Уважаемые посетители сайта! Ответы на часто задаваемые вопросы предоставлены в полном объеме на образовательном портале дорожного хозяйства ФАУ «РОСДОРНИИ»
Ответы на ряд общих вопросов вы можете найти здесь:
Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) имеет приоритет над национальным законодательством на основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Статьей 4 ТР ТС 014/2011 установлено обязательное требование: «Соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия».
Исходя из вышеизложенного, в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования приоритетными требованиями обладают межгосударственные стандарты, обеспечивающие требования ТР ТС 014/2011.
Примечания:
1. Следует учитывать, что отдельные требования, не установленные в межгосударственных стандартах, входящих в доказательную базу ТР ТС 014/2011, или содержащиеся в них в виде бланкетных норм, могут быть установлены в национальных стандартах, которые разрабатываются в развитие стандартов, применение которых обеспечивает соблюдение требований ТР ТС 014/2011, с учетом региональных особенностей проектирования, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений.
2) При принятии решения также необходимо учитывать положение Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ (пункт 2 статьи 4), которым установлена обязательность применения документов по стандартизации, включенных Правительством Российской Федерации в перечень документов, применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. № 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. В указанный перечень входят как межгосударственные, так и национальные стандарты.
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 (пункт 8.1.3) опоры освещения относятся к массивным препятствиям. Учитывая требования ГОСТ 52289-2019 (пункт 8.1.6, группа Е), в населенных пунктах перед такими препятствиями должны быть установлены дорожные ограждения, если они расположены на расстоянии 4 м и менее от кромки проезжей части.
В населенных пунктах для ограждения опор освещения или опор (колонок) светофоров, которые также являются массивными препятствиями, в качестве дорожных ограждений возможно применение бордюрных ограждений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 (пункт 4.6.1.10). В иных случаях, предусмотренных для установки дорожных ограждений по ГОСТ Р 52289-2019 (раздел 8) в населенных пунктах и вне населенных пунктов, следует применять барьерные, парапетные, тросовые или комбинированные типы удерживающих для автомобилей дорожных ограждений.
Для установки бордюрных ограждений следует применять бортовые камни по ГОСТ 32961-2014.
Комментарий. В настоящее время ведется работа по пересмотру ГОСТ 33127-2014 и ГОСТ 33128-2014, в ходе которой рассматривается вопрос о дополнении перечня типов дорожных ограждений ограждениями бордюрного типа и требованиями к ним. С актуальными редакциями проектов данных стандартов можно ознакомиться на сайте ТК 418 «Дорожное хозяйство» по ссылке: https://tk418.ru/standartization/disqus/. По результатам пересмотра данная информация будет дополнена.
В настоящее время в Российской Федерации действует договор о Евразийском экономическом Союзе, ратифицированный Федеральным законом от 03.10.2014
№ 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (далее – Договор).
Во исполнение Договора минимально необходимые требования безопасности
к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям установлены техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (далее – ТР ТС 014/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827.
В соответствии с Единым перечнем продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза
(с изменениями на 21.02.2020), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526, автомобильные дороги являются отдельным самостоятельным объектом технического регулирования.
Так объектами технического регулирования ТР ТС 014/2011 являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия.
Положения ТР ТС 014/2011 не распространяются на процессы проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта
и эксплуатации улиц населенных пунктов, так как в каждом населенном пункте автомобильные дороги проектируются и строятся в зависимости от конкретных условий застройки. При этом требования ТР ТС 014/2011 распространяются на улицы населенных пунктов в части дорожных материалов и изделий, а также элементов обустройства.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссии) от 29.12.2015 № 176 и от 28.02.2017 № 22 утверждены Перечни стандартов,
в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011 (далее – Перечни стандартов), в том числе установлены требования к щебню и битуму по ГОСТ 32703-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования» и ГОСТ 33133-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования» соответственно.
В настоящее время в сфере дорожного хозяйства Российской Федерации действуют следующие системы проектирования состава асфальтобетонных смесей, соответствующие требованиям межгосударственных стандартов, входящих
в Перечни стандартов и обеспечивающих выполнение требований ТР ТС 014/2011:
– ГОСТ Р 58406.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия»
и ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия», а также сопутствующие им стандарты;
– ГОСТ Р 58401.1-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования» и ГОСТ Р 58401.2-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные
и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования», а также сопутствующие им стандарты.
Данные национальные стандарты разработаны с учетом опыта применения наилучших зарубежных практик проектирования асфальтобетонных смесей
и устанавливают технические требования по показателям, которые в большей степени по сравнению с традиционными подходами учитывают воздействия, характерные для эксплуатации асфальтобетона в конструкциях дорожных одежд, в том числе показатель водостойкости, определяемый по прочности при непрямом растяжении, стойкости к колееобразованию, стойкости к истиранию шипованными шинами, усталостной прочности.
Стоит отметить, что ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» устанавливает требования по изготовлению асфальтобетонных смесей и асфальтобетона
из исходных дорожно-строительных материалов, не обеспечивающих соблюдение требований ТР ТС 014/2011, а также практически не отвечает современным условиям эксплуатации дорожных покрытий.
В соответствии с п. 3.9 ГОСТ 33150-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования» пешеходная дорожка – размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги. Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлено, что пешеходная дорожка – обустроенная или приспособленная
для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и их конструктивных элементов, в том числе пешеходных дорожек, установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования
к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», включенным в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации
от 04.11.2017 № 2438-р. Положения ГОСТ Р 50597-2017 распространяются также
на пешеходные дорожки, расположенные в пределах населенных пунктов и являющиеся конструктивными элементами улиц и дорог населенных пунктов.
Согласно п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие пешеходных дорожек
не должно иметь отдельных разрушений площадью более 0,2 кв. м. Срок устранения отдельных разрушений площадью более 0,2 кв. м – 7 суток.
В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 50597-2017 в случаях, когда для устранения дефекта по технологии проведения работ необходимы определенные
погодно-климатические условия, срок устранения дефекта исчисляется с момента их наступления.
Таким образом, срок устранения отдельных дефектов пешеходной дорожки, оговоренных ГОСТ Р 50597-2017 (в данном случае – 7 суток), исчисляется
с момента, когда погодно-климатические условия позволяют осуществить технологию работ по их устранению.
Организации, ответственные за осуществление дорожной деятельности
в отношении автомобильных дорог, установлены ст. 15 Федерального закона
от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
к компетенции Федерального дорожного агентства относятся автомобильные дороги общего пользования федерального значения, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928
«О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения».
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается органами местного самоуправления.
Учитывая изложенное, организация, ответственная за обеспечение соответствия транспортно-эксплуатационного состояния пешеходной дорожки нормативно-техническим требованиям, обязана ликвидировать дефекты, превышающие предельно допустимые значения, в установленные
ГОСТ Р 50597-2017 сроки, в данном случае – в течение 7 суток. При этом указанный срок ликвидации дефектов исчисляется с момента, когда погодно-климатические условия позволяют осуществить технологию работ по их устранению.
Стоит отметить, что указанные требования распространяются только
на инженерные сооружения, являющиеся конструктивными элементами автомобильных дорог и улиц, и не относятся к дорожно-тропиночной сети, пешеходным дорожкам, являющимися частью участков озелененной территории, и прочему. Хозяйственная деятельность в отношении указанных инженерных сооружений не входит в компетенцию органов управления дорожным хозяйством и дорожных организаций.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии с п. 3.9 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», включенного в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 04.11.2017 № 2438-р, разметка дорожная – линии, надписи и другие обозначения на проезжей части автомобильной дороги, искусственных сооружениях и элементах обустройства дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.
Таким образом, разметка дорожная не является конструктивным элементом автомобильной дороги, а работы по ее устройству не затрагивают конструктивные
и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог, ввиду чего не носят капитальный характер.
Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В соответствии с п. 3.36 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» улица – территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети городского и сельского поселения. Также п. 11.12 СП 42.13330.2016 и п. 3.1.12 СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» установлено, что разделительные полосы являются элементом поперечного профиля улиц и городских дорог.
Учитывая изложенное, газоны, расположенные в пределах красных линий, являются элементом поперечного профиля или конструктивным элементом улицы или городской дороги, восстановление их транспортно-эксплуатационного состояния является неотъемлемой частью работ по восстановлению
транспортно-эксплуатационных характеристик указанной улицы или городской дороги.
Если поврежденные газоны находятся за пределами красных линий, то при выполнении ремонтных работ необходимо проведение мероприятий
по рекультивации земель на основе соглашения с владельцем данных земель. Согласно п. «а» ч. 5 ст. 5 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту
и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России
от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Классификация),
в составе прочих работ по ремонту автомобильных дорог предусмотрена рекультивация земельных участков, нарушенных при проведении ремонтных работ. Восстановление поврежденных в ходе дорожных работ газонов и зеленых насаждений в рамках п. «а» ч. 5 ст. 5 Классификации не противоречит определению п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800
«О проведении рекультивации и консервации земель» в части мероприятий
по предотвращению деградации земель.
Обращаем внимание, что ст. 8 Классификации в рамках работ по содержанию автомобильных дорог предусматривает выполнение работ по их озеленению, в том числе в соответствии с п. 3 ст. 8 Классификации засев травами полосы отвода, разделительной полосы, откосов земляного полотна и резервов с проведением необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрытия и в соответствии с п. 4 ст. 8 Классификации художественно-ландшафтное оформление дорог (разбивка цветочных клумб, посадка живых изгородей и другие работы).
При этом положения Классификации и других нормативно-технических документов не ограничивают возможность в случае необходимости объединения
в общее техническое задание проведение дорожных работ на ремонт и содержание при условии выделения в контракте сметных расчетов отдельно на ремонт и отдельно на содержание, а также разделение этапов проведения соответствующих видов работ.
Минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, в том числе к применяемым дорожно-строительным материалам и изделиям, а также форма и порядок оценки соответствия этим требованиям установлены техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (далее – ТР ТС 014/2011).
Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015
№ 176 и от 28.02.2017 № 22 утверждены Перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011.
В то же время приказом Росстандарта от 17.12.2019 № 1402-ст утвержден
и введен в действие ГОСТ Р 58407.5-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды» (далее – ГОСТ Р 58407.5-2019).
В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 58407.5-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды» после отбора проб необходимо восстановить целостность дорожного полотна с применением асфальтобетонных смесей или других битумосодержащих материалов, пригодных для восстановления дорожного покрытия. При восстановлении покрытия следует убедиться в отсутствии излишней воды и грязи в месте отбора вырубок или кернов. В противном случае их необходимо удалить. Для улучшения адгезии место отбора обрабатывают материалами на основе дорожных битумов (жидкие битумы, битумные эмульсии и т. п.).
Минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, в том числе к применяемым дорожно-строительным материалам и изделиям, а также форма и порядок оценки соответствия этим требованиям установлены техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).
Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015
№ 176 и от 28.02.2017 № 22 утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) (далее – Перечень).
Положения ГОСТ 33181-2014, включенного в Перечень, регламентируют требования к уровню зимнего содержания автомобильных дорог. При этом в развитие межгосударственного стандарта ГОСТ 33181-2014 разработан национальный стандарт ГОСТ Р 59434-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Критерии оценки и методы контроля», регламентирующий требования к уровню зимнего содержания их элементов, критериям его оценки и методам контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог в соответствие его требованиям.
Требования к эксплуатационному состоянию в зимний период установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», включенным в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р. В соответствии с п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению. Так, в частности, в соответствии с таблицей 8.1
ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах IV технической категории рыхлый или талый снег и зимняя скользкость должны быть устранены в течение не более
6 часов, а V технической категории – 12 часов. При этом срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог. Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 50597-2017 момент обнаружения – дата и время регистрации поступления информации о наличии дефекта уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
Стоит отметить, что в части автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения (далее – автомобильные дороги с НИД) требования к эксплуатационному состоянию в зимний период отражены в ГОСТ Р 58769-2019 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Правила строительства и эксплуатации». При этом конкретные виды работ по содержанию автомобильных дорог в зимний период и периодичность их проведения установлены в ГОСТ Р 58862-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения».
К автомобильным дорогам с НИД в соответствии с СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги» и ГОСТ Р 58818-2020 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет» относятся автомобильные дороги IV и V технической категории. При этом согласно п. 6.7 ГОСТ Р 58818-2020 на автомобильных дорогах V технической категории предусмотрено устройство переходных и низших типов покрытий.
В соответствии с п. 12.6.18 ГОСТ Р 59201-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила» на автомобильных дорогах с переходным типом покрытий, а также на дорогах с асфальтобетонным покрытием, эксплуатируемых под уплотненным снежным покровом (далее – УСП), применяют фрикционные противогололедные материалы (далее – ПГМ). Согласно положениям раздела 12 ГОСТ Р 59201-2021 фрикционные ПГМ не обладают плавящими свойствами и предусмотрены для повышения коэффициента сцепления со снежно-ледяными отложениями на покрытии для обеспечения безопасных условий движения, ввиду чего их применение не образует рыхлые и талые снежно-ледяные отложения, требующие последующей ликвидации. Однако в соответствии с табл. 15 ГОСТ Р 58862-2020 обработка покрытия противогололедными материалами и механизированная очистка покрытия проезжей части, обочин, полос безопасности от снега являются обязательными для всех категорий автомобильных дорог и осуществляются исходя из необходимости соблюдения требований к эксплуатационному состоянию и уровню зимнего содержания, установленных положениями ГОСТ 33181-2014, ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 59434-2021. Стоит отметить, что выбор конкретного оборудования для очистки проезжей части от снежно-ледяных отложений определяется подрядной организацией исходя из погодно-климатических условий и условий эксплуатации конкретной автомобильной дороги и может осуществляться не только подметальными щетками, но и другими видами оборудования, например, снегоочистительным отвалом, установленным на комбинированной дорожной машине.
Также в соответствии с п. 8.5.5 ГОСТ Р 58769-2019 на дорогах с НИД допускается наличие УСП толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог. Рекомендации по организации и технологии работ по содержанию автомобильных дорог с УСП содержатся в ОДМ 218.3.090-2017 «Методические рекомендации по оценке экономической эффективности, технологии и качества работ при содержании автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотненным снежным покровом с учетом условий эксплуатации».
Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007
«Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению
транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги,
при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. При этом в состав работ по ремонту дорожной одежды согласно приказу Минтранса России от 16.11.2012 № 402
«Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Приказ) входит в том числе полная замена слоев дорожного покрытия.
При этом в целом вопросы конструирования и проектирования дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования регламентируются положениями:
-
СП 34.13330-2021 «Автомобильные дороги»;
-
ПНСТ 542-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования».
Также в части автомобильных дорог IV и V категорий с низкой интенсивностью движения действуют следующие стандарты:
-
ГОСТ Р 58818-2020 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет»;
-
ПНСТ 371-2019 «Дороги автомобильные общего пользования с низкой интенсивностью движения. Дорожная одежда. Конструирование и расчет».
Замена грунтового и щебеночного покрытия, соответствующих дорожным одеждам переходного типа, на асфальтобетонное влечет изменение типа дорожной одежды на облегченную, что относится к работам по повышению надежности и усилению дорожной одежды и в соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 4 Приказа осуществляется при капитальном ремонте автомобильных дорог. Устройство дополнительного щебеночного основания под асфальтобетонным покрытием также приводит к повышению надежности и усилению дорожной одежды и осуществляется в рамках работ по капитальному ремонту.
Аналогично выполнение указанных видов дорожных работ на автомобильных дорогах V технической категории с грунтовыми покрытиями без повышения ее технической категории противоречит Приказу. При наличии оснований по увеличению технической категории автомобильной дороги с V до IV технической категории указанные работы могут выполняться в рамках капитального ремонта при условии расчетного обоснования необходимости повышения прочности (усиления) дорожной одежды.
Минимально необходимые требования к автомобильным дорогам, процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, в том числе к применяемым дорожно-строительным материалам и изделиям, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям установлены техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011). Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015 № 176 и от 28.02.2017 № 22 утверждены Перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011, а также стандартов, содержащих соответствующие методы испытаний.
Состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте
и содержании автомобильных дорог регламентируются Классификацией работ
по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 (далее – Классификация).
В соответствии с п. 3.25 ГОСТ Р 58861-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков» ремонт автомобильной дороги (текущий ремонт) – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 58862-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения» содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию нормативного технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. При этом в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 6 Классификации устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий дорожных одежд относится к работам по содержанию автомобильных дорог.
Технические правила проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог изложены в ГОСТ Р 59201-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила».
Также рекомендации по проведению неотложных работ на автомобильных дорогах с нежесткими дорожными одеждами капитального и облегченного типов,
в том числе выполняемых с целью устранения дефектов и повреждений покрытий дорожных одежд, создающих угрозу безопасности дорожного движения и требующих ликвидации в течение от 3 до 12 суток в зависимости от категории автомобильной дороги, содержатся в ОДМ 218.6.1.003-2021 «Методические рекомендации по технологиям устранения деформаций и повреждений с использованием различных типов специальных асфальтобетонных смесей при выполнении неотложных работ».
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие данным требованиям установлены положениями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
* Обращаем внимание, что настоящие разъяснения не содержат технических и правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативным актом. Разъяснения ФАУ «РОСДОРНИИ» по вопросам применения нормативно-технической базы и правовых актов Российской Федерации, изложенные ниже, имеют информационный характер, не являются экспертными заключениями, требования к которым определены Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и не могут использоваться в судебных спорах хозяйствующих субъектов».