Аннотация:
В статье описаны определительные испытания подсистемы мониторинга параметров транспортного потока, проведенные ФАУ «РОСДОРНИИ», в рамках реализации научно-исследовательской работы по теме «Проведение исследований технологий интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих безопасное и эффективное движение высокоавтоматизированных транспортных средств в условиях реального транспортного потока на автомобильных дорогах общего пользования, на основе натурных экспериментов, проводимых на пилотной зоне в Республике Татарстан (2 этап, 2024 год)», в пилотной зоне интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в Республике Татарстан. Использованные методы предназначены для формирования методики испытаний подсистемы мониторинга параметров транспортного потока, как ИТС. Результаты проведенных испытаний позволяют сделать выводы, направленные на повышение эффективности оценки функциональных характеристик и точности измерений величин параметров подсистемы мониторинга параметров транспортного потока. Полученные результаты будут использованы при развитии нормативно-технической базы в области ИТС. Ключевые слова:
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС), дорожная инфраструктура, испытания, исследования, пилотная зона, мониторинг параметров транспортных потоков, верификация. УДК:
656.13 EDN:
INRTEG Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье рассматривается актуальность применения сервисов интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в рамках функционирования подсистемы диспетчеризации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. Рассмотрена модель использования технологий обеспечения безопасности на основе системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Приводится перечень сервисов ИТС, которые могут быть использованы для обеспечения безопасно-сти перевозок опасных грузов автомобильным транспортом по дорогам общего пользования. Ключевые слова:
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС), опасный груз (ОГ), сервисы ИТС, подсистема диспетчеризации перево-зок ОГ. УДК:
656.1 EDN:
IKMKQP Файл статьи:Загрузить
Ирина Геннадьевна Насонова1 Светлана Владимировна Лира2
1Кубанский государственный технологический университет, институт строительства и
транспортной инфраструктуры, Краснодар, Россия 2Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краснодаравтодор», Краснодар, Россия 1i_am_irina_dmitrieva@bk.ru
Аннотация:
Статья отражает часть диссертационного исследования одного из авторов данной публикации. Представлены результаты исследований технологической стабильности щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей (ЩМАС), армированных синтетическим волокном. В качестве основного критерия технологической устойчивости рассматривался показатель стекания вяжущего. На основании оптимизации данного критерия были предложены эффективные составы добавок для асфальтобетонных смесей на основе синтетического волокна различной длины и короткого целлюлозного волокна в зависимости от максимальной крупности минерального заполнителя ЩМАС, а также с учетом полученных зависимостей к оценке вязкости асфальтовяжущих различного состава (для ЩМАС подобранного состава) при высокой рабочей температуре 160 °С. Разработанные методологические принципы регулирования технологических свойств щебеночно-мастичного асфальтобетона могут быть использованы как элемент системы проектирования составов ЩМАС. Ключевые слова:
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС), технологическая устойчивость, синтетическое волокно, дисперсное армирование. УДК:
691.168:625.855.3 EDN:
AXBJSW Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье рассматривается одна из важнейших задач для отечественной дорожной отрасли – достоверное определение низкотемпературных показателей битумных вяжущих. Решение данной проблемы позволит обосновано выбрать вяжущие материалы с заданными свойствами с привязкой к температурным условиям эксплуатации на участках автомобильных дорог и способные при правильном проектировании обеспечить требуемый для российских регионов уровень низкотемпературных свойств асфальтобетонных покрытий. Методология объемно-функционального проектирования (ОФП) для обозначенных целей включает использование сразу нескольких методов, каждый из которых использует отдельное испытательное оборудование. В частности, предусмотрено использование динамического реометра сдвига (DSR), реометра, изгибающего балочку (BBR) и устройства ABCD. Метод определения температуры растрескивания при помощи устройства ABCD является самым современным из методов, основанных на растрескивании образцов битумных вяжущих при низких температурах. Важным моментом является перевод напрямую фиксируемых показаний прибора в нормируемые значения показателя «температура растрескивания». В данной статье предложен вариант обоснования указанного перевода. Полученные результаты учитывались при разработке национального стандарта ГОСТ Р 58400.11. Кроме того, представлены результаты испытаний, полученные авторами для наглядной проверки сопоставимости различных методов испытаний. Проведена оценка сопоставимости результатов испытаний, полученных с применением реометра, изгибающего балочку (BBR), и устройства ABCD с применением результатов испытаний, полученных в различных лабораториях в рамках межлабораторных сравнительных испытаний дорожно-строительных материалов (МСИ) в период 2022-2023 гг. Ключевые слова:
Метод ABCD, метод BBR, температура растрескивания, битумные вяжущие. УДК:
625.7/.8: 665.775 EDN:
ZBGYQW Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В настоящее время в дорожном хозяйстве использование переработанного сырья из различных видов отходов является особенно актуальным и важным направлением ресурсосбережения. В мировой практике для устройства асфальтобетонных покрытий широко используются резиновая крошка (РК) и резиновый порошок (РП), полученные путем измельчения изношенных шин автомобилей. Преимущества, связанные с использованием РК и РП в области дорожной деятельности, позволяют сократить применение традиционных дорожно-строительных материалов, снизить количество отходов, направляемых на полигоны для захоронения, и улучшить экологическую ситуацию.
В данной обзорной статье приведен анализ микроструктуры измельченной резины, рассмотрены вопросы набухания частиц резины в битуме, однородности и фазового расслоения вяжущего, исследованы особенности ее взаимодействия с битумом в асфальтобетонной смеси при основных технологических способах производства: в качестве наполнителя в асфальтобетон-ной смеси и модификатора битумного вяжущего.
Рассмотрены дальнейшие направления исследований с целью рационального применения РК и РП в дорожном хозяйстве. Ключевые слова:
Ресурсосбережение, микроструктура, резиновая крошка (РК), резиновый порошок (РП), набухание резины, модификация битума, наполнитель, асфальтобетонные смеси. УДК:
625.7/.8:658.567 EDN:
GPLHYI Файл статьи:Загрузить
Александр Сергеевич Конорев1 Сергей Александрович Мирончук2 Евгений Александрович Еременко3 Виктор Александрович Думенко4 Илья Сергеевич Новиков5
1,2,3,4,5Российский дорожный научно-исследовательский институт
(ФАУ «РОСДОРНИИ»), Москва, Россия 1konorev@rosdornii.ruSPIN-код: 7240-7371; ORCID 0009-0007-1052-0260 2mironchuk@rosdornii.ru;SPIN-код: 5501-4190 3eremenko@rosdornii.ru SPIN-код: 3737-4889; ORCID 0009-0006-6048-2517 4dumenko@rosdornii.ru SPIN-код: 1324-9900; ORCID 0009-0002-0487-7216 5novikov@rosdornii.ru SPIN-код: 1057-5479; ORCID 0009-0001-8967-7629
Аннотация:
В статье приведены результаты анализа данных мониторинга транспортного потока в период эксплуатации автомобильной дороги. Благодаря мониторингу интенсивности движения, состава транспортного потока и весовых характеристик при помощи автоматических пунктов весового и габаритного контроля (далее – АПВГК) определены величины, характеризующие возможность применения конкретного массива данных о движении на участке дороги для определения остаточного ресурса дорожной одежды. Данный инструмент в рамках управления состоянием дорожной одежды позволяет выявить наиболее проблемные участки автомобильной дороги, требующие первоочередного внимания и проведения соответствующих мероприятий. Кроме того, такие данные способствуют оптимизации расходов на содержание дороги путем выбора наиболее эффективных подходов к приоритизации работ, а также назначению мероприятий по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции. Ключевые слова:
Транспортный поток, пункт учета интенсивности движения, АПВГК, осевая нагрузка, остаточный ресурс. УДК:
625.7/.8 EDN:
YCQDFG DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-09-26 Файл статьи:Загрузить
Шерали Назаралиевич Валиев1 Владимир Сергеевич Смоленкин2 Иван Сергеевич Шатилов3 Никита Александрович Чуланов4
1,2,3,4Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет (МАДИ), Москва, Россия 1,2,3,4ООО «Малое инновационное предприятие
«Научно-Инженерный Центр Мостов и Сооружений»,
Москва, Россия 1vshn2014@gmail.com
ORCID: 0000-0001-6326-2233 2v.smolenkin@gmail.ru
ORCID: 0009-0005-4457-908X 3vfnia_@mail.ru 4сhulanovnikita23@gmail.com
ORCID: 0009-0009-8637-4145
Аннотация:
В статье представлена методика проектирования конструкции дорожной одежды и результаты устройства гидроизоляции и укладки литого асфальтобетона в условиях низких температур на автодорожном мостовом сооружении с пролетным строением из алюминиевых сплавов через реку Линда в Нижегородской области. Рассмотрены технологические аспекты, подготовительные работы, конструктивные решения и результаты производства работ. Приведены данные о температурных режимах, используемых материалах и нормативных требованиях. Практический опыт подтверждает возможность успешного применения литых асфальтобетонных смесей в условиях холодного климата, что важно для большинства регионов России. Ключевые слова:
Мостовое сооружение, пролетное строение из алюминиевых сплавов, ортотропная плита, статические и усталостные испытания, гидроизоляция, адгезия с основанием из алюминиевого сплава, сдвиг, литой асфальтобетон, технология укладки, низкая температура, холодный климат. УДК:
625.7/.8 EDN:
HDRBPQ DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-29-52 Файл статьи:Загрузить
Евгений Николаевич Симчук1 Георгий Фаррухович Кадыров2 Михаил Юрьевич Горский3 Дмитрий Викторович Медведев4 Алексей Викторович Стрельцов5
1,2,3,4АНО «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК»), Москва, Россия 5ООО «НТЦ «Геотехнологии», Московская область, Россия 1simchuk@niitsk.ru; ORCID: 0009-0008-8051-5624;
SPIN-код: 4156-4360; AuthorID: 1206910 2kadyrovgf@niitsk.ru; ORCID: 0009-0004-5017-8250;
SPIN-код: 8084-6414; AuthorID: 1206374 3gorskiy@niitsk.ru; ORCID: 0009-0002-8156-0685;
SPIN-код: 8446-5661; AuthorID: 1205237 4medvedev@niitsk.ru; SPIN-код: 1435-2811; AuthorID: 1208829 5sntc@mail.ru
Аннотация:
В статье рассмотрены существующие методы математического и физического моделирования напряженно-деформированного состояния (НДС) дорожных одежд. Проведено математическое моделирование распределения напряжений в дорожной одежде для обоснования размеров испытательного стенда. Описано проектирование и строительство испытательного стенда, обеспечивающего возможность устройства полноценных конструкций дорожных одежд и выполнение испытаний штамповыми установками статического и динамического нагружения. Выбраны и обоснованы основные параметры НДС дорожных одежд, мониторинг которых возможно осуществить серийно выпускаемым измерительным оборудованием. Определены перспективы применения стенда для устройства различных дорожных одежд и регистрации параметров НДС при выполнении исследовательских работ. Ключевые слова:
Испытательный стенд, моделирование, напряженно-деформированное состояние, датчики напряжения и деформации. УДК:
625.72:625.855.3 EDN:
DAGHTY DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-55-71 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье представлен обзор нормативных отечественных и зарубежных стандартов, содержащих требования к показателям эксплуатационного состояния участков автомобильных дорог с автоматическими пунктами весового и габаритного контроля транспортных средств (АПВГК). Дана оценка научных исследований и публикаций в области эксплуатационного состояния участков автомобильных дорог с АПВГК в Российской Федерации. Кроме того, на основе анкетирования владельцев и балансодержателей участков с АПВГК выполнен анализ опыта эксплуатации таких участков. На основании обзора стандартов, исследований и публикаций, а также с учетом их оценки определена необходимость разработки специальных требований к эксплуатационному состоянию участков автомобильных дорог с АПВГК, а также целесообразность подготовки комплекса дополнений и изменений в нормативные документы, в область применения которых входит эксплуатация автомобильных дорог. Ключевые слова:
Продольная ровность, поперечная ровность (колейность), прочность, упругий прогиб, точность взвешивания. УДК:
625.7/.8 EDN:
IXFWMA DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-72-97 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, связанные со свойствами каменного материала, входящего в состав асфальтобетонной смеси, как одного из основных компонентов, определяющих износостойкость асфальтобетона. Одним из наиболее широко используемых каменных материалов является гранит. При периодическом воздействии шипов противоскольжения автомобильной шины на зерна гранитного щебня происходит постепенное накопление повреждений, приводящее к возникновению и развитию трещин, и в дальнейшем, отделению частиц гранита от зерна (отдельной щебёнки), т.е. его износ. Предложена модель взаимодействия встроенного в автомобильную шину шипа противоскольжения с зерном гранитного щебня. С использованием методов линейной механики разрушения, путем преобразования выражения для коэффициента интенсивности напряжений, выведены соотношения между прочностью каменного материала и количеством циклов нагрузки на зерно гранитного щебня до разрушения. На основе полученных соотношений могут быть даны оценки, позволяющие сравнивать износостойкость образцов гранитного щебня, имеющего различные характеристики. Ключевые слова:
Износостойкость асфальтобетона,
модуль сдвига, предел прочности, коэффициент интенсивности напряжений. УДК:
625.855.3 EDN:
IBBAQE DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-98-109 Файл статьи:Загрузить
Александр Сергеевич Конорев1 Сергей Александрович Мирончук2 Евгений Александрович Еременко3 Виктор Александрович Думенко4,5
1,2,3,4Российский дорожный научно-исследовательский институт (ФАУ «РОСДОРНИИ»), Москва, Россия 5Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет (МАДИ), Москва, Россия 1konorev@rosdornii.ru
SPIN-код: 7240-7371; ORCID 0009-0007-1052-0260 2mironchuk@rosdornii.ru,SPIN-код: 5501-4190 3eremenko@rosdornii.ru
SPIN-код: 3737-4889; ORCID 0009-0006-6048-2517 4,5dumenko@rosdornii.ru
SPIN-код: 1324-9900; ORCID 0009-0002-0487-7216
Аннотация:
В статье представлены результаты первых в России ускоренных испытаний двух конструкций нежестких дорожных одежд (классической и экспериментальной) с использованием симулятора колесной нагрузки «ЦИКЛОС». Исследования проводились на испытательном участке в Нижегородской области и включали комплексную оценку напряженно-деформированного состояния, колееустойчивости, температурных и влажностных режимов, а также долговечности конструкций под воздействием циклических нагрузок.
Для мониторинга параметров использовались датчики, измеряющие деформации, напряжения, температуру и влажность в различных слоях дорожной одежды.
Особое внимание уделено методологии проведения испытаний. Программа испытаний предусматривала приложение
1,5 млн нагрузок, что позволило оценить долговечность конструкций в сжатые сроки.
Приведенное исследование представляет собой важный шаг в развитии отечественной дорожной науки и практики, демонстрируя переход от лабораторных испытаний к полномасштабным полевым исследованиям с использованием современных технологий. Ключевые слова:
Дорожная одежда, ускоренные испытания, симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС», колееобразование, укрепленный грунт, модуль упругости, напряженно-деформированное состояние, температурный режим, циклические нагрузки, долговечность. УДК:
625.7/.8 EDN:
GRZYFL DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-110-128 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье рассмотрены современные расчетные модели интегральных мостов, разработанные в России и за рубежом, с учетом взаимодействия их устоев с грунтом. На основе анализа проведенных авторами расчетов по созданной расчетной модели интегральных мостов в программном комплексе MIDAS CIVIL и сравнения результатов расчетов по другому программному комплексу и натурных исследований была определена точность предлагаемой модели для ее применения в численных исследованиях интегральных мостов. Ключевые слова:
Интегральный мост, точность, расчетная модель, программный комплекс. УДК:
624.21 EDN:
UBSKSJ DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-131-144 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье рассматривается проблема оценки технического состояния составных пролетных строений мостовых сооружений, в частности выявление скрытых дефектов, связанных со снижением уровня предварительного напряжения арматуры. Существующие методы, включая визуальный и неразрушающий контроль, зачастую не позволяют эффективно выявлять такие дефекты, что может привести к внезапным отказам конструкций. В качестве решения предлагается метод вибродиагностики, основанный на анализе динамических характеристик пролетных строений, таких как собственные частоты колебаний, динамический коэффициент, коэффициент затухания и относительный коэффициент демпфирования.
Представлены результаты динамических и статических испытаний, демонстрирующие, что изменения в частотах колебаний свидетельствуют о снижении жесткости конструкции пролетного строения и потере предварительного напряжения. Предлагаемая методика вибродиагностики позволяет оперативно выявлять скрытые дефекты и эффективно оценивать техническое состояние мостовых сооружений, минимизируя временные затраты и упрощая процесс диагностики.
Уникальность метода определяется его возможностью легкой интеграции в текущие процессы диагностики эксплуатируемых мостовых сооружений, а также в отсутствии необходимости проведения работ по вскрытию конструкций и длительного перекрытия движения во время испытаний, что значительно повышает эффективность оценки технического состояния мостовых конструкций и прогнозирования их долговечности.
Отмечается, что вибрационный анализ может быть использован для оценки текущего технического состояния составных по длине пролетных строений и прогнозирования их долговечности, что важно при разработке рекомендаций по продлению срока эксплуатации мостовых сооружений. Ключевые слова:
Вибродиагностика, статические испытания, динамические испытания, предварительное напряжение, динамические характеристики, пролетное строение, мостовые сооружения. УДК:
624.21/8 EDN:
VPIOLG DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-145-168 Файл статьи:Загрузить
1Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ), Казань, Россия 2Ростехнадзор, Казань, Россия 1leongar@mail.ru
Аннотация:
Проблема недостаточной освещенности дорог в городских условиях повышает риск ДТП. Эффективное и экономичное освещение является важной задачей для обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время широко используются железобетонные опоры освещения, в связи с чем актуальной задачей является снижение их стоимости и веса. Использование полостей в железобетонных конструкциях может позволить снизить расход материалов и вес изделия, но требует тщательного изучения влияния на прочность и надежность. Цель исследования – усовершенствование конструкции типовых железобетонных опор освещения путем снижения их массы за счет формирования внутренней полости с использованием пластиковых труб. В результате проведенных исследований установлено, что использование пластиковых труб в качестве пустотообразователей позволяет снизить вес железобетонных стоек типа СВ до 20 %. Определены оптимальные размеры пластиковых труб для стоек СВ 105 и СВ 110, обеспечивающие сохранение несущей способности. Показано, что трубы из ПВХ и стеклопластика могут обеспечить целостность конструкции после разрушения железобетонного сечения. Предложенное техническое решение позволяет снизить вес и стоимость опор освещения, а также обеспечить возможность прокладки коммуникаций внутри полости. Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых конструкций железобетонных опор освещения. Ключевые слова:
Опора типа СВ, полость, железобетонная стойка, труба, напряженно-деформированное состояние. УДК:
624.04:539.3:621.315.66 EDN:
CLXKVI DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-171-186 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
Статья посвящена вопросу применения искусственных неровностей на автомобильных дорогах федерального значения, имеющих не более 2 полос движения, проходящих в населенных пунктах с установленным скоростным режимом не более 60 км/ч, на основании положительных итогов эксперимента, проведенного на территориях Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик, а также Ставропольского и Хабаровского краев. На основе результатов данного эксперимента сформулированы нормы, позволяющие применять искусственные неровности на автомобильных дорогах федерального значения. В настоящее время действующими нормативными документами применять искусственные неровности на автомобильных дорогах федерального значения не допускается.
Разработанные в ходе запланированных научных исследований предложения по внесению изменений в нормативные документы по совершенствованию правил применения искусственных неровностей обеспечат повышение безопасности дорожного движения и снизят риск наезда на пешеходов на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих через населенные пункты. Ключевые слова:
Искусственная неровность, безопасность дорожного движения, принудительное снижение скорости движения, эксперимент, участник дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, наезд на пешехода. УДК:
656.13 EDN:
TYMVMK DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-187-198 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье рассматриваются новые возможности оценки проектных решений, которые предоставляют трехмерные объектные модели автомобильных дорог, полученные в процессе информационного моделирования. На смену обобщенным оценкам качества проектных решений через анализ расчетных скоростей, пропускной способности, коэффициентов безопасности и аварийности переходят к проверки коллизий, верификации и валидации проектных решений. Приведены некоторые примеры оценки проектных решений, ранее, в условиях двумерного проектирования, недоступные для реализации. Ключевые слова:
Автомобильные дороги, информационное моделирование, информационная модель, оценка проектных решений, коллизии, верификация, валидация, пространственная видимость, динамический габарит, солнечное ослепление,
ИнфраТИМ, ДТП. УДК:
625.72:004 EDN:
TIDCEY DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-201-214 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье представлен обзор влияния технологии информационного моделирования (ИнфраТИМ) на управление процессами эксплуатации автомобильных дорог. Выделены основные особенности информационных моделей на эксплуатационной стадии в сравнении с предыдущими стадиями жизненного цикла сооружения. Рассмотрена взаимосвязь геоинформационной системы (ГИС) и ИнфраТИМ для стадии эксплуатации. Проанализированы особенности проведения паспортизации и технического учета автомобильных дорог с использованием ИнфраТИМ. Изложены основные аспекты трехмерности информационных моделей на стадии эксплуатации. Ключевые слова:
Цифровая трансформация, информационное моделирование, информационная модель, геоинформационная система (ГИС), эксплуатация автомобильных дорог, ИнфраТИМ, цифровой двойник. УДК:
625.7:004 EDN:
TQQUDM DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-215-224 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования в лабораторных условиях влияния состава цементобетонной смеси на показатель истираемости Gpt цементобетонного покрытия. Минеральная часть в бетонной смеси в значительной степени влияет на прочностные характеристики, а также на такой эксплуатационный показатель, как истираемость Gpt, который играет немаловажную роль при оценке стойкости покрытия к истиранию шипованными шинами.
Для проверки этой гипотезы были использованы составы бетонных смесей, подобранных на различных материалах с их разным соотношением. По итогам подбора бетонных смесей были произведены испытания бетонной смеси и бетона на определение технологических, прочностных и эксплуатационных характеристик. На основе исследований были сделаны выводы о влиянии способа укладки бетонной смеси, генезиса крупного заполнителя и гранулометрического состава минеральной части на показатель истираемости Gpt. Ключевые слова:
Cмеси бетонные, цементобетон, подбор состава, истираемость Gpt, гранулометрический состав, минеральные материалы, лабораторное сопровождение. УДК:
625.84 EDN:
UKJDSD DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-227-251 Файл статьи:Загрузить
Дмитрий Викторович Медведев1 Василий Викторович Наумов2 Павел Владимирович Афонин3
1АНО «Научно-исследовательский институт
транспортно-строительного комплекса» (НИИ «ТСК»), Москва, Россия 2Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия 3ООО «ТЕРАТЕКС», Благовещенск, Россия 1medvedev@niitsk.ru SPIN-код: 1435-2811; AuthorID: 1208829 2vasiliy-naumov@yandex.ru 3apv@teratexgeo.ru
Аннотация:
В статье рассмотрена эффективность применения геосинтетических материалов, выполняющих функцию разделения слоев из несвязных минеральных материалов в конструкциях автомобильных дорог. Проведен анализ действующей нормативно-технической базы и научных публикаций, посвященных роли геосинтетических материалов в предотвращении перемешивания материалов смежных слоев. На основе лабораторных исследований и натурных испытаний установлено, что использование разделяющих прослоек из геосинтетических материалов позволяет существенно снизить глубину взаимопроникновения частиц, обеспечить сохранение проектных характеристик дорожной одежды и повысить ее эксплуатационную надежность. Проведенный экономический анализ подтвердил целесообразность применения геосинтетики, продемонстрировав снижение затрат за счет уменьшения перерасхода инертных материалов. Полученные результаты дополняют имеющиеся научные данные и обосновывают включение разделяющей функции геосинтетики в проектные решения при строительстве и реконструкции автомобильных дорог. Ключевые слова:
Геосинтетические материалы, функция разделения, дорожная одежда, перемешивание слоев, лабораторные испытания, натурные исследования, экономическая
эффективность. УДК:
691.168:625.855.3 EDN:
RRSMRW DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-252-266 Файл статьи:Загрузить
Светлана Владленовна Полякова1 Юрий Эммануилович Васильев2
1Российский дорожный научно-исследовательский институт (ФАУ «РОСДОРНИИ»), Москва, Россия 2Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия 1polyakovasv@rosdornii.ru; ORCID: 0009-0005-4493-095X 2vashome@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-1634-0152
Аннотация:
Пластики широко используются в различных аспектах повседневной жизни. На мировом рынке вторичной переработки пластика доминирует полиэтилентерефталат (PET), доля которого составляет порядка 55 %. Без эффективных методов управления значительное количество образующихся пластиковых отходов (ПО) может вызвать глобальные экологические проблемы. Для решения этих проблем в зарубежной практике в области дорожного хозяйства рассматривают три основных направления применения переработанных отходов полиэтилентерефталата (rPET): в качестве пластиковых вспомогательных и конструктивных элементов дороги; при производстве геосинтетических материалов; в составе горячей асфальтобетонной смеси. Современные исследования подтверждают перспективность использования rPET в составе асфальтобетонных смесей. Особое внимание при этом уделяется разработке и внедрению наиболее эффективных технологий при обязательном соблюдении ключевого условия: их применение не должно ухудшать эксплуатационные характеристики автомобильной дороги.
С целью повышения уровня информированности участников, задействованных в экономике замкнутого цикла, в статье приведен современный анализ зарубежного опыта по использованию rPET и возможная область его применения в дорожном хозяйстве. Ключевые слова:
Ресурсосбережение, пластиковые отходы (ПО), полиэтилентерефталат (PET), переработанные отходы полиэтилентерефталата (rPET), модификация битума и асфальтобетонной смеси. УДК:
625.7/.8:658.567 EDN:
NYJPGB DOI:https://doi.org/10.70991/1815-896X-2025-1-53-269-295 Файл статьи:Загрузить