Вопросы в рамках конференции «ИТС в городских агломерациях. Проблемы и перспективы развития» 29 июня 2022 года

Вопрос 1. Понятие агломерации ранее использовалось регионами для того, чтобы как можно большую территорию включить в финансирование работ по ремонту дорог за счет федеральных средств, а теперь агломерация нужна для внедрения ИТС, и прежний подход в этом случае не работает, и не целесообразен. Поэтому предлагаем рассмотреть возможность регионам создать агломерации именно для реализации ИТС.

Ответ. В Российской Федерации понятие «городская агломерация» законодательно не определено. В целях реализации Мероприятия по созданию ИТС в городских агломерациях правительства субъектов Российской Федерации, в которых имеются ядра городских агломераций с населением более 300 тыс. человек, своим законодательным актом должны определить границы агломерации. При этом необходимо отметить, что в субъектах Российской Федерации, в которых уже имеется городская агломерация, не может быть создана еще одна городская агломерация с одинаковым ядром агломерации (городом) для реализации другого мероприятия.

Вопрос 2. Прошу конкретизировать затраты на подсистемы вне новой методики.

Если есть уже реализованные по старой методике подсистемы, которые требуют модернизации и доработки в этом году для их корректной работы, при этом у региона естественно есть выделенное финансирование причем по ранее утвержденному локальному проекту, возможна ли их доработка в рамках доведенного федерального финансирования, при условии достижения следующего уровня зрелости до получения подтверждения финансирования на следующие периоды (2025 и т.д.)?

Ответ. В рамках актуализации локальных проектов, утвержденных до 2022 года, мероприятия в части существующих и внедренных подсистем, которые не соответствуют Методике №АК-74-р, можно реализовывать только в части интеграции существующего оборудования в интеграционную платформу и соответствующие модули ИТС. Мероприятия по реализации оборудования и программного обеспечения таких подсистем не допускаются за счет ИМБТ.

Вопрос 3. Почему подсистему информирования с помощью ДИТ и ЗПИ убрали из 1 уровня зрелости? Возможна ли интеграция уже имеющихся подсистем и их развитие за счет субсидии, или только за счет своего финансирования?

Ответ. В рамках внесения изменений в Методические рекомендации был сокращен состав подсистем ИТС с целью повышения эффективности проводимых мероприятий и отданы предпочтения подсистемам ИТС, оказывающим наибольший эффект от внедрения. Интеграция существующего и внедренного оборудования ДИТ и ЗПИ до 2022 года в ИТС (ИП) допускается.

Вопрос 4. Если отсутствует документация ПКРТИ именно на агломерацию, а на область (по титулу) есть, возможно ли использовать ее для развития системы?

Ответ. Методика АК-74-р регламентирует необходимость наличия программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городской агломерации субъекта Российской Федерации для достижения первого уровня зрелости. Данный показатель подтверждается наличием ПКРТИ как для агломерации, так и для всех муниципальных образований, входящих в состав агломерации. ПКРТИ на субъект Российской Федерации охватывает всю территорию субъекта, в связи с этим, допускается ее использование для развития системы.

Вопрос 5. В таблице 4 методики АК-74р, есть критерий зрелости «Охват магистральных улиц общегородского значения техническими средствами сбора данных...», под охватом понимается что один комплекс должен покрывать один участок. Говорит ли это о том, что каждый участок (пересечение, ответвление) улицы должен быть оснащен техническими средствами сбора данных о параметрах дорожного движения?

Ответ. Методика АК-74-р регламентирует, что под участком автомобильной дороги, в рамках настоящей Методики, понимается перегон между пересечениями, примыканиями и ответвлениями с другими дорогами в одну сторону. В соответствии с этим, в охват магистральных улиц общегородского значения техническими средствами сбора данных, входят все перегоны магистральных улиц общегородского значения, оснащённые детекторами транспорта. Детекторы транспорта могут устанавливаться как между пересечениями, так и, непосредственно, на них для охвата примыкающих перегонов.

Вопрос 6. Возможна ли интеграция существующих метеорологических станций, позволяющих предоставить необходимые данные для ИТС?

Ответ. Интеграция существующего оборудования в интеграционную платформу ИТС допускается.

Вопрос 7. В какие сроки планируется разработка и создание единой федеральной интеграционной платформы ИТС, включающей все регионы? И как регионам к этому готовиться?

Ответ. Работы в части разработки и создания единой федеральной интеграционной платформы ИТС ведутся. Требования к интеграционной платформе описаны в приложении №3 настоящей Методики.

Вопрос 8. В критериях классификации по уровню зрелости ИТС установлен показатель «Доля пересечений магистральных улиц общегородского и районного значения с любыми иными дорогами в городской агломерации, на которых установлены дорожные видеокамеры, в общем количестве пересечений» как 100% при достижении 2 уровня зрелости ИТС.

При просчете пересечений на магистральных улицах общегородского и районного значения с любыми иными дорогами, в целях определения необходимого количества дорожных видеокамер, выявлено множество пересечений, которые не регулируются светофорными объектами, при этом большое количество перекрестков со светофорным регулированием не могут включатся в расчет т.к. не подпадают под определение «пересечение» в соответствии с ГОСТ 58653-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Пересечение и примыкания. Технические требования». Предлагаем пересмотреть данный показатель.

Ответ. Перекрёстком является место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, в связи с этим, перекресток со светофорным регулированием относится к данному показателю. В связи с этим, для достижения 2 уровня зрелости следует провести корректный расчет количества пересечений, согласно категорийности дорог и улиц с последующим обеспечением их дорожными видеокамерами.

Вопрос 9.

1) На основании каких нормативных документов РОСДОРНИИ участвует в рассмотрении Заявок регионов и запрашивают данные по реализации ИТС (в том числе по производителям)?

Ответ. ФАУ «РОСДОРНИИ» является исполнителем государственного контракта «об оказании консультационных услуг по комплексному сопровождению реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

2) Планируются ли в 2022 г корректировки АК-74 и ПП?

Ответ. Работы по корректировки и Методики №АК-74-р и постановления Правительства №1762 ведутся.

3) Есть ли предложения РОСДОРНИИ по корректировкам данных документов?

Ответ. ФАУ «РОСДОРНИИ», ФКУ «Дороги России» и Федеральное дорожное агентство проводят работы по корректировке нормативно-правового регулирования Мероприятия по внедрению ИТС

Вопрос 10. Если в рамках реализации контракта заключенного на два года достигается и 1 и 2 уровень зрелости, возможно ли развитие подсистем 3-го уровня в рамках этого же контракта?

Ответ. Методикой №АК-74-р и постановлением Правительства №1762 регламентировано достижение первого и последующих уровней зрелости. Однако, необходимо соблюдать последовательность достижения каждого уровня зрелости ИТС согласно Методике №АК-74-р. Количество конкурсных процедур, необходимых для эффективной реализации Мероприятия выбирает сам субъект Российской Федерации.

Вопрос 11.

1) Магистральных дорог у нас в Курской ГА нет. Мы считаем участки и пересечения магистральных улиц и районных улиц между собой, и только с некоторыми потокообразующими местными улицами. Верен ли подход? Поскольку бессмысленно устанавливать сотни участков между пересечениями с местными улочками с маленькой (околонулевой) интенсивностью движения.

Ответ. Согласно Методике №АК-74-р, участками являются перегоны между пересечениями, примыканиями и ответвлениями с другими дорогами. В соответствии с этим, при расчёте количества участков, «местные улочки» и иные другие местные и придворовые проезды (въезды/выезды) в расчете не учитываются.

2) Сколько участков на дороге/улице с двумя направлениями движения на перегоне между пересечением/примыканием? Два или один? Можем ли мы сами определить один — это участок или два – каждое направление считать участком?

Ответ. Согласно Методике №АК-74-р, на странице 8 приложения №1 в сноске указано – «Под участком автомобильной дороги, в рамках настоящей Методики, понимается перегон между пересечениями, примыканиями и ответвлениями с другими дорогами в одну сторону».

Вопрос 12. По использованию обязательности ГОСТов, это должно учитываться и должно быть заложено в ТРП, потом уже формируется ТЗ и никаких новшеств госзаказчик туда не вкладывает, а настаивать на обязательности ГОСТов, если они не были учтены в ТРП, будет невыполнимым условием.

Ответ. Все работы, связанные с реализацией Мероприятия по внедрению ИТС, реализуются в рамках закупочной деятельности по Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В целях создания техно-рабочего проекта также разрабатывается ТЗ на разработку ТРП. В данном техническом задании госзаказчик вправе установить любые необходимые требования, в том числе, в части ГОСТов, объектов критической информационной инфраструктуры и последующей актуализации ТРП в ходе реализации работ по Мероприятию.

Вопрос 13. Можно ли использовать комплексы фотовидеофиксации нарушений и детекторы адаптивных светофоров как детекторы интенсивности, и учитывать их в показателях зрелости?

Так как подсистемы видеонаблюдения и детекторы транспорта, входящие в ИТС, подпадают под объекты критической инфраструктуры и на основании данных выявляются инциденты на УДС и осуществляется управление дорожным движением, является необходимым проходить метрологическую сертификацию периферийных устройств.

Ответ. Согласно Методике №АК-74-р, под техническими средствами сбора данных о параметрах дорожного движения, в рамках настоящей Методики, понимаются детекторы транспорта любого типа (ультразвуковые, радарные, оптические и т.д.). Использование комплексов фотовидеофиксации и детекторов адаптивных светофоров как детекторов транспорта допускается при наличие специального программного обеспечения подсистемы мониторинга параметров транспортного потока у данного оборудования.

Вопрос 14. Для техно-рабочего проекта внедрения ИТС нужна государственная экспертиза?

Ответ. Нет.

Вопрос 15. Термины «эскизный проект», «рабочий проект», «технорабочий проект» и т.д. отсутствуют в градостроительном законодательстве. В большинстве случаев ИТС – объект капитального строительства (например, строительство светофорных объектов, линейных сооружений, конструктивных элементов и т.д.), согласно ФЗ-190 необходима «проектная документация» и «рабочая документация». При условии бюджетного финансирования Гос. экспертиза будет необходима.

Ответ. Создание ИТС выполняется по требованиям ГОСТ серии 34. Рабочая документация разрабатывается по ГОСТ серии 21 для автоматизированных систем (п. 4.1 ГОСТ 34.201-2020). Линейные сооружения в состав ИТС не входят. Светофорные объекты не являются объектом капитального строительства (градостроительный кодекс статья 1, п. 10.2). Гос. экспертиза проектов по созданию ИТС не требуется.