Автодорожные войска в Великой Отечественной войне

08.05.2023 Просмотров: 740

В годы Великой Отечественной войны автомобильные войска играли большую роль. Ремонтные заводы, автомобильные хозяйства, шиноремонтные предприятия, заводы гражданского оборудования делали все, чтобы оказать наибольшую помощь фронту. Маневренный характер войны и быстрые перемещения фронтов, за которыми не успевало восстановление железных дорог, обуславливали необходимость перевозки всей массы грузов к фронту автомобилями от станции снабжения на железных дорогах.

С объявлением 22 июня 1941 года мобилизации началось формирование дорожно-эксплуатационных полков Народного комиссариата обороны (НКО) СССР и отдельных дорожно-строительных и мостостроительных отрядов Главного управления шоссейных дорог (Гушосдор) при НКВД СССР. Развертывание дорожных войск проходило в тяжелых условиях вражеского вторжения. Многие дорожные части, не успев сформироваться, были рассеяны противником и отходили вместе с войсками.

О героизме служащих этих подразделений говорит то, что в начале войны они часто вступали в непосредственное столкновения с силами гитлеровцев, закрывая своими резервами нехватку личного состава основной армии. Так, в июле 1941 года 2-й дорожно-эксплуатационный полк Западного фронта успешно оборонял назначенный ему рубеж западнее Смоленска. А войска того же фронта 41-й ДЭП не только содержали участок автомагистрали Москва-Минск, но и вели бой в районе населенного пункта Ярцево.

К началу войны в Красной армии насчитывалось 272,6 тыс. автомобилей, что составляло 41% от штатной потребности автомобильных войск. В первые дни мобилизации из народного хозяйства поступило дополнительно более 300 тыс. автомобилей, а к концу войны, несмотря на потери, в войсках и в тылу действующей армии их было более 600 тыс.

Говоря о непосредственной работе дорожных войск в направлении обеспечения транспортных сетей, отметим два момента.

Первый – особое внимание уделялось строительству мостов и переправ для боевых и транспортных машин. Построили мост на баржах и две паромные переправы через реку Днепр в районе Киева, наплавной мост через реку Неву вблизи населенного пункта Понтонный, который несколько раз перемещался, мосты у сел Богородское, Мячниково и Пенкино, а также реконструировали мост через Оку у Серпухова. Впервые в истории мостостроения были применены деревянные конструкции пролетом 63 метра с мощными ледорезами.

Второй – автодорожные части были вынуждены заниматься постоянным восстановлением грунтовых дорог, которых в СССР было большинство вплоть до начала 70-х годов.

К началу Великой Отечественной войны в нашей стране уже сформировалась автомобильная промышленность, совершенно не зависимая от зарубежных фирм, источников сырья, смежников. Основную долю всех перевозок на фронте обеспечили грузовые автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-5, ЯГ-6 и легковые ГАЗ-М, ЗИС-101, затем ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67Б. На основе этих машин были созданы бронеавтомобили, знаменитые «катюши», штабные, связные, санитарные и другие транспортные средства. За военный период автомобильные заводы в Москве, Ульяновске, Миассе, Горьком, Ярославле изготовили 205 тыс. машин, причем наибольшее количество – 57 400 штук – пришлось на 1944 год.

Несмотря на свое жизненно важное значение, железнодорожная система страны не всегда могла справляться с вызовами войны – в эти моменты еще сильнее возрастала роль и без того перегруженных автодорожных войск. В Одесском военном округе мобилизация была объявлена 23 июня 1941 года. В связи с уничтожением авиацией противника железнодорожной станции процесс мобилизации был спасен исключительно автотранспортом и грамотной организацией его применения.

Автомобилистами была проведена оперативная перевозка соединений и частей армии генерала К.К. Рокоссовского из района западнее Киева на новый оборонительный рубеж. В ней участвовало 1 500 грузовых автомобилей.

Но наибольшую роль в первый год войны автотранспорт сыграл в Битве под Москвой, где военному и гражданскому транспорту пришлось перевозить не только амуницию, но и вновь сформированные и прибывшие на пополнение части к линии фронта. 

По мере приближения врага к Москве в июле-августе 1941 года всего за месяц была построена кольцевая дорога в обход города, соединившая все дороги Московского узла с максимальным использованием существующих подъездов. Длина кольцевой дороги превышала 125 км, из них 28,6 км были построены заново. На строительство было направлено более 10 тыс. дорожников Гушосдора, привлекалось местное население.

После победы под столицей, автодорожные войска отличились и в прокладывании сложной транспортной магистрали - легендарной Дороге Жизни, спасшую от уничтожения блокадный Ленинград. Дорога была проложена по льду Ладожского озера зимой 1941/42 года и в первой половине зимы 1942/43 года являлась единственным путем снабжения 3-миллионного города.

Ледовая шестиполосная дорога была оборудована телефонной связью, постами регулирования, пунктами обогрева, медицинской и технической помощью, а также пунктами заправки машин горюче-смазочными материалами. Через трещины и разводья по льду было установлено 68 перекидных мостов общей длиной 507 м. По замерзшему Ладожскому озеру перевозились продовольственные товары, медикаменты, боевая техника, больные и раненые, население из прифронтовой зоны.

В декабре 1941 года дорожно-эксплуатационные полки переформировали в более мобильные отдельные дорожно-эксплуатационные и дорожно-строительные батальоны. В январе 1942 также было принято решение об оптимизации дорожных войск через передачу ресурсов Гушосдора в пользу НКО. А в мае было решено сформировать Главное управление автотранспортной и дорожной службы РККА (ГУАДС).

Огромную работу автомобильный транспорт выполнил в период оборонительных сражений на Сталинградском фронте. С конца августа по октябрь 1942 года было перевезено около 20 стрелковых дивизий и других соединений на расстояние от 10 до 450 км. Обеспечивая наступательные операции на обширной территории, дорожные части должны были за короткие сроки выполнять большие объемы по уборке снега, восстановлению разрушенных мостов и пропуску движения по грунтовым дорогам.

Вплоть до конца войны автомобильные войска делали все, чтобы оказать наибольшую помощь фронту, содействуя укреплению боеспособности Красной армии. Труженики транспорта внесли достойный вклад в дело Великой Победы. Без налаженного, бесперебойного и героического транспортного обеспечения фронта, и тыла армия не смогла бы добиться столь решительных достижений. Мы всегда будем помнить и чтить их бессмертные заслуги.