Новости института

Новости

Новости

Назад
Утверждён новый национальный стандарт на зимние дороги и ледовые переправы

Новый национальный стандарт заменит отраслевые документы прошлого века

Приказом Росстандарта от 06.08.2020 г. № 468-ст утвержден ГОСТ Р 58948-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания». Стандарт был разработан специалистами Российского дорожного научно-исследовательского института (ФАУ «РОСДОРНИИ»). Он вводит классификацию зимников и ледовых переправ, регламентирует проведение изыскательских работ с учетом применения современного оборудования, устанавливает правила устройства и содержания сухопутных автозимников, ледовых автозимников и переправ.

Зимние автомобильные дороги (далее автозимники) являются важной частью транспортной системы районов Севера и обеспечивают перевозку грузов и пассажиров в зимние и весенние периоды. Общая протяженность автозимников в Российской Федерации на 01.01.2019 г. составляет около 21976 км, ледовых переправ - 535 км. В Дальневосточном и Сибирском федеральных округах протяженность автозимников и ледовых переправ составляет 18737 км.

До настоящего времени автозимники проектировали, устраивали и эксплуатировали в соответствии с отраслевыми нормативно-техническими документами прошлого века: ВСН 137-89 «Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР» и ОДН 218.010-98 «Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ».

Новый стандарт устанавливает технические правила устройства автозимников и ледовых переправ в климатических условиях северных территорий и Заполярья Российской Федерации с устойчивыми низкими температурами, а также их эксплуатации в зимний период.

Классификация, изыскательские работы и правила проектирования

Стандарт содержит классификацию автозимников по следующим критериям:

– по категориям (Iз, IIз, IIIз);
– по периодичности эксплуатации (регулярные, временные, разового пользования);
– по расположению на местности (сухопутные и ледовые);
– по продолжительности использования (обычные и с продленным сроком эксплуатации).

Ледовые переправы классифицируются по протяженности (малые, средние и большие) и по продолжительности эксплуатации (регулярные, разового пользования).

Основные технические нормы для автозимников и ледовых переправ включают расчетные скорости в зависимости от их категории и требования к элементам поперечного профиля, плана и продольного профиля.

Состав и объем изыскательских работ устанавливается в зависимости от сложности топографических, мерзлотно-грунтовых и геологических условий с учетом освоенности района изысканий и по согласованию с заказчиком.

Правила проектирования автозимников и ледовых переправ устанавливают требования к обычным сухопутным автозимникам, автозимникам на заболоченных участках, с продленными сроками эксплуатации, ледовым автозимникам и переправам.

Устройство автозимников и ледовых переправ

Устройство сухопутных автозимников выполняется в два этапа. На первом этапе устройства автозимников на местности обозначают трассу, расчищают полосу дороги от леса, кустарника и крупных камней; планируют грунтовое основание, выполняют земляные работы на косогорных участках, на съездах с берегов рек и выездах с них, а также на участках, где требуется уменьшить продольные уклоны; сооружают мосты, трубы и противоналедные сооружения; строят линейные здания; подготавливают грунтовые карьеры для работы в зимних условиях; заготовляют дорожные знаки и дорожные сигнальные вехи.

На втором этапе выполняют работы по непосредственному устройству автозимника, которое начинается с планировки грунтового основания полотна дороги. Метод устройства снежного (снежно-ледяного) полотна автозимников заключается в постепенном наращивании снежного полотна в течение зимы на подготовленном грунтовом основании и устройстве снежных насыпей в начале зимы с последующим регулярным уплотнением свежевыпавшего снега.

Устройство ледовых автозимников и переправ так же выполняется в два этапа. На первом этапе выполняют следующие подготовительные работы:

– земляные работы на съездах с берегов рек, озер и морей и выездах с водоемов; спрямление и углубление русел на наледных участках;
– заготовку материалов и подготовку оборудования для усиления ледяного покрова;
– устройство линейных зданий;
– заготовку дорожных знаков и вех для обустройства ледового автозимника.
 
На втором этапе устройства ледовых автозимников и переправ после ледостава (когда лед может выдержать нагрузку от дорожно-строительных машин) выполняют:

– визуальную оценку состояния поверхности ледяного покрова путем специального обследования, в том числе, при необходимости, облет трассы на вертолете;
– измерение толщины льда и глубины водотока по предварительно намеченной трассе и окончательную прокладку трассы на местности;
– подготовку поверхности льда для движения транспорта (очистка от снега, расчистка наплывов льда и торосов) и усиление слабого ледяного покрова;
– обустройство дорожными знаками и ориентирующими вехами.

Содержание автозимников и ледовых переправ

Согласно новому стандарту, содержание автозимников включает работы по:

– устранению повреждений и деформаций снежного и ледяного полотна, возникающих в процессе эксплуатации;
– осуществлению мероприятий по борьбе со снежными заносами;
– проведение противоналедных и противолавинных мероприятий;
– поддержанию в исправном состоянии технических средств организации дорожного движения и других элементов обустройства.

По содержанию ледовых переправ перечень работ включает:

– устранение повреждений и деформаций ледяного полотна;
– оценку несущей способности льда при отрицательных температурах воздуха не реже двух раз в месяц, в местах с быстрым течением и на других наиболее опасных участках – раз в 5–7 дней; весной и при зимних оттепелях с температурой воздуха выше 0 °С – ежедневно с целью определения условий пропуска (скорость движения и дистанцию между автомобилями) по ледовому автозимнику и переправе;
– ежедневное проведение замеров толщины льда до его достижения минимального допустимого значения для пропуска автотранспортных средств различной грузоподъемности;
– осуществление контроля за весовыми параметрами пропускаемых по ледовой переправе нагрузок, не допуская превышения ее грузоподъемности.

2.png
Ледовая переправа в Усть-Пристанском районе Алтайского края

3.jpg
Ледовая переправа «Хатассы-Павловск» Республика Саха (Якутия)

Соблюдение требований национального стандарта ГОСТ Р 58948-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания» обеспечит повышение безопасности дорожного движения, повышение скорости и надежности доставки грузов.