В Кемерово проходит 20-я ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция Ассоциации «РАДОР» по современным технологиям строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, в которой принимают участие представители Минтранса России, Федерального дорожного агентства, Правительства Кузбасса и представители дорожной отрасли российских регионов.
На мероприятии обсуждают итоги дорожной деятельности за 2023 год, реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги», актуализацию нормативно-технических документов, применение современных технологий при проведении ремонтных работ на дорогах.
От ФАУ «РОСДОРНИИ» с докладами выступили генеральный директор Александр Бедусенко и директор департамента ценообразования Анна Платунова.
Александр Бедусенко рассказал про ускоренные методы испытаний дорожных одежд при помощи симулятора колесной нагрузки «ЦИКЛОС».
«С помощью СКН «ЦИКЛОС» выполняется анализ показателей всех конструктивных слоев дорожных одежд, оценивается состояние исследуемых конструкций на соответствие нормативно-техническим требованиям, анализируется работоспособность материалов для выбора варианта конструкции дорожных одежд, обеспечивающую лучшую устойчивость к воздействию нагрузок», – отметил эксперт.
СКН «ЦИКЛОС» является инновационным проектом, разработанным по заказу РОСДОРНИИ в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». С помощью него можно проводить ускоренные испытания полномасштабных дорожных одежд путем симуляции непрерывного приложения заданной циклической нагрузки на поверхность покрытия, тем самым воплощая одно из наиболее перспективных направлений в дорожной науке, которое позволяет получить эффективную оценку применяемых материалов для прогнозирования их поведения в реальных условиях эксплуатации.
Для проведения ускоренных испытаний с использованием СКН «ЦИКЛОС» сначала разрабатывается программа испытаний, на основе которой осуществляется строительство дорожной одежды в испытательной секции с поэтапным заложением датчиков мониторинга при устройстве конструктивных слоев, далее проводятся предварительные испытания, включающие: применение лабораторного, диагностического оборудования, а также непосредственное приложение нагрузки СКН «ЦИКЛОС» в статическом и динамическом режиме. По завершению предварительного этапа работ начинаются основные испытания СКН «ЦИКЛОС в соответствии с принятыми параметрами программы испытаний.
Во время основных испытаний периодически осуществляется оценка транспортно-эксплуатационного состояния, а также несущей способности испытываемой дорожной конструкции при помощи специализированного диагностического оборудования и визуального мониторинга. По завершении данных работ все полученные данные обрабатываются и анализируются.
В 2023 году введен в эксплуатацию дорожно-испытательный комплекс (полигон «ЦИКЛОС») на площадке ФАУ «РОСДОРНИИ» в Голицыно. Полигон разработан для единого методологического обеспечения проводимых испытаний и исследований, учитывающего комплексный подход для получения качественного результата.
Анна Платунова рассказала участникам конференции о переходе дорожной отрасли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости.
С 22 февраля 2024 года с выходом письма Минстроя России о публикации сметных цен и индексов изменения сметной стоимости по однородным группам строительных ресурсов за I квартал в ФГИС ЦС фактически состоялся переход к ресурсно-индексному методу определения сметной стоимости всех объектов капитального строительства, включая автомобильные дороги и искусственные дорожные сооружения.
Для успешного внедрения ресурсно-индексного метода в дорожном хозяйстве необходимо обеспечить ежеквартальный мониторинг цен специализированных строительных ресурсов, применяемых для выпуска индексов по группам однородных ресурсов.
В соответствии с приказом Минстроя России в перечень специализированных строительных ресурсов для дорожного хозяйства входят 93 специализированных ресурсов, из которых более 70 позиций – материальные ресурсы и порядка 20 – машины и механизмы. Именно они будут определять динамику изменения стоимости групп ресурсов, на которые отсутствуют текущие сметные цены во ФГИС ЦС.
Изменения Методики определения сметной стоимости 421/пр утверждены приказом Минстроя России от 30.01.2024 № 55/пр. Они касаются установления механизма определения затрат на ведение информационной модели на этапе строительства, уточнения порядка определения затрат на строительный контроль, применения коэффициентов к оплате труда на технически сложных объектах, на верхолазные работы и другие.
Также приказом Минстроя России от 16.02.2024 № 102/пр «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. № 1046/пр «Об утверждении сметных нормативов» утверждено 9 дополнение к ФСНБ-2022, которым утверждено 508 новых сметных норм, 1762 сметные нормы актуализированы, 332 новых строительных материалов добавлено в ФСБЦ, 251 строительный материал откорректирован, 58 ресурсов исключено, 13 новых машин и механизмов добавлено в ФСЭМ, 2 позиции машин и механизмов откорректировано и 6 исключено.
«РОСДОРНИИ активно вовлечен в работу по планированию и разработке сметных нормативов. В марте 2024 года мы запустили голосование на предмет выявления целесообразности и приоритетности разработки и актуализации сметных норм, материальных ресурсов и предложений о внесении изменений в ФССЦ. Голосование доступно на сайте Института», – отметила Анна Платунова.
Также на сайте «Система повышения квалификации для работников дорожного хозяйства» можно ознакомиться с проектами отраслевых нормативных документов по ценообразованию, а также внести замечания и предложения по вопросам актуализации отраслевой сметно-нормативной базы.