Д-р техн. наук, профессор А.В. Кочетков,
канд. техн. наук, доцент Л.В. Янковский,
д-р техн. наук, профессор М.Г. Бояршинов
(Пермский национальный исследовательский
политехнический университет),
канд. техн. наук, доцент Н.В. Щеголева
(Саратовский государственный технический
университет имени Гагарина Ю.А.),
канд. техн. наук И.Г. Шашков
(Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»)
Конт. информация: soni.81@mail.ru
Аннотация:
Аэродинамические испытания для определения оптимальных геометрических параметров автомобильных дорог и их элементов обустройства на основе аэродинамического моделирования проводятся с целью оценки их снегозаносимости. Предметом исследования при проведении аэродинамического эксперимента была выемка с ограждающим ее снегопередувающим экраном. Эксперимент проводился в Учебной лаборатории вычислительного эксперимента в механике кафедры МиКМ Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Впервые разработана методика совместного проведения математического и натурного аэродинамического моделирования размещения экранов и процессов их взаимодействия с ветровыми метелевыми потоками снегопереноса при зимнем содержании автомобильных дорог общего пользования. Результаты эксперимента рекомендуются для теоретического и практического применения и дальнейшего совершенствования в теоретическом обеспечении и практики зимнего содержания автомобильных дорог общего пользования. Ключевые слова:
аэродинамические испытания, аэродинамическая труба, снегопредувающие экраны, снегоперенос, выемка, ветровая ловушка, давление, визуализация, скорость потока, моделирование, масштабная модель. УДК:
625.7/.8:625.768.5 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук А.В. Руденский
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: ruda0704@yandex.ru
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы совершенствования системы технических требований к дорожным асфальтобетонам и битумам, а также к принципам расчета дорожных конструкций на устойчивость к основным видам повреждений, возникающим в процессе эксплуатации. Ключевые слова:
дорожные покрытия, асфальтобетон, битум, технические требования, сроки службы. УДК:
625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук В.А. Николаев
(Ярославский технический университет)
Конт. информация: Nikolaev53@inbox.ru
Аннотация:
Предложена методика расчета скорости агрегата с прямоточным роторным рыхлителем, предназначенным для устройства кювета автомобильной дороги при ее строительстве. Ключевые слова:
автомобильная дорога, кювет, рыхление грунта, прямоточный роторный рыхлитель, скорость. УДК:
625.7:631.31 Файл статьи:Загрузить
Канд. экон. наук С.Л. Сазонов,
аспирант Чэнь Сяо (КНР)
(Центр экономических и социальных исследований
Китая Института Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН))
Конт. информация: sazonovch@mail.ru; xiaoxiao2016@yandex.ru
Аннотация:
Рассмотрен вопрос развития сети высокоскоростных автомобильных дорог в Китае. Обоснована актуальность создания сети таких дорог. Благодаря современным автомагистралям ускоряется конвергенция уровней социально-экономического развития и экономическая интеграция провинций и автономных районов КНР, формируется масштабное региональное пространство. Кроме того, уменьшаются транспортные расходы предприятий всех отраслей экономики и, наряду с увеличением скорости движения автомобилей, возрастает грузооборот, повышается транспортная мобильность, сокращается необходимость в излишних складских запасах. В результате повышается производительность труда, возрастает конкурентоспособность местных производителей, обеспечивается их выход на ранее недоступные региональные рынки. Ключевые слова:
Китай, высокоскоростные автомобильные дороги, дорожное строительство, инвестиции, дефицит местных бюджетов, мультипликативный эффект. УДК:
625.7(510) Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук А.В. Бобков
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bobkov@rosdornii.ru
Аннотация:
Рассмотрены вопросы уменьшения неэффективных затрат и повышения результативности природоохранных мероприятий, совершенствование экологического законодательства применительно к автомобильным дорогам Российской Федерации, в связи с вступившими в силу поправками с 01.01.2019 г. в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Ключевые слова:
охрана окружающей среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог, оценка воздействия на окружающую среду, очистные сооружения. УДК:
УДК 625.7:504.5:349.6 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук В.В. Силкин,
д-р техн. наук А.П. Лупанов,
канд. техн. наук В.В. Рудакова,
студент С.С. Горохов
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ)),
инженер А.В. Силкин
(АО «АБЗ КАПОТНЯ»)
Конт. информация: alesilkin@yandex.ru
Аннотация:
Определены основные направления обеспечения экологической безопасности при производстве асфальтобетонных смесей на асфальтобетонных заводах. Приведены результаты анализа систем улавливания пыли и очистки газов на асфальтобетонных заводах (АБЗ) дорожного хозяйства. Отмечается, что в целях обеспечения повышающихся экологических требований к АБЗ необходимо совершенствование систем улавливания и очистки газов. Приведены практические рекомендации по снижению выбросов загрязняющих веществ при производстве асфальтобетонных смесей на асфальтобетонных заводах. Ключевые слова:
АБЗ (асфальтобетонный завод), асфальтобетонные смеси, загрязняющие вещества, мазут, природный газ, теплые смеси, тканевый фильтр, экологические требования. УДК:
УДК 691.168:5:504. Файл статьи:Загрузить
Инженер Е.Ю. Подъяпольская
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук С.М. Дмитриев,
ассистент В.А. Долженков
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: Chepolinka17@mail.ru
Аннотация:
В статье рассмотрена возможность применения оригинального решения для предотвращения обледенения покрытий и ускорения зимней уборки городских дорог и улиц путем внедрения в дорожную конструкцию электропроводящего бетона. Приведены результаты исследования физико-механических свойств данного материала, его тепло- и электропроводности. Ключевые слова:
«теплые дороги», бетон, зимнее содержание, утилизация снега, углерод, электропроводность. УДК:
УДК 691.32:625.76:625.8«324» Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности структуры асфальтобетона и основные структурно-реологические параметры, определяющие долговечность асфальтобетонных покрытий. Обоснован термофлуктуационный и фрактальный подход к оценке деформативных и прочностных свойств асфальтобетона. Ключевые слова:
асфальтобетон, состав, структура, прочность, деформативность, термофлуктуационные и фрактальные модели. УДК:
691.168:625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье представлен обзор применения активированных минеральных порошков, полученных разными способами из местного сырья (некарбонатных горных пород), для приготовления асфальтобетонных смесей. Ключевые слова:
активированный минеральный порошок, асфальтобетон, асфальтовое вяжущее, длительная водостойкость. УДК:
691.168:625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье дан анализ зарубежного опыта (США) в вопросах проектирования оптимальных составов асфальтобетонных смесей и прогнозирования долговечности асфальтобетонных покрытий с использованием наиболее значимых эксплуатационных характеристик асфальтобетона. Рассмотрены алгоритмы исследований в данном направлении, позволяющие оценить качественные характеристики асфальтобетона в условиях эксплуатации дорожного покрытия. Ключевые слова:
проектирование асфальтобетонной смеси, методология Superpave (объемные характеристики), эксплуатационные характеристики (ЭХ) асфальтобетона, прогнозирование долговечности асфальтобетонных дорожных покрытий. УДК:
625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук А.П. Лупанов
(АО «АБЗ КАПОТНЯ»),
канд. техн. наук А.С. Суханов
(ООО «Дорэксперт»),
главный инженер В.А. Лупанов
(ОАО «АСДОР»),
канд. техн. наук В.В. Силкин,
аспирант И.О. Козиков
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: dorexpert@yandex.ru
Аннотация:
Статья посвящена исследованию влияния отходов мягкой кровли при их использовании на свойства литых асфальтобетонных смесей. Установлено, что введение отходов мягкой кровли в количестве 3,5 % позволило обеспечить получение литого асфальтобетона, отвечающего техническим требованиям. Научная и практическая значимость полученных результатов для дорожной отрасли заключается в обеспечении качества производства литых асфальтобетонных смесей при снижении их стоимости и создании условий для увеличения объемов производства литого асфальтобетона для строительства и ремонта автомобильных дорог. Ключевые слова:
литой асфальтобетон, битум, кровельный битум, отходы мягкой кровли, утилизация, экономическая эффективность. УДК:
692.4:625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук Г.С. Бахрах (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bakhrakh@rosdornii.ru
Аннотация:
Рассмотрены результаты проведенного в США исследования влияния порошкообразных добавок на прочность асфальтогранулобетона в сухом и влажном состояниях. Приводится интерпретация полученных результатов с учетом данных автора настоящей статьи. Показано, что результаты исследований подтверждают правильность подхода при разработке соответствующего отечественного нормативного документа. Ключевые слова:
асфальтогранулобетон, вспененный битум, добавка заполнителя, прочность при расколе, холодная регенерация. УДК:
625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук В.Е. Копылов,
канд. техн. наук О.Н. Буренина
(Институт проблем нефти и газа СО РАН)
Конт. информация: kopvic@gmail.com; bon.ipng@mail.ru
Аннотация:
В статье представлены результаты исследований рабочего температурного интервала битума в смеси с различными минеральными порошками и его влияние на термостабильность асфальтобетонов. Установлено, что применение минеральных порошков из природного цеолита позволяет расширить рабочий температурный интервал вяжущего, и, как следствие, повысить термостабильность асфальтобетонов. Ключевые слова:
температура размягчения, температура хрупкости, рабочий температурный интервал, асфальтобетон, термостабильность. УДК:
691.168:625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук Г.С. Бахрах
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bakhrakh35@mail.ru
Аннотация:
Рассмотрено современное состояние методов оценки сопротивления асфальтобетона колееобразованию. Приведены результаты оценки усовершенствованного метода испытания, предложенного в США. Ключевые слова:
дорожная одежда, асфальтобетон, микродеформация, пластичное колееобразование, повторное нагружение. УДК:
625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук В.А. Золотарев
(Харьковский национальный
автомобильно-дорожный университет (ХНАДУ))
Конт. информация: kafedradsm@gmail.com
Аннотация:
В статье рассмотрены процессы деформирования асфальтобетона. Приведены обобщенные температурно-временные (частотные) зависимости. Предложен индекс релаксационной чувствительности, раскрывающий механизм деформирования в широком временном диапазоне. Показана его чувствительность к скорости деформирования и температуре. Установлена зависимость температуры механического стеклования асфальтобетона от частоты и времени деформирования. Ключевые слова:
модуль упругости, частота, температура, время релаксации, изгиб, сдвиг, температура стеклования. УДК:
625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Аспирант Н.М. Макаров
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: mak01@mail.ru
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема недостаточной видимости в зимнее время на улично-дорожной сети в г. Якутске, изложены причины данного явления. Сообщается о способах измерения расстояния видимости на аэродромах и автомобильных дорогах. Приведена полученная зависимость между температурой воздуха и расстоянием видимости. Ключевые слова:
безопасность дорожного движения, морозный туман, расстояние видимости, интенсивность движения. УДК:
625.7:656.13(571.56) Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук В.Д. Кондратьев
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ)),
д-р техн. наук А.И. Куприянов
(Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)),
д-р техн. наук А.В. Щепкин
(Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН),
инженер А.Ю. Чудинов,
инженер Е.О. Павлюкевич
(АО «АКГ «РБС»)
Конт. информация: k-051310@mail.ru; aik@mai.ru; av_shch@mail.ru; Choodinov@rbsys.ru; PavlyukevichEO@rbsys.ru
Аннотация:
Обосновывается актуальность использования сценарного подхода при формировании стратегии в области безопасности дорожного движения на среднесрочную перспективу с целью выявления приоритетных направлений деятельности и системы соответствующих мероприятий. Рассматриваются прогрессивный и инерционный сценарии с учетом развития социально-экономической обстановки в России для случая, когда внешняя среда формирует ситуацию, при которой с каждым годом будет неуклонно увеличиваться количество ДТП и лиц, погибших в результате ДТП Ключевые слова:
безопасность дорожного движения, стратегия, прогнозная модель, сценарии развития. УДК:
656.13(470+571) Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук С.В. Витолин
(Волгоградский государственный
технический университет)
Конт. информация: vitolinsv@mail.ru
Аннотация:
В статье определены значение и критерии безопасности дорожного движения для регулируемого перекрестка. Регулируемые перекрестки являются наиболее выраженными местами концентрации ДТП на улично-дорожной сети г. Волгограда. Безопасность дорожного движения является определяющим потребительским свойством регулируемого перекрестка. Предложены методология оценки и повышения безопасности дорожного движения на регулируемом перекрестке и классификация критериев безопасности дорожного движения, которая включает: сигнально-технические, конструктивно-геометрические и статистические критерии. Безопасность дорожного движения на регулируемом перекрестке определяют условия видимости и оценка возможности проезда регулируемого перекрестка. Условия видимости должны сигнально-технически компенсироваться устройством бесконфликтного пропуска транспортных и пешеходных потоков, а также длительностью промежуточных тактов в цикле регулирования. Увеличение длительности промежуточных тактов приводит к повышению безопасности дорожного движения, но при этом снижается практическая пропускная способность транспортных потоков. Ключевые слова:
безопасность дорожного движения, аварийность, светофорное регулирование, регулируемый перекресток, экспертный опрос. УДК:
656.056.4 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук А.Л. Рыбин
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: Rybin@rosdornii.ru
Аннотация:
В статье обсуждаются вопросы миграции ДТП и эффективно-сти мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом зоны их влияния на участки улично-дорожной сети. Ключевые слова:
миграция дорожно-транспортных происшествий (ДТП), эффективность мероприятий, участок дороги. УДК:
656.11:656.081 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
Статья касается выполнения расчета сталежелезобетонного пролетного строения моста методом конечных элементов с учетом податливости стыка железобетонной плиты c верхним поясом стальной балки. Разработаны алгоритмы расчета поперечных сечений без допущений об абсолютной жесткости поперечного сечения, т.е. в обход гипотезы плоских сечений, что повышает точность определения напряжений в различных элементах пролетного строения. Анализ расчетной схемы при расчете на равномерно-распределенную нагрузку от собственного веса показал, что учет податливости соединения приводит к значительному перераспределению усилий между железобетонной плитой и верхним поясом стальной балки. Ключевые слова:
сталежелезобетонные мосты, напряженно-деформированное состояние мостовых конструкций. УДК:
624.21.014.2 Файл статьи:Загрузить