Транспортная реформа в тренде: как Белгород становится примером для российских городов

16.12.2020 Просмотров: 341

Эксперты РОСДОРНИИ оценили опыт организации движения транспорта в Белгороде.

Эксперты Управления транспортного планирования Российского дорожного НИИ проанализировали уникальный проект организации дорожного движения, реализованный белгородскими властями. Речь идет о реконструкции улицы Щорса, где было применено нестандартное решение для устройства выделенных полос. Дали специалисты оценку и транспортной реформе, проводимой в городе в течение последних двух лет, в целом.

Особенность белгородских выделенных полос заключается в их расположении. На ул. Щорса выделенные полосы для движения автобусов и троллейбусов построены не в правых полосах, а по оси улицы – на всем протяжении от проспекта Ватутина до путепровода, за которым начинается проспект Богдана Хмельницкого. Такое размещение встречается и в других городах, но единое решение для 4-километрового участка уникально для России. Автобусы и троллейбусы идут в крайних левых полосах, остановки оформлены отдельными платформами с комфортными павильонами ожидания, пандусами и ограждениями.

Организовать выделенные полосы по оси было решено из-за большого количества въездов и выездов во дворы и других примыканий к улице – всего более 50 штук. Общественный транспорт в правой полосе останавливался бы из-за них настолько часто, что это бы свело на нет эффект от введения «выделенки». Ведь каждый выезд на улицу Щорса сопровождался бы разрывом в выделенной полосе.

Пример улицы Щорса в Белгороде показывает, как можно решить проблему примыканий на практике, считает начальник Управления транспортного планирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Пащенко. Эксперты института отметили высокое качество подготовительной работы: на протяжении многих лет специалисты БГТУ им. В.Г. Шухова проводили подробный последовательный анализ дорожного движения. Разработанный проект учел все результаты исследований.

Сотрудники РОСДОРНИИ подключились к работе на стадии реализации проекта. Эксперты его проанализировали с использованием микромоделирования условий движения. Внесли текущие на тот момент параметры движения и его организации. А затем смоделировали изменения, которые предусматривал проект, и рассчитали прогнозные параметры дорожного движения. Микромодель показала эффективность проекта – по прогнозам, скорость автобусов и троллейбусов должна была увеличиться в 2,5 раза. При этом время движения по участку индивидуального транспорта, благодаря переустройству перекрестков, не должно было вырасти.

Наблюдения за уже реализованным проектом показали, что расчеты были в целом верны. Скорость общественного транспорта увеличилась, но пока в 1,8 раза. Более существенные изменения должны произойти, когда будет также полностью реализован проект новой маршрутной сети – сейчас темп сбивают старые автобусы малого и среднего класса. Переход на транспорт большого класса снизит частоту движения. Также работа автобусов пока замедляется сохранившемся порядком входа пассажиров в переднюю дверь. Но и это в ближайшее время должно измениться.

Белгород_2.jpg

Что касается белгородской транспортной реформы в целом, то эксперты РОСДОРНИИ поддерживают ее основной принцип: приоритет общественного транспорта над личным и развитие всех прочих альтернативных видов транспорта.

«Здесь Белгород полностью следует мировым трендам и задаёт пример многим российским городам, которые сталкиваются с теми же самыми проблемами – ускоренным ростом количества автомобилей при ограниченных возможностях расширения автодорожной инфраструктуры», – говорит Владимир Пащенко.

Кроме устройства выделенных полос на нескольких участках улиц, было принято решение о создании единого перевозчика для всех маршрутах городской агломерации, разработана новая оптимизированная маршрутная сеть, прекращена работа нелегальных перевозчиков, запланировано строительство новых отстойно-разворотных площадок и остановок. Также внедряется система безналичных платежей и многое другое. Реализация транспортной реформы продолжается. Эксперты РОСДОРНИИ уверены, что опыт Белгорода станет хорошим примером последовательного и скрупулезного подхода к реформированию транспорта для многих российских городов, которые еще не определились с приоритетами развития своих транспортных систем.

*Более подробно об оценке белгородской транспортной реформы экспертами ФАУ «РОСДОРНИИ»  –  в статье В.С. Пащенко «Инженерные решения для белгородской транспортной реформы»