Регенерация и стабилизация: как работать с современными технологиями ремонта дорог, рассказали спикеры ФАУ «РОСДОРНИИ»

15.12.2020 Просмотров: 375

Один из крупнейших образовательных вебинаров научного института прошел при участии экспертов, производителей техники, оборудования и материалов.

Онлайн-семинар «Правила работы с технологиями регенерации и стабилизации: машины, механизмы, материалы» прошел на платформе образовательного портала. К мероприятию присоединились сотни представителей дорожной отрасли со всей России. Научный институт занимался подготовкой к вебинару не один месяц, чтобы собрать самую актуальную и полную информацию по применению двух инновационных технологий: холодной регенерации слоев дорожных одежд и стабилизации грунтов основания земляного полотна.

Ввиду масштаба мероприятия с приветственным словом на вебинаре впервые выступил генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Варятченко. Поприветствовав собравшихся, он обозначил важность и актуальность тематики семинара.

«На сегодняшний день дорожная отрасль Российской Федерации находится в стадии глобального перестроения на новый технологический уровень. Важно понимать, что именно технологии регенерации и стабилизации вкупе с передовой технологией объемно-функционального проектирования позволят регионам выйти из бесконечной череды ремонтов одних и тех же участков автомобильных дорог и перенаправить высвободившиеся средства на реконструкцию и строительство новых участков. Поэтому ФАУ «РОСДОРНИИ» проводит подобные мероприятия, чтобы в нашей стране строились по-настоящему безопасные и качественные автомобильные дороги», – рассказал Алексей Варятченко.

Задача таких мероприятий, по словам Алексея Варятченко, рассмотреть все аспекты технологий, изучить производство на каждом этапе. Для этого к образовательному вебинару в качестве спикеров пригласили присоединиться представителей крупных российских и международных компаний-производителей. Первым выступил региональный управляющий «Caterpillar Евразия» Роман Бобровский. Его доклад был посвящен основам технологий стабилизации грунтов и холодной регенерации на полную глубину, а также принципу работы оборудования: роторного смесителя, катка и автогрейдера. Эксперт призвал аудиторию – дорожников, представляющих регионы РФ – не опасаться новизны технологий, ведь экспериментировать с ними начали тысячи лет назад.

«Одним из древнейших примеров строительства дорог на основании из стабилизированного грунта является Аппиева дорога в Италии, построенная в 312 году до нашей эры. При строительстве использовались различные стабилизирующие добавки, такие как известь, песок и дробленая вулканическая порода. Участки этой дороги находятся в эксплуатации до сих пор! Стабилизация грунта позволяет, используя двухтысячелетний опыт и современное оборудование, быстро, качественно и с минимальными затратами преобразовать разбитые проселки в сеть современных дорог», - рассказал Роман Бобровский.

Стабилизация грунта позволяет повысить прочность основания, как земляного полотна, так и дорожной одежды для повышения их несущей способности, а также для снижения вероятности усадки и вспучивания. У этой технологии – масса преимуществ: она придает грунту водонепроницаемость, повышает прочность и долговечность, улучшает качество материалов и снижает стоимость работ, обеспечивая экономию 30% затрат по сравнению с традиционным методом.


Еще одна инновационная технология, о которой шла речь – холодная регенерация на полную глубину, она представляет собой измельчение и перемешивание слоя существующего асфальтобетонного покрытия с находящимися под ним материалами и получение однородного материала с улучшенными характеристиками. Такой подход позволяет устранить глубокие трещины, выбоины, колею, вздутие от вымораживания, параболическую форму и дает возможность усилить прочность слоя основания. Как применять обе технологии в подробностях рассказал Роман Бобровский.

Одним из ключевых условий работы с технологиями регенерации и стабилизации, несомненно, является выбор необходимых материалов. Об этом в своем выступлении рассказала Ольга Воробьева, заместитель директора по организационной деятельности ОЦК ФАУ «РОСДОРНИИ». Она наглядно показала, что значительного повышения прочности дорожного полотна и увеличения срока службы дороги можно достичь, только проанализировав материалы, с которыми предстоит дальнейшая работа.

«Важно учитывать толщину слоя, остаточный битум и зерновой состав существующего асфальтобетона, чтобы определить тип и точную дозировку новых компонентов для назначения холодной регенерации, ведь ошибка на этом этапе может свести на нет все последующие усилия. Так, например, неправильная дозировка битумного вяжущего может привести к образованию колеи на будущем слое покрытия, а регенерация на незначительную глубину может не только не оказать положительного эффекта, но даже наоборот, может снизить прочность основания», – предупредила Ольга Воробьева.

В ходе доклада были озвучены основные свойства вяжущих материалов, влияющих на процесс стабилизации грунтов, а также были даны необходимые рекомендации по выбору оптимальных составов в соответствии с условиями работы.

3.jpeg

Тему материалов продолжил приглашенный докладчик, председатель совета директоров ООО «Парагон Групп» Александр Босов, рассказав о некоторых нюансах химических процессов, происходящих при стабилизации грунтов.

«В последние годы перед дорожной отраслью во многих странах мира остро стоят задачи, направленные на дальнейшее развитие сети региональных и местных дорог, которые должны привести к ускорению роста экономики и улучшению качества жизни населения. Для решения этих вопросов необходимо более активно применять лучшие мировые инженерные инновационные решения. При этом особенно актуально использовать такие технологии и материалы, которые позволяют как уменьшить стоимость работ и сократить сроки строительства, так и повысить их надежность и увеличить межремонтные сроки», – начал выступление Александр Босов.

Речь идет о применении специализированных дорожно-строительных материалов для химической модификации грунтов, позволяющих снизить стоимость строительных работ за счет замены привозных материалов местными. Качество работ только повышается, увеличиваются межремонтные сроки эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры за счет улучшенных показателей по морозо- и трещиностойкости, сопротивлению сжатию, водостойкости слоев оснований и покрытий. Кроме того, новые технологии безопасны для здоровья людей и окружающей среды.

Применение инноваций невозможно без соответствующей нормативной документации. Ей был посвящен доклад Евгения Дамье, советника генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ». Спикер рассказал о действующей на территории РФ системе стандартов, регулирующих использование технологий регенерации и стабилизации, а также об особенностях ее включения в проектную документацию.

«Поскольку большинство документов, регламентирующих работу с этими технологиями, сейчас находятся в стадии предварительных национальных стандартов – нужно быть очень внимательным при разработке проектной документации и последующей приемке работ, ведь в дальнейшем этот опыт будет учтен при формировании пакета новых ГОСТов», – отметил Евгений Дамье.

Докладчик также рассказал о полном спектре испытаний проведенных работ с использованием различного передового лабораторного и диагностического оборудования. Евгений Дамье рекомендовал уделить большое внимание проектам производства работ, подчеркнул необходимость четкого указания перечня обязательных испытаний и сроков. Также эксперт посоветовал проектный состав смеси подтверждать в лаборатории и ориентироваться преимущественно на результаты лабораторного подбора.

И поскольку технологии регенерации и стабилизации имеют огромный потенциал для увеличения срока службы автомобильных дорог, уже ведется активная работа по созданию всей необходимой нормативной документации для этих испытаний. По мнению эксперта необходимо создавать новый пакет нормативно-правовых актов с утверждением перечня испытаний и новых методических рекомендаций для каждой конкретной технологии отдельно.

Говоря о технологиях 21-го века в дорожном строительстве, нельзя не затронуть тему обеспечения точности производства работ. О влиянии передовых цифровых технологий на качество дорожных работ в заключительном докладе вебинара рассказал Александр Павликов, региональный директор компании «Trimble», одной из лидеров рынка производства высокоточного инженерно-геодезического оборудования и программного обеспечения.

«Когда перед строителями стоит цель – воплотить в жизнь идеи, заложенные в проекте, они несомненно столкнутся с вопросом: «А как в режиме реального времени вносить корректировки в работу, чтобы добиться нужного результата?» Для этого и нужна система сбора пространственных данных и их перенос в цифровой мир, чтобы быстро произвести сверку и добиться максимальной точности и качества», - пояснил Александр Павликов.

Спикер рассказал о различных методиках работы в полевых условиях, начиная от традиционного нивелира и заканчивая дронами, способными в считанные часы отснять крупные производственные объекты. Александр Павликов предоставил сведения о плюсах и минусах различных систем сбора данных, акцентируя внимание на выборе оптимальной из них в зависимости от поставленной задачи. Речь шла и о системе контроля объемов производства работ и расхода дорожно-строительных материалов. Практика применения подобных технологий на стройках всего мира показывает, что наличие планшета с необходимым программным обеспечением у мастера дорожных работ может сильно сэкономить время на принятие корректных организационно-технических решений.

После того, как прозвучали все доклады, вебинар продлился еще час, чтобы спикеры успели ответить на многочисленные вопросы от участников конференции. Всего участие приняли около 190 слушателей. Добавим, онлайн-семинар – всего лишь начало обучающих мероприятий по тематикам технологий холодной регенерации и стабилизации грунтов. Планируются также занятия на практике, но уже в новом году.

«Изначально мы планировали провести обучение по работе с данными технологиями непосредственно «на железе» при поддержке компании Caterpillar, но как мы знаем, пандемия внесла свои коррективы, и мы были вынуждены принять решение разбить это обучение на несколько этапов и первый провести в формате всероссийского вебинара. Однако в 2021 году мы все же планируем организовать обучающие мероприятия в формате производственной практики, чтобы представители регионов могли лично ознакомиться с работой технологического звена по регенерации и стабилизации», – анонсировал генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Варятченко.