.13 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук А.Л. Рыбин
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: Rybin@rosdornii.ru
Аннотация:
Рассматривается пример анализа причин дорожно-транспортных происшествий на основе принципа Парето для последующего их устранения. Ключевые слова:
причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП), принцип Парето, выбор мероприятий, безопасность дорожного движения УДК:
656.081 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук, доцент И.Н. Старишко
(Вологодский государственный университет)
Конт. информация: starishkoi@mail.ru
Аннотация:
Приводятся результаты расчетов внецентренно сжатых железобетонных элементов в предельном состоянии по несущей способности с учетом всех возможных напряжений в продольной арматуре площадью от RS до RSC, вызванных разными значениями эксцентриситета е продольной силы N. Методика расчета основана на совместном решении уравнений равновесия продольных сил и внутренних усилий с уравнениями равновесия изгибающих моментов в предельном состоянии по прочности нормальных сечений. Ключевые слова:
внецентренно сжатые элементы, уравнения равновесия, несущая способность, напряженно-деформированное состояние, эксцентриситет УДК:
624.046.2 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук В.И. Попов,
аспирант Фам Туан Тхань,
аспирант Нгуен Ван Хиен,
аспирант Нгуен Мань Ха
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: +7 (925)010-10-97;
+7 (968)475-34-79;
+7 (965)299-80-68;
+7 (963)961-32-06; vpopov@stpr.ru; pthanh_2008@mail.ru; nvhienmadi@gmail.com; manhhamta@gmail.com
Аннотация:
В статье приведены результаты анализа теоретических исследований работы однопролетных путепроводов с интегральными устоями с прямым, косым и криволинейным расположением в плане. Рассмотрены случаи применения в интегральных устоях стальных свай Н-образного и трубчатого сечений и показано, что для путепроводов с интегральными устоями трубчатые сваи наиболее предпочтительны. Установлено, что включение в работу путепроводов переходных плит снижает величину изгибающих моментов в сваях и уровень нормальных напряжений в их сечениях. Рекомендовано для косых и криволинейных путепроводов применять заглубленные переходные плиты, а для прямых в плане – поверхностные, образующие с устоем и пролетным строением единую конструкцию. Ключевые слова:
интегральный устой, путепровод, переходные плиты, перемещения, напряжения УДК:
625.745.12 Файл статьи:Загрузить