Уважаемые посетители сайта! Ответы на часто задаваемые вопросы предоставлены в полном объеме на образовательном портале дорожного хозяйства ФАУ «РОСДОРНИИ»
Ответы на ряд общих вопросов вы можете найти здесь:
В настоящее время минимально необходимые требования безопасности
к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, в том числе к применяемым дорожно-строительным материалам и изделиям, а также форма и порядок оценки соответствия этим требованиям установлены техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (далее – ТР ТС 014/2011).
Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015
№ 176 и от 28.02.2017 № 22 утверждены Перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона.
Учитывая изложенное, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 для устройства труб, применяемых в напорных и безнапорных трубопроводных системах водоснабжения, водоотведения и канализации необходимо руководствоваться требованиями положений
СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»
и СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
Вопрос:
О сертификации труб, применяемых в напорных и безнапорных трубопроводных системах водоснабжения, водоотведения и канализации, расположенных в насыпи или под насыпью вновь строящихся автомобильных дорог общего пользования согласно требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011)
Ответ:
В настоящее время минимально необходимые требования безопасности
к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, в том числе к применяемым дорожно-строительным материалам и изделиям, а также форма и порядок оценки соответствия этим требованиям установлены техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (далее – ТР ТС 014/2011).
Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015
№ 176 и от 28.02.2017 № 22 утверждены Перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011.
Учитывая, что трубы, применяемые в напорных и безнапорных трубопроводных системах водоснабжения, водоотведения и канализации, не являются водопропускными трубами для пропуска водного потока, то к данным конструкциям применяются требования Федерального закона от 30.12.2009
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которым установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, включая изыскания, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Учитывая изложенное, данные конструкции не подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации согласно п. 24.3 ст. 5 ТР ТС 014/2011.
При этом необходимо учитывать, что согласно п. 11.21 ст. 3
ТР ТС 014/2011 при пересечении проектируемой автомобильной дороги с подземными инженерными коммуникациями должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие сохранность этих коммуникаций под воздействием статических и динамических нагрузок, вызванных автомобильной дорогой, а также соблюдение размеров охранных зон, установленных для этих коммуникаций.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
В настоящее время минимально необходимые требования безопасности
к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, в том числе к применяемым дорожно-строительным материалам и изделиям, а также форма и порядок оценки соответствия этим требованиям установлены техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (далее – ТР ТС 014/2011).
Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015
№ 176 и от 28.02.2017 № 22 утверждены Перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011.
В соответствии с п. 3.5 ГОСТ 33100-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог», включенного в Перечни, водоотвод дорожный – совокупность всех устройств, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих переувлажнение земляного полотна. При этом согласно п. 3.1 ГОСТ 32871-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования», включенного в Перечни, водопропускная труба – инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока.
Соответственно трубы, применяемые в напорных и безнапорных трубопроводных системах водоснабжения, водоотведения и канализации в соответствии с положениями ГОСТ 32871 не являются водопропускными трубами, а являются инженерными коммуникациями (сетями), пересекающими автомобильную дорогу.
Данное разъяснение также указано в п. 24 ст. 1 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ: «система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов».
Вопрос:
О правомерности выполнения работ по устранению деформаций и повреждений покрытий, в том числе заделки выбоин, при выполнении работ по ремонту автомобильной дороги в соответствии с «Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402.
Ответ:
В соответствии с ч. «в» пп. 2 п. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденная приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 (далее – Классификация) устранение деформаций и повреждений покрытий, в том числе заделка выбоин, осуществляется в рамках работ по содержанию автомобильных дорог. Возможность включения в состав ремонта работ, выполняемых в рамках содержания автомобильных дорог, Классификацией не рассматривается.
При этом положения Классификации и других нормативно-технических документов не ограничивают возможность в случае необходимости объединения в общее техническое задание проведение дорожных работ на ремонт и содержание при условии выделения в контракте сметных расчетов отдельно на ремонт и отдельно на содержание, а также разделение этапов проведения соответствующих видов работ.
Стоит отметить, что Классификация, не является документом, определяющим технологию производства дорожных работ и предназначена в первую очередь для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды на основе укрупненного состава и видов работ.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», включенного в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 04.11.2017 № 2438-р, не допускается отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части более чем на 1 см. Срок устранения данного дефекта содержания составляет не более одних суток.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 50597-2017 выполнение установленных стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства. При этом соблюдение требований стандарта в части содержания люков смотровых колодцев, по мнению ФАУ «РОСДОРНИИ», должно обеспечиваться организациями, которым данные колодцы принадлежат на праве собственности, аренды или ином другом законном основании.
Кроме этого, в соответствии с положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог должен осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Таким образом, владелец автомобильной дороги для обеспечения безопасных условий движения в рамках выполнения требований Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ при планировании и производстве работ по ремонту должен организовать взаимодействие с организацией, в собственности которой находятся соответствующие люки смотровых колодцев, в части обеспечения соответствия уровня люков значению уровня проезжей части, в том числе в случае его изменений в ходе планируемых дорожных работ.
Также в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-2017, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования (п. 4.2).
Следует отметить, что в рассмотренном случае занижение люков смотровых колодцев возникает не в процессе эксплуатации дороги или улицы, а в результате несогласованных действий владельцев данных объектов или подрядных организаций при проведении дорожных работ.
Вопрос:
О правомерности применения положений «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, к улично-дорожой сети городских и сельских поселений, включая улицы и дороги различных категорий
Ответ:
В соответствии с п. 1 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 (далее – Классификация), Классификация распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки
в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие
и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Перечни автомобильных дорог в зависимости от вида их назначений утверждаются соответствующими собственниками автомобильных дорог.
Стоит отметить, что общероссийским классификатором основных фондов
(ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014
№ 2018-ст, установлен код 220.42.11.10.120 «Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги».
При этом в соответствии с п. 3.36 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» улица – территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети городского
и сельского поселения. При этом в рамках положений п. 3.37 СП 42.13330.2016 улично-дорожная сеть – система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Учитывая изложенное, по мнению ФАУ «РОСДОРНИИ», Классификация распространяется на улично-дорожную сеть городских и сельских поселений, включая автомобильные дороги и улицы населенных пунктов, соответствующие классификации СП 42.13330.2016 и входящие в соответствующие перечни автомобильных дорог и улиц местного значения.
В настоящее время минимально необходимые требования безопасности
к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям установлены техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827.
Пунктом 15 ТР ТС 014/2011 предусмотрено, что соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений ТР ТС 014/2011 обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159 утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011, в который вошли:
ГОСТ 32755-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ»;
ГОСТ 32756-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ».
Указанными документами по стандартизации, в том числе предъявляются требования к общим и специальным журналам работ, а также правилам приемки результатов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог.
Правила приемки выполненных работ по текущему ремонту (ремонту) автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них установлены в ГОСТ Р 59982-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Эксплуатация. Правила оценки и приемки», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.01.2022 № 11-ст.
Стоит отметить, что положения данного стандарта гармонизированы с требованиями ТР ТС 014/2011, а также ГОСТ 32755-2014 и ГОСТ 32756-2014. Согласно п. 5.1 ГОСТ Р 59982-2022 приемка выполненных работ по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них осуществляется в соответствии с порядком и формами актов по ГОСТ 32755-2014 и ГОСТ 32756-2014.
Чем руководствоваться на улично-дорожной сети в населённых пунктах при назначении параметров заездных «карманов» остановочных пунктов: п. 5.3.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» или п. 6.25 СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования»?
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» обязательными для применения являются документы по стандартизации, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
П. 5.3.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 включен в такой перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р (далее – Обязательный Перечень).
СП 396.1325800.2018 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Госстандарта от 02.04.2020 № 687 (далее – Добровольный Перечень).
Согласно п. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Добровольный Перечень, «является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов».
Требования п. 5.3.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 являются обязательными к применению, а требования СП 396.1325800.2018 применяются на добровольной основе, и в случае противоречий между указанными документами требования ГОСТ Р 52766-2007 имеют приоритет.
Необходимо ли повторно устанавливать знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» после «т-образного» пересечения дороги с твердым покрытием, на которой введено ограничение скорости с помощью дорожного знака 3.24, и дороги с грунтовым покрытием, на которой перед пересечением установлен знак 2.4 «Уступите дорогу» по пункту 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019?
По пункту 5.4.30 ГОСТ Р 52289-2019 знак 3.24 должен быть повторно установлен после окончания населенного пункта или непосредственно за перекрестком при необходимости сохранить ограничения, введенные знаком, установленным соответственно до перекрестка или конца населенного пункта.
Исходя из определения термина «Перекресток» (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД), не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Согласно определению термина «Прилегающие территории» (пункт 1.2 ПДД) прилегающей территорией является территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
Дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», установленный по пункту 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019, придавая пересечению признаки перекрестка для водителей, двигающихся по второстепенной дороге, в то же время не делает его таковым для водителей, двигающихся по главной дороге, по причине отсутствия для этих водителей знаков, информирующих об их приоритетном праве проезда или равнозначности данного пересечения.
Таким образом, описываемая схема пересечения перекрестком не является. Однако необходимость установки знаков 3.24 зависит от того, является ли примыкание (имеющее грунтовое покрытие) выездом с прилегающей территории. Если является, то знаки 3.24 устанавливать необязательно.
Знак 6.22 «Фотовидеофиксация» допускается устанавливать в границах населенного пункта для информирования о возможном применении работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, установленных вне населенного пункта, зона контроля которых начинается на расстоянии менее 150 м после конца населенного пункта, в т. ч. и на основании пункта 4.1 ГОСТ Р 52289-2019. В соответствии с этим пунктом технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если их применение необходимо для целей обеспечения безопасности и организации дорожного движения.
* Обращаем внимание, что настоящие разъяснения не содержат технических и правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативным актом. Разъяснения ФАУ «РОСДОРНИИ» по вопросам применения нормативно-технической базы и правовых актов Российской Федерации, изложенные ниже, имеют информационный характер, не являются экспертными заключениями, требования к которым определены Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и не могут использоваться в судебных спорах хозяйствующих субъектов».