Дайджест новостей РФ (23.01.2023)

23.01.2023 Просмотров: 192

В конце года откроют сквозное движение по 394 км М-12 от Арзамаса до Казани

ГК «Автодор», 16.01.2023

Председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко в рамках рабочей поездки ознакомился с ходом работ на четырех этапах строительства М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань. Сквозное движение с 5 по 8 этапы М-12 протяженностью 394 км планируется открыть в конце 2023 года. К поставленному сроку должны быть завершены работы на 168 искусственных сооружениях (ИССО), в том числе на внеклассных мостах через Суру и Волгу. Для этого на всех этапах должно быть необходимое количество трудовых ресурсов, чтобы обеспечить круглосуточный интенсивный режим работ.

Технологии позволяют дорожникам возводить мосты и путепроводы в холодное время года. На 5 этапе М-12 в Нижегородской области протяженностью 108 км ведут устройство дорожного полотна, одежды.

Ведутся противокарстовые мероприятия, в частности, инъецирования скважин с последующей цементацией, инженерная защита геотекстилем, усиление железобетонными плитами.

На 6 этапе продолжается надвижка пролетного строения на мостовом переходе через реку Сура, разделяющую границы Чувашской Республики и Нижегородской области, также на мостовом переходе над рекой Пьяна в Нижегородской области. Кроме того, на 6 этапе ведутся земляные работы, устройство конусов на подходах к мостовым сооружениям, укрепление откосов насыпи гибкими бетонными матами, кабельной канализации, опор наружного освещения со светодиодными светильниками, четырех площадок многофункциональных зон отдыха (МФЗ).

На 7 этапе все 35 искусственных сооружений выполняются полностью из монолитного бетона. На самом значимом сооружении этапа – внеклассном мосту через реку Свияга – завершены работы по устройству всех 7 опор. На конец января намечено начало работ по навесному бетонированию пролетного строения. Чтобы сократить сроки возведения этого моста, сразу задействуют 3 комплекта агрегатов навесного бетонирования.

Пока два из них участвуют в устройстве пролета на мосту через Осипов овраг.

На 8 этапе также развернуты работы по всем 41 ИССО. На главном мостовом переходе всей дороги М-12, которая свяжет Москву и Казань и пойдет в дальнейшем до Владивостока – мосту через Волгу – смонтировано почти 20 тысяч тонн металлоконструкций. Работы идут по графику.

https://russianhighways.ru/press/news/88666/

 

Путин заявил, что реконструкцию дорог следует проводить быстрее

ТАСС, 17.01.2023

Президент России Владимир Путин считает, что планы по ремонту дорог можно постараться выполнить быстрее, чтобы улучшить связь регионов страны, в том числе новых.

Во вторник на совещании по экономическим вопросам глава государства отметил, что «в прошлом году было отремонтировано более 27 тыс. км автомобильных дорог, построено и реконструировано 1 600 км».

«Задача на ближайшие годы – привести в нормативное состояние 85% опорной дорожной сети, протяженность которой 136 тыс. км. Перечни соответствующих мероприятий общей стоимостью 13 трлн рублей утверждены, они рассчитаны на пять лет: с 2023 по 2027 годы», – констатировал он.

По мнению Путина, «важно не просто в полном объеме реализовать намеченное, но и постараться сделать это опережающим темпом».

«Качественные и безопасные дороги – это основа для запуска новых дополнительных инвестиционных проектов в промышленности, сельском хозяйстве, для строительства социальных объектов и жилых кварталов, для повышения связанности наших территорий, включая новые субъекты Федерации», – пояснил президент.

Глава государства также назвал важнейшим вопросом для качества жизни, для развития бизнеса и территорий строительство жилья и инфраструктуры. По его оценке, в 2022 году удалось добиться хороших результатов. «Сданы в эксплуатацию рекордные объемы жилья – 101,5 млн кв. м. Такого у нас в новейшей истории еще не было, да и в советские годы, по-моему, не было», – заметил Путин.

https://tass.ru/ekonomika/16817595

 

Строительная нормативная база в Российской Федерации будет оцифрована в перспективе трех-пяти лет

Федеральный центр нормирования и стандартизации, 17.01.2023

Процесс оцифровки нормативной базы России в сфере строительства займет от трех до пяти лет, сообщил «Интерфаксу» директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин во вторник.

«Работа по цифровизации уже ведется, и я уверен, что в перспективе трех-пяти лет мы сможем в значительной степени перевести нормативную базу в машиночитаемый формат, что обеспечит возможность автоматизации ряда операций, как проектных, так и экспертных», – отметил Андрей Копытин.

Он пояснил, что цифровизация станет серьезным инструментом сокращения инвестиционно-строительного цикла.

«Минстроем России поставлена задача сделать нормы машиночитаемыми и машинопонимаемыми. Затем эти нормы будут погружены в соответствующее программное обеспечение, которое будет автоматически сообщать проектировщику об отклонении от нормы и, соответственно, о необходимости обратиться за дополнительным обоснованием отклонения», – пояснил Андрей Копытин.

Однако, по его словам, это требует создания стройной и понятной системы требований в сводах правил и стандартах.

«Документы нужно структурировать до степени понимания машины, исключив все противоречия», – уточнил директор ФЦС.

https://www.faufcc.ru/about-us/news-92115/

 

«СОЮЗЦЕМЕНТ» завершил разработку национального стандарта на КМВ, используемые для технологии укрепления грунтов при строительстве автомобильных дорог

Союзцемент, 17.01.2023

Введен в действие новый национальный стандарт, содержащий требования к комплексным минеральным вяжущим (КМВ), используемым для укрепления грунта при строительстве или ремонте автомобильных дорог общего пользования.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 70196-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Комплексные минеральные вяжущие для стабилизации и укрепления грунтов. Технические условия», разработанный экспертами НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» совместно с АНО «НИИ ТСК» и Союзом производителей извести, был внесен на рассмотрение Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство», утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1362-ст от 24 ноября 2022 года с 1 января 2023 года.

Действие нового стандарта распространяется на КМВ, применяемые для стабилизации и укрепления грунтов при устройстве подстилающих слоев, рабочего слоя земляного полотна, откосов земляного полотна, слоев дорожных оснований и покрытий.

Комплексное минеральное вяжущее – это строительная смесь, представляющая собой порошкообразный вяжущий материал техногенного происхождения, обладающий гидравлическими свойствами, содержащий портландцементный клинкер и минеральные компоненты: негашеную или гашеную известь, а также такие крупнотоннажные промышленные отходы, как зола-уноса и золошлаковые смеси ТЭЦ, доменный гранулированный шлак и т. п., выполняющие роль функциональных добавок. Под гидравлическими свойствами понимается способность тонкоизмельченного материала, затворенного водой, твердеть в водной среде и на воздухе. Правильно подобранные КМВ также обеспечивают возможность активировать вяжущие свойства минералов компонентов грунтов.

Укрепление грунта – совокупность мероприятий (внесение вяжущих и других веществ, последовательное выполнение всех предусмотренных технологических операций), обеспечивающих изменение структуры и свойств грунтов для превращения их в грунтобетоны с требуемыми прочностными характеристиками, водостойкостью, сопротивлением морозному пучению и морозостойкостью.

Технология улучшения, стабилизации или укрепления грунта с помощью КМВ используется как альтернатива или дополнение к традиционной технологии устройства нижних слоев оснований автомобильных дорог.

По традиционной технологии для укрепления дорожного полотна на уплотненный грунт основания укладываются слои из песка и щебня, затем настилают нижний и верхний слои асфальтобетонного покрытия либо устраивают слои основания или покрытия из цементобетона.

Механическая стабилизация грунтов осуществляется путем уплотнения или ввода в грунт волокнистых или других, не поддающихся биоразложению средств армирования (геотекстиль и проектируемая пластиковая сетка для фиксации грунта и борьбы с его эрозией, увлажнением и проницаемостью).

Целью и преимуществами технологии укрепления грунта КМВ является ускорение строительства, снижение количества завозных инертных материалов (песок, щебень), минимизация затрат, связанных с экскавацией и вывозом слабых грунтов, снижение негативного воздействия на подъездные пути к территории строительства и экологического воздействия на окружающую среду и социум. Так, использование технологии укрепления грунта с использованием КВМ:

- на 20% снижает стоимость устройства слоя дорожного покрытия;

- в 4-5 раз сокращает сроки строительства автомобильных дорог;

- до 15 раз уменьшает объем земляных работ и завозимых материалов;

- в 3-4 раза уменьшает количество пребывающего на объект грузового автотранспорта;

- в 6 раз снижает объем используемого техникой топлива;

- на 10-20% уменьшает углеродный след при строительстве дороги с асфальтобетонным покрытием.

Использование КМВ также позволяет снизить накопленный вред за счет использования в качестве минеральных компонентов техногенных отходов.

«Применение нового стандарта даст возможность обеспечить единые требования к комплексным минеральным вяжущим, которые все шире используются для укрепления грунтов рабочего слоя полотна автомобильных дорог в России. Использование КМВ повышает прочность покрытия автомобильных дорог, увеличивает срок их эксплуатации, сохраняет целостность дорожных одежд в условиях сурового климата и при больших перепадах внешних температур», – комментирует председатель Комитета по дорожному строительству НО «Союзцемент», первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Валерий Бодренков.

https://soyuzcem.ru/news/2616

 

С 2023 года инструментальную диагностику автодорог сделают обязательной для субъектов-участников нацпроекта «Безопасные качественные дороги»

Росавтодор, 18.01.2023

18 января в Саратове стартовал семинар «Диагностика и паспортизация дорог и мостовых сооружений как основа обеспечения качества планирования и реализации программы дорожных работ: нормативные требования, методы и современные технологии проведения работ». Организаторами мероприятия выступили Ассоциация «РАДОР» и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

В работе первого дня семинара приняли участие заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Ренат Гайнетдинов, начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства Радик Фаразутдинов, министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Алексей Петаев, а также представители профильных ведомств и образовательных учреждений.

В ходе мероприятия участники обсудили обновленную систему качества организации работ при планировании и реализации объектов нацпроекта «Безопасные качественные дороги», оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и мостов, а также вопросы кадрового обеспечения транспортной отрасли.

Ренат Гайнетдинов рассказал о правовых основах проведения диагностики автомобильных дорог, и о параметрах качества дорожной сети, предъявляемых в рамках реализации нацпроекта. Ежегодно органы управления дорожным хозяйством регионов подают данные о состоянии своей сети в Росавтодор, однако в 2021-2022 годах инструментальную диагностику проводили не все субъекты, ограничиваясь экспертной оценкой состояния дорожной сети.

Поэтому в прошлом году Минтрансом России был проработан вопрос закрепления в соглашениях с субъектами обязательств по проведению инструментальной диагностики автомобильных дорог и оценки технического состояния искусственных дорожных сооружений.

«Таким образом, с этого года проведение инструментальной диагностики обязательно, и мы ожидаем в конце года увидеть отчеты от всех субъектов», – подчеркнул Ренат Гайнетдинов.

В свою очередь Радик Фаразутдинов отметил, что вопросы качества всегда являлись приоритетными, но сейчас, с учетом стремительного роста объемов дорожных работ, они выходят на первый план.

Для формирования эффективного управления в дорожном хозяйстве субъектов Российской Федерации на всех уровнях бюджетной системы была разработана программа «Обновленная система качества». Она позволит грамотно составлять региональные планы дорожной деятельности, развивать опорную сеть дорог, повысить эффективность от вложенных средств в дорожные фонды субъектов.

После утверждения концепции было проведено тестирование программы в трех пилотных субъектах страны, в ходе которого выполнен анализ системы контроля качества с погружением в проблематику каждого региона. В результате работы проанализировано 224 объекта мониторинга. На основе полученных данных специалисты разработали методологические основы для реализации программы, которые протестировали уже в 12 субъектах.

«В 2023 году мы планируем закрепить полученный опыт и накопленные материалы и реализовать программу уже на всей территории Российской Федерации. С каждым регионом мы сможем поговорить предметно и помочь методологически и с привлечением различных структур для обеспечения дополнительного повышения качества дорожных работ», – подчеркнул Радик Фаразутдинов.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области рассказал о том, какие объемы дорожных работ выполняются в регионе и как осуществляется контроль за их качеством. Так, в прошедшем году общий объем финансирования дорожной деятельности составил почти 17,8 млрд рублей. В нормативное состояние привели 117 участков дорог общей протяженностью 678 км. Также были построены и реконструированы пять участков дорог длиной 9,3 км, отремонтированы восемь искусственных сооружений и реконструировано два моста. Кроме того, в 2022 году в регионе завершили первый этап строительства путепровода в Татищево и приступили к строительству второго этапа, а также начали возведение путепровода в поселке Жасминном в Саратове.

В текущем году общий объем финансирования дорожной деятельности в рамках федеральных программ в Саратовской области составит более 9,3 млрд рублей, из которых почти 4,3 млрд – средства федерального бюджета, остальное – из областного. На эти средства запланировано привести к нормативу 26 участков автомобильных дорог общей протяженностью 299 км. Кроме того, будет продолжено строительство второго этапа путепровода в Татищево и путепровода в поселке Жасминном, планируется начать строительство моста через реку Большой Иргиз на трассе Горный – Березово, реконструкцию трех мостов, а также ремонт и капитальный ремонт семи искусственных сооружений.

Алексей Петаев отметил, что особое внимание в регионе на постоянной основе уделяется проведению инструментальной диагностики. Так, в прошлом году были заключены госконтракты на ее выполнение на протяжении около 1000 км, а также на проведение приемочной диагностики 90 участков региональных автомобильных дорог протяженностью более 650 км после ремонта.

Он подчеркнул, что правильное проведение диагностики состояния дорог необходимо для оценки реального объема работ, что в свою очередь способствует эффективному планированию и грамотному распределению денежных средств на ремонт и капитальный ремонт в последующие годы.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/597921

 

Индексация тарифа в системе «Платон» позволит повысить объемы ремонта автомобильных дорог

Минтранс России, 20.01.2023

С 1 февраля 2023 года тариф на проезд большегрузных транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн по федеральным автомобильным дорогам будет проиндексирован в соответствии с изменением индекса потребительских цен на 11,94 % и составит 2,84 руб./км (+30 коп. к действующему тарифу).

Большегрузные автомобили массой свыше 12 тонн оказывают наиболее сильное воздействие на целостность дорожного полотна. Проведение ремонта дорог за счет средств, поступающих в федеральный дорожный фонд через систему «Платон», позволяет поддерживать качество дорожного покрытия и обеспечивать соответствие дороги нормам безопасности для всех участников дорожного движения.

Влияние индексации на конечную стоимость перевозимых товаров является крайне незначительным. Например, 20-тонная фура возит сок (19 тыс. пакетов) на расстояние 480 км по маршруту Вологда – Москва. С учетом индексации тарифа «Платона» на 30 копеек с 2,54 руб./км до 2,84 руб./км увеличение стоимости перевозки составит 145 рублей. Это в свою очередь может повлиять на рост стоимости одного пакета сока на 0,8 копейки.

Ежегодная индексация тарифа с 1 февраля производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504. В случае неприменения ежегодной индексации тарифа выпадающие доходы Федерального дорожного фонда в 2023 году составят 4 млрд руб. На эти деньги можно отремонтировать порядка 200 км автомобильных дорог.

На сегодняшний день в государственной системе «Платон» зарегистрировано более 763 тыс. грузоперевозчиков и свыше 1,7 млн большегрузных транспортных средств. В 2022 году благодаря работе системы в Федеральный дорожный фонд поступило 39,7 млрд руб. Данные средства направлены на ремонт порядка 1100 км автомобильных дорог в российских регионах.

Всего за период работы системы в Федеральный дорожный фонд поступило почти 200 млрд рублей, которые были направлены на ремонт и капитальный ремонт федеральных автомобильных дорог. Общий объем отремонтированных дорог за счет средств государственной системы «Платон» за время ее работы составил 3,3 тыс. км, количество отремонтированных мостовых сооружений превысило 130.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10590

 

В Росавтодоре обсудили план работы по совершенствованию подготовки специалистов для дорожной отрасли

Росавтодор, 20.01.2023

20 января в Федеральном дорожном агентстве под председательством заместителя руководителя ведомства Олега Ступникова состоялось совещание по вопросу совершенствования системы подготовки кадров для дорожной отрасли.

В мероприятии приняли участие начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец, председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров, директор Ассоциации организаций по развитию дорожного образования Светлана Жаденова, а также ректоры высших отраслевых образовательных учреждений.

Открывая совещание, Олег Ступников отметил, что вопрос качества отраслевого образования в последнее время имеет особую остроту среди как подрядных организаций, так и организаций заказчиков дорожных работ, поэтому крайне важно выработать план по его усовершенствованию. Так, в 2022 году при участии Росавтодора было проведено беспрецедентное количество мероприятий. «В ходе дискуссий мы пришли к мнению, что разработка образовательных программ в части профессиональных компетенций должна активнейшим образом вестись при участии регуляторов дорожной отрасли и работодателей. Я убежден, что вместе мы не только сможем, но и обязаны исправить существующие недостатки системы образования, в том числе путем исправления недостатков в области законодательной и в целом правовой базы», – подчеркнул заместитель руководителя ведомства.

В своем докладе начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец остановился на важности формирования фундаментальных основ и научно-технологического задела на приоритетных направлениях развития отраслевой науки: «Необходимо создать более тесную интеграцию Росавтодора, научно-методического и кадрового потенциала вузов, занимающихся подготовкой наших будущих специалистов. Это позволит в дальнейшем обеспечить конкурентное технологическое преимущество дорожной отрасли». Он также добавил, что в этом направлении Федеральное дорожное агентство провело ряд мероприятий, среди них – комплексный анализ и систематизация результатов научных работ, диссертационных исследований учебных заведений, которые были проведены Росавтодором в 2022 году впервые.

В ходе совещания директор Ассоциации организаций по развитию дорожного образования Светлана Жаденова большое внимание уделила вопросу качества действующих образовательных стандартов. «В настоящее время ведется работа над новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), которые в обязательном порядке будут учитывать профстандарты, утвержденные в 2022 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а также другие пожелания профессионального сообщества. Кроме того, требуется разработка еще целого ряда стандартов на специалистов по организации и технологии строительства транспортных сооружений, главных инженеров проекта (ГИП) комплексного проектирования транспортных сооружений, специалистов по строительству и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений и многих других», – отметила Светлана Жаденова.

Президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров подчеркнул необходимость налаживания тесного взаимодействия представителя регулятора дорожной отрасли, подрядных организаций и самих работников высших учебных заведений при разработке федеральных государственных обязательных стандартов, образовательных программ и программ дисциплин. «Несомненно, это позволит повысить эффективность использования огромного интеллектуального и профессионального потенциала, который накоплен в высших учебных заведениях», – добавил он.

В своем выступлении председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин выдвинул предложение дать максимальную информационную огласку мероприятиям дорожного сообщества, предоставить возможность участвовать в них всем желающим представителям вузов, а также обязательно уделять внимание материально-технической базе учебных учреждений.

По итогам совещания участники сошлись во мнении, что для достижения результатов по всем направлениям нужно поддержать высшие отраслевые учебные заведения, а ректорам, в свою очередь, интенсивно включаться в решение всех вопросов, быть открытыми к диалогу напрямую в любых форматах.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/598541