Эксперт РОСДОРНИИ рассказал о мерах обеспечения безопасной эксплуатации аэродромных цементобетонных покрытий на конференции в МГУ

12.04.2024 Просмотров: 394

11 апреля в Москве на площадке кластера «Ломоносов» Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы» состоялась IV научно-практическая конференция «Многогранный бетон. Исследования и перспективы развития».

В мероприятии приняли участие представители отраслевых научно-исследовательских институтов, крупнейших строительных организаций, ведущих производителей бетона и железобетонных изделий.

С докладом на тему «Диагностирование щелочно-силикатной коррозии и меры обеспечения безопасной эксплуатации аэродромных цементобетонных покрытий» выступил начальник управления перспективных технологий и стандартизации ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Попов.

«На цементобетонных аэродромных покрытиях иногда задолго до истечения расчетного срока службы регистрируется преждевременное разрушение бетонных конструкций. Одной из основных причин снижения долговечности бетона является щелочная коррозия. Однако в настоящее время не существует методик, позволяющих своевременно диагностировать этот вид дефектов, нет технологий замедления реакции или ее прекращения», – рассказал эксперт.

В СП 491.1325800.2020 «Аэродромы. Правила обследования технического состояния» дефект с наименованием «щелочно-силикатная реакция (ЩСР)» отсутствует. Такого названия нет и в Федеральных авиационных правилах, действующих ГОСТ и ГОСТ Р. Вместе с тем классификации дефектов зарубежных стран содержат ЩСР, например, в ASTM D5340-12 имеются Alkali Silica Reaction (ASR), признаки и степени развития дефекта, а также правила диагностирования при обследовании покрытий.

К признакам коррозии, по мнению спикера, необходимо относить D-образные трещины в углах плит, продукты щелочно-силикатной коррозии на кромках D-образных трещин, смещение швов, коробление покрытия, образование продольных трещин внутри плиты, выпуклый изгиб плит покрытия, а также резкое увеличение числа плит, подлежащих замене.

При диагностике цементобетонных аэродромных покрытий методом визуального осмотра, прежде всего, выявляют наличие вышеназванных дефектов, сигнализирующих о возможном наличии ЩСР.

Для обеспечения безопасности полетов необходимо нарезать сомкнувшиеся деформационные швы, выполнять кольматацию и гидрофобизацию сетки трещин, купировать шелушение, герметизировать швы и трещины, ремонтировать сколы и разрушенные ремонтные вставки, заменять разрушенные плиты и контролировать исправность водосточно-дренажной системы.

Важными задачами, стоящими перед учеными в области химии бетонов, являются обновление нормативной базы в области строительства цементобетонных покрытий, их ремонта и содержания, с целью разработки методов испытаний, гарантирующих исключение опасности коррозионного разрушения аэродромных покрытий, а также разработка и нормирование технологий, останавливающих  развитие ЩСР.