Виталий Савельев провел рабочую встречу с первым заместителем Премьер-Министра Казахстана Романом Скляром
Минтранс России, 10.01.2023
В Минтрансе России состоялась встреча Министра транспорта Российской Федерации Виталия Савельева с первым заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан Роман Скляром.
Обсуждались основные направления сотрудничества в области автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта. Ключевые задачи транспортных ведомств двух стран – увеличение объемов перевозок железнодорожным транспортом, расширение воздушного сообщения, а также наращивание двусторонних и транзитных перевозок автомобильным транспортом.
Отвечая на растущий спрос российского и казахстанского бизнеса на перевозки, стороны договорились способствовать увеличению объемов перевозок грузов и контейнеров в двустороннем и транзитном сообщении, развивать инфраструктуру железнодорожных пунктов пропуска. Авиационным властям двух стран поручено в ближайшее время согласовать дополнительные частоты авиарейсов, соединяющих крупные города России и Казахстана.
https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10586
Завершена надвижка первого пролета левой автодорожной части Крымского моста
Минтранс России, 10.01.2023
Специалисты успешно завершили надвижку первого пролета левой автодорожной части мостового перехода через Керченский пролив. Движение легкового транспорта и автобусов по правой стороне Крымского моста восстановлено.
Операция по надвижке нового пролетного строения на левой стороне моста заняла 10 часов. Автодорожная часть была временно перекрыта с 04:00 до 16:00, однако ограничения для движения транспорта сняли за 1 час 50 минут до запланированного срока. Специалисты при помощи домкратов передвинули пролет по накаточным балкам на опорные тумбы и приступили к опусканию металлоконструкций. Через несколько дней пролетное строение встанет в проектное положение.
Всего на левой стороне автодорожной части необходимо заменить четыре пролета, масса каждого из которых составляет более 300 тонн. Сборка новых металлоконструкций производится на стапельных площадках Росавтодора, расположенных в Краснодарском крае. Готовые пролеты с установленными смотровыми ходами поочередно с помощью многоколесных самоходных модулей будут доставлены к месту производства работ. Использование поперечной надвижки позволяет произвести установку каждого из пролетов в кратчайшие сроки.
В феврале все четыре новых пролета Крымского моста будут установлены в проектное положение. После этого специалисты начнут укладку асфальтобетона, ремонт инженерных систем, замену барьерного ограждения и освещения. Все работы по восстановлению автодорожной части Крымского моста будут завершены в марте этого года.
https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10587
В Якутии около 100 км федеральных трасс «Вилюй» и «Колыма» привели к нормативам
Росавтодор, 10.01.2023
Таковы результаты работы ФКУ Упрдор «Вилюй» в 2022 году. На первую из названных дорог приходится 36 км, на вторую – 62 км.
Важным событием прошлого года стало завершение капитального ремонта на четырех участках трассы Р-504 «Колыма» общей длиной 52 километра. В результате 160-километровый отрезок от п. Нижний Бестях до с. Чурапча перевели в асфальтобетон. Ранее покрытие здесь было грунтовым. Проведенные работы позволили обеспечить скоростное движение на протяженном участке федеральной трассы, связывающем два значимых населенных пункта. Еще на двух отрезках этой трассы общей протяженностью 47 километров – км 662 – км 692 («Заячья петля») и км 1121 – км 1142 («Нерский прижим») – продолжаются работы по реконструкции. Эти объекты сдадут в эксплуатацию уже в следующем году.
Отметим, что в 2022-м ФКУ Упрдор «Вилюй» отметило 15-летие со дня основания. За эти годы в строй введено более 1300 километров дорог и 204 искусственных сооружения. В том числе на трассе «Вилюй» возведены мосты через реки Чыбыда, Марха, Тюкян и Малая Ботуобуйа. Строительство этих переправ позволило обеспечить круглогодичное автомобильное сообщение между целым рядом населенных пунктов. Добавим, что еще одним достижением федеральных дорожников стало устройство асфальтобетонного покрытия на 180-километровом участке трассы «Вилюй» от Якутска до Бердигестяха.
Подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Вилюй» выполняет функции заказчика по реконструкции, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию трассы А-331 «Вилюй» от п. Верхнемарково Иркутской области – п. Таас-Юрях – г. Мирный – г. Якутск Республики Саха (Якутия) и автомобильной дороги Р-504 «Колыма» от Якутска до границы с Магаданской областью. Общая протяженность вверенных учреждению дорог составляет 3302,122 км: «Вилюй» (2 156,096 км), «Колыма» (1146,026 км).
https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/595881
Нацпроект в действии
Транспорт России, 11.01.2023
Реконструируются и ремонтируются дороги, обновляется общественный транспорт, внедряется ИТС
В 2022 году дорожные работы проходили на 5,9 тыс. объектов национального проекта «Безопасные качественные дороги», к нормативу приведено порядка 16,8 тыс. км дорог.
Фактическая площадь укладки верхних слоев покрытия превысила 135 млн кв. м. На развитие региональных и местных дорог из бюджетов всех уровней было направлено порядка 420 млрд руб.
Особое внимание при реализации нацпроекта уделяется участкам, ведущим к социально значимым объектам. В 2022 году к нормативу привели 422 туристических маршрута протяженностью 2,1 тыс. км. Обновили свыше 1 тыс. дорожных объектов (3,2 тыс. км), ведущих к образовательным и детским досуговым учреждениям, 181 участок протяженностью 725,2 км – к физкультурно-оздоровительным центрам, 726 автомобильных дорог (3,6 тыс. км) – к медучреждениям.
Благодаря национальному проекту строятся новые магистральные улицы, обходы городов, возводятся грандиозные по масштабам и значимости искусственные сооружения. Так, в 2022 году в программу работ были включены более 430 мостов, расположенных на региональной и местной дорожной сети. К нормативу удалось привести порядка 30 тыс. пог. м вместо запланированных 16,3 тыс. пог. м – почти в 2 раза больше.
Также ведутся строительство и реконструкция участков федеральных трасс. В 2022 году такие работы проводились на 229 км дорог Росавтодора, а также на 60,3 км платных трасс ГК «Автодор». На эти цели направлено около 300 млрд руб. федеральных средств.
Сегодня одной из приоритетных задач нацпроекта остается снижение аварийности на дорогах. К 2030 году показатели смертности в ДТП должны уменьшиться в 3,5 раза. Для достижения этой цели предусмотрены меры не только по обеспечению качественного покрытия, но и по обустройству элементов дорожной инфраструктуры.
Для обеспечения безопасности в 2022 году установили почти 195 тыс. дорожных знаков, порядка 1,4 млн пог. м барьерного и более 222 тыс. пог. м пешеходного ограждений, около 2,3 тыс. светофоров и 546 тыс. пог. м стационарного освещения. На проезжую часть нанесли свыше 21,6 млн пог. м разметки, а вдоль дорог обустроили более 1,5 млн пог. м тротуаров.
Кроме того, для повышения безопасности в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в 42 субъектах прошли мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем. Работы проводились в 49 городских агломерациях. На эти цели было предусмотрено финансирование в размере 7,35 млрд руб.
Еще одна важная социальная задача нацпроекта – обновление пассажирского общественного транспорта. Эти мероприятия реализуются с 2020 года. Благодаря федеральному проекту «Развитие общественного транспорта» за два года в 19 агломераций поступило 1131 транспортное средство.
В 2022 году были заключены договоры на поставку еще 353 единиц подвижного состава общественного транспорта. На эти цели выделено более 2,7 млрд руб. из федерального бюджета. Новые автобусы – 330 машин – появились в Челябинской, Астраханской, Нижегородской, Пермской, Сочинской, Курской и Улан–Удэнской агломерациях. Кроме того, Новосибирская и Брянская агломерации обновили троллейбусный парк – туда поставили 23 единицы транспорта.
Реализация дорожного нацпроекта в части модернизации городского пассажирского транспорта позволяет обновлять региональные парки с высоким уровнем износа техники. Масштабные поставки нового и удобного общественного транспорта напрямую влияют на повышение качества транспортного обслуживания и увеличение мобильности населения. В 2023-2024 годах запланирована поставка еще 808 единиц техники в 19 городских агломераций.
Программу реализует АО «Государственная транспортная лизинговая компания» с 2020 года с использованием механизма лизинга и государственной поддержки в форме субсидий Минтранса России. За счет софинансирования из федерального бюджета региональные перевозчики получают в лизинг экологически чистый и комфортабельный транспорт, подходящий для людей с ограниченными возможностями, с существенной скидкой.
Общим объем инвестиций в приобретение транспорта по программе 2022 года составил 6,3 млрд руб., из которых 2,7 млрд руб. приходится на бюджетные средства.
https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnye-dorogi/9603-natsproekt-v-dejstvii-3.html
На 6 % сократилось количество ДТП на федеральных трассах в 2022 году
Росавтодор,12.01.2023
Федеральное дорожное агентство продолжает стремиться к нулевым показателям смертности на дорогах. С этой целью совместно с подведомственными учреждениями (ФКУ) и территориальными подразделениями Госавтоинспекции МВД России Росавтодор реализует ряд мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности дорожного движения. Специалисты выявляют аварийно опасные участки, разбирают причины дорожно-транспортных происшествий и выполняют комплекс мер по предупреждению ДТП.
Дорожные работы на объектах строительства и реконструкции, ремонта и капремонта предусматривают обустройство трасс для повышения безопасности дорожного движения и комфорта пользователей транспортной инфраструктуры. Однако существуют и отдельные программы по комплексному обустройству дорог. В 2022 году на федеральной сети в рамках таких программ было установлено 69 км осевого барьерного ограждения, 197 км линий электроосвещения, 3 285 дорожных знаков и 163 светофорных объекта.
Пристальное внимание уделяется очагам аварийности – участкам, где зафиксировано наибольшее количество ДТП, особенно по причине столкновений и наездов на пешеходов.
Благодаря своевременно проводимым дорожным работам и мероприятиям по обустройству трасс, а также эффективному взаимодействию с региональными комиссиями количество ДТП на федеральных трассах в 2022 году снизилось на 6 %, а число погибших и пострадавших ‒ на 10 и 4,7 % соответственно. В целом по всей дорожной сети России показатель смертности снизился на 6 % ‒ это 700 сохраненных человеческих жизней.
Так, в прошлом году Росавтодор продолжил масштабную реконструкцию федеральной трассы А-181 «Скандинавия». Автомобильную дорогу от пересечения с дорогой Рощино – Цвелодубово до поворота на поселок Кирилловское (км 80 – км 100) перевели в шестиполосное исполнение. На участке построили два надземных пешеходных перехода и два скотопрогона на путях миграции диких животных, а также реконструировали транспортные развязки на 82-м, 86-м и 100-м км.
Развязка у поворота на Цвелодубово имеет уникальную для Ленинградской области конфигурацию – ромб с двумя кольцевыми пересечениями и четырьмя съездами, что обеспечивает высокую скорость движения потоков транспорта. Теперь минимальное количество конфликтных точек обеспечивает высокий уровень безопасности на дороге и позволяет беспрепятственно развернуться при движении из Выборга и Петербурга. На участке ликвидировали все существовавшие левые повороты, разделили встречные потоки бетонным парапетным ограждением, смонтировали свыше 20 км сетчатого ограждения вдоль лесного массива и устроили линии электроосвещения. Совсем скоро трасса А-181 «Скандинавия» от границы Петербурга и Ленобласти до начала обхода Выборга будет расширена с двух до шести полос движения и полностью освещена.
Повысили уровень безопасности и на участке км 165 – км 172 федеральной трассы А-360 «Лена» в границах Тынды Амурской области. Данный отрезок дороги являлся источником повышенной опасности из-за неудовлетворительных условий движения транспортного и пешеходного потоков. В результате реконструкции дорожники ликвидировали значительное количество нерегулируемых пересечений дороги с улицами города, перевели проезжую часть в четырехполосное исполнение, установили более 2,9 км металлического барьерного ограждения, сгладили ненормативные вертикальные и горизонтальные кривые, тем самым обошли по новому направлению перевальный участок. Кроме того, дорожники установили 11 светофорных объектов, порядка 4,4 км линий двухстороннего электроосвещения, а также организовали пешеходное движение с устройством 5,3 км тротуаров.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения и ликвидации очагов ДТП на трассе М-10 «Россия» в Тверской области специалисты провели комплекс мероприятий, в ходе которых выявили шесть аварийно- опасных участков. В 2022 году все их оборудовали элементами обустройства. Например, на 157-м км установили четыре П-образные опоры с дорожными знаками и внутренней подсветкой, два муляжа камер фотовидеофиксации, две светодиодные балки красно-синего цвета и 30 пог. м светодиодных лент RGB. В результате мероприятий зафиксирована положительная динамика снижения всех показателей аварийности на участках.
Особое внимание федеральные дорожники уделяют обращениям местных граждан. Так, в прошлом году на 148-м км федеральной автомобильной дороги Р-56 по просьбам жителей Псковской области была проведена работа по оснащению участка элементами безопасности. На нерегулируемом пешеходном переходе вблизи автобусных остановок и по маршруту детей в школу установили автономный комплекс «Умный пешеходный переход». Теперь в момент приближения к переходу людей и при их нахождении на проезжей части автоматически включается светодиодное табло для предупреждения водителей. А на потенциально опасном участке подъездной дороги от морского порта к международному аэропорту им. В.И. Беринга в Елизово ‒ на примыкании выполнена модернизация светофорного объекта. На устройстве установили дополнительные секции и LED-подсветку, в результате чего светофор стал более различимым в темное время суток.
Чтобы работать на опережение, дорожники анализируют и прогнозируют аварийно-опасные участки дорог с помощью специального программного обеспечения «Аналитического модуля БДД». Данная система помогает выработать эффективные мероприятия по повышению безопасности движения и определить оптимальные места размещения технических средств контроля соблюдения правил дорожного движения.
https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/594211
Лучшие методики обработки георадарных данных при оценке качества строительства дорог были опробованы на М-12
ГК «Автодор», 13.01.2023
На автомобильной дороге М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань РОСДОРНИИ провел сопоставительные георадарные обследования при участии ООО «Автодор-Инжиниринг» и в рамках соглашения с Государственной компанией «Автодор». Полевые испытания выполнены на 1-м пусковом комплексе 0-го этапа М-12 в Московской области, в церемонии открытия которого в сентябре 2022 года принял участие Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Основной целью испытаний являлся выбор лучшей методики скоростной и высокоавтоматизированной обработки георадарных данных для эффективной оценки качества строительства, поэтому к эксперименту привлекли производителей георадарного оборудования и программного обеспечения, специалистов, которые имеют большой опыт выполнения георадиолокационных работ на дорожных объектах.
Георадиолокационный метод позволяет выполнять обследование автомобильных дорог на скорости движения транспортного потока и при этом получать непрерывную информацию о геологической среде и конструкции дорожной одежды с высокой разрешающей способностью. Данный способ используется для определения толщин слоев дорожной одежды, выделения локальных объектов и обнаружения ослабленных зон в слоях и грунтах земляного полотна и естественного основания.
Институт задействовал в испытании передвижную лабораторию, оснащенную шестиканальным георадарным комплексом с частотой антенн до двух тысяч мегагерц.
Многоканальные георадарные комплексы с одновременным использованием нескольких антенных блоков различной частоты позволяют получить картину состояния и толщины слоев дорожной одежды на различной глубине. Используемые антенные блоки обладают центральной частотой от 400 МГц до 2000 МГц. Низкочастотные антенные блоки позволяют исследовать слои дорожной одежды и грунт земляного полотна на большой глубине от поверхности дорожного полотна, однако не захватывают поверхностные слои. Антенные блоки с высокой центральной частотой, напротив, дают возможность изучить верхние слои конструкции на сравнительно небольшой глубине. Также некоторые представленные конструкции позволяли полностью охватить полосу движения.
Сотрудники РОСДОРНИИ выполнили обработку и интерпретацию результатов георадарного обследования с применением различных автоматизированных программных алгоритмов и скоростных подходов обработки данных. Например, использовались искусственный интеллект и нейронные сети.
Проведение исследования с использованием георадаров позволило зафиксировать исходное состояние каждого конструктивного слоя дорожной одежды на участке М-12 протяженностью 22 км и подтвердило соответствие участка от ЦКАД до г. Орехово-Зуево нормативным требованиям.
https://russianhighways.ru/press/news/88622/
Новая дорога на Чукотке станет еще на 30 км длиннее
Главгосэкспертиза России, 13.01.2023
Комитет по градостроительству и архитектуре Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа рассмотрел проектную документацию и результаты инженерных изысканий на строительство участка с 695 по 728 км автомобильной дороги Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь на территории Чукотского автономного округа, с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Региональная экспертная организация использует Единую цифровую платформу экспертизы.
Двухполосная автомобильная дорога Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь строится с перерывами более десяти лет. Завершить строительство трассы между Магаданской областью и Чукотским автономным округом планируют до конца 2024 года. Общая протяженность автомобильной дороги составит более 2,2 тыс. км, из них порядка 1,4 тыс. пройдут по территории Чукотки. Благодаря этой дороге жители округа получат круглогодичное автомобильное сообщение через Магаданскую область с дорожной сетью России. Трасса также обеспечит выход автотранспорта к морскому порту Магадан, а в перспективе – и в коридор «Запад – Восток».
Проектной документацией, которую рассмотрела экспертиза Чукотского автономного округа, предусмотрено строительство автомобильной дороги Колыма – Омсукчан – Омолон - Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота на участках км 695 – км 710 и км 713 – км 728. Застройщик – Государственное казенное учреждение Чукотского автономного округа «Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа». Проектная организация – ООО «Прогресс».
https://gge.ru/press-center/news/novaya-doroga-na-chukotke-stanet-eshche-na-30-km-dlinnee/
Главгосэкспертиза и НОПРИЗ обсудили вопросы взаимодействия
Главгосэкспертиза России, 13.01.2023
Главгосэкспертиза России и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) объединят усилия для выработки современных решений в части совершенствования проектно-изыскательской деятельности. В ходе рабочей встречи на площадке Главгосэкспертизы начальник ведомства Игорь Манылов и президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров обсудили ключевые вопросы сотрудничества: единые подходы к оценке эффективности проекта с учетом всех стадий жизненного цикла объекта, рейтингование проектных организаций и обмен данными.
«Эксперты – это изначально проектировщики, то есть мы сами не отделяем себя от проектного сообщества, – сказал Игорь Манылов, обращаясь к представителям НОПРИЗ. – Поэтому предлагаем совместными усилиями провести некую перезагрузку проектирования в нашей стране, кардинально улучшив его качество. Отвечая на этот вызов, необходимо выстроить качественную систему рейтингования проектных организаций, наладить оперативный обмен данными, усовершенствовать область инженерных изысканий, переведя ее на современные рельсы».
Одним из форматов сотрудничества Главгосэкспертизы и НОПРИЗ, планируемых к реализации, станет синхронизация информации о деятельности проектировщиков для оценки их работы. Предварительно Главгосэкспертиза совместно с Ассоциацией экспертиз России (АЭР) составила перечень организаций, имеющих проблемы с качеством выполнения проектных работ. Эта информация будет предоставлена НОПРИЗ, и объединение сможет параллельно выполнить оценку этих данных, а также инициировать внутреннюю работу по повышению качества проектирования и воздействия на участников с худшими показателями. Пользу от этого получит и заказчик: использование данных позволит сформировать рейтинг, который, в свою очередь, облегчит выбор максимально подходящего исполнителя.
«Технический комитет 066, который был создан по инициативе НОПРИЗ, занимается рейтингованием, в том числе проектно-изыскательской деятельности. Мы вырабатываем стандарты, на основе которых происходит анализ деловой активности и эффективности организаций и оцениваем проектировщиков по большому количеству критериев. Наше взаимодействие с Главгосэкспертизой в этой части нужно усилить», – поддержал инициативу Анвар Шамузафаров.
Участники встречи отметили, что необходимо совместно развивать комплексное сопровождение, проектный подход, работать с данными и управлять рисками. «Инжиниринговый подход предполагает, что мы сосредотачиваемся на экономике проекта. Нельзя оценить эффективность капитальных вложений в проекте без оценки жизненного цикла в целом, в том числе и на стадии эксплуатации. В этом смысле мы с вами 100% в одной идеологии. Необходимо уйти от противопоставления проектного и экспертного сообществ и стать одной командой для достижения общих целей», – считает президент НОПРИЗ.
Еще одной темой для обсуждения на встрече стала необходимость развития инженерных изысканий – подотрасли, которая сегодня отстает от других и технически, и с точки зрения регулирования. Трудно говорить о качественном и современном проектировании в отсутствие соответствующей цифровой геоподосновы. НОПРИЗ с участием Главгосэкспертизы и всех заинтересованных сторон планируют выработать стратегию развития сферы инженерных изысканий.
По итогам встречи будет подготовлен план конкретных действий, предполагающий дальнейшее углубление совместной работы Главгосэкспертизы и НОПРИЗ.
https://gge.ru/press-center/news/glavgosekspertiza-i-nopriz-obsudili-voprosy-vzaimodeystviya/
Более 130 км автомобильных дорог отремонтируют по БКД в Крыму в 2023 году
ДорИнфо, 13.01.2023
Работы по нацпроекту также выполнят на 14 искусственных сооружениях.
В Республике Крым в 2023 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» планируют отремонтировать 131,93 км дорог и 14 искусственных сооружений общей протяженностью 602,88 метра. Об этом в пятницу, 13 января, сообщает пресс-служба регионального правительства.
Отмечается, что благодаря нацпроекту в Крыму решается основная задача в дорожной сфере – приведение в порядок ключевых направлений, обеспечивающих доступность социальных учреждений, объектов экономики и туризма.
В минувшем году в республике привели в нормативное состояние 199,5 км трасс и пять мостов на автомобильных дорогах «Красногвардейское – Новоекатериновка», «Первомайское – Воинка», на Восточном обходе и в селе Аромат Бахчисарайского района. На реализацию нацпроекта было предусмотрено 4,6 млрд рублей. Кассовое освоение выделенных средств по итогам года составило 100 %.
В конце декабря минувшего года сообщалось, что Крыму выделят дополнительное финансирование из федерального бюджета – деньги пойдут на ремонт автомобильных дорог.
https://dorinfo.ru/news/bkd/130-km-avtodorog-otremontiruyut-po-bkd-v-krymu/
Изменения в разделе «Обсуждение стандартов»
ТК 418, 13.01.2023
В разделе «Обсуждение стандартов» размещена на рассмотрение доработанная редакция проекта Изменения № 3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (1.2.418-1.316.22).
Ученые Пермского политеха запатентовали безопасный асфальт повышенной прочности
Научная Россия, 14.01.2023
Каждый год на территории ХМАО-Югры, на которой находятся 70% всех нефтяных скважин России, образуется около 5 миллионов кубических метров техногенного отхода – бурового шлама, который, имея в своем составе загрязняющие вещества, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Ученые Пермского Политеха разработали и запатентовали новый дорожно-строительный материал – асфальтобетон, в состав которого входит буровой шлам, который полностью замещает традиционно используемый минеральный порошок. Технология понизит стоимость производства асфальтобетона, а значит, и дорожного строительства в целом.
Исследование опубликовано в журнале «Scientific developments». Ознакомиться с патентом можно по ссылке: https://www.fips.ru/cdfi/fips.dll/ru?ty=29&docid=2755172.
Технология выполнена в рамках Программы академического стратегического лидерства «Приоритет-2030».
Для проведения экспериментальных лабораторных исследований политехниками были отобраны четыре образца буровых шламов с месторождений Западной и Восточной Сибири.
«Согласно изобретению, для производства дорожно-строительного материала не требуется изменять технологию его приготовления на асфальтобетонном предприятии. Смесь готовят следующим образом: предварительно высушенный буровой шлам для распределения в составе асфальтобетонной смеси тщательно перемешивают с минеральными материалами – природным песком, щебнем, после чего смесь нагревают до температуры 165-175 градусов. После чего в смесь вводят битум и перемешивают в течение 3 минут в мешалке принудительного типа при температуре 150°С», – сообщил аспирант кафедры «Охрана окружающей среды» Антон Власов.
«Отличительным признаком изготовленного нами асфальта является повышенный коэффициент трещиностойкости и водостойкости, при этом материал соответствует требованиям нормативных документов по эксплуатационным характеристикам и физико-механическим свойствам. Технический результат подтвержден испытаниями на соответствие требованиям ГОСТ9128-2013», – рассказала доктор технических наук, заведующая кафедрой охраны окружающей среды, научный сотрудник лаборатории рационального природопользования и природоподобных технологий ПНИПУ Лариса Рудакова.
По словам специалистов, созданная горячая мелкозернистая асфальтобетонная смесь с добавлением недефицитного техногенного отхода - бурового шлама, используемого в качестве минерального порошка, понизит стоимость асфальтобетона, а также снизит негативное воздействие на окружающую среду от размещения отхода нефтедобывающей промышленности - бурового шлама.
Вячеслав Петушенко ознакомился с этапами строительства трассы М-12 от Арзамаса до Казани
ДорИнфо, 16.01.2023
Сквозное движение по участкам планируется запустить в конце 2023 года.
Председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко в рамках рабочей поездки ознакомился с ходом работ на пятом, шестом, седьмом и восьмом этапах строительства скоростной трассы М-12 «Восток» (Москва – Нижний Новгород – Казань). Запустить сквозное движение по четырем участкам от Арзамаса (Нижегородская область) до Казани (Республика Татарстан) планируют в конце 2023 года. Об этом сообщает пресс-служба «Автодора».
На пятом этапе строительства дороги М-12 в Нижегородской области ведут устройство дорожного полотна, одежды, а также противокарстовые мероприятия. На шестом этапе продолжают надвижку на мостах через Суру и Пьяну. Кроме этого, ведутся земляные работы, устройство конусов на подходах к переправам, обустройство дороги и четырех площадок под многофункциональные зоны отдыха.
В рамках седьмого этапа на мосту через Свиягу завершено устройство всех опор. В конце января проведут навесное бетонирование пролетного строения. Работы на всех искусственных сооружениях также ведутся в рамках реализации восьмого этапа. Там на мосту через Волгу смонтировано почти 20 тыс. тонн металлоконструкций. Работы идут по графику.
Добавим, участок трассы М-12 протяженностью 400 км до Арзамаса планируется открыть 9 сентября. Вся трасса до Казани будет открыта в конце декабря 2023 года. В декабре минувшего года было запущено движение по участку трассы во Владимирской области протяженностью 57 км. Он стал третьим отрезком скоростной магистрали, который запустили в 2022 году. Ранее в эксплуатацию ввели нулевой этап в Московской области протяженностью 23 км и 26,5 км второго этапа трассы во Владимирской области. Сейчас для проезда доступны более 105 км автомобильной дороги.
Напомним, ранее на первом пусковом комплексе 0-го этапа трассы М-12 в Подмосковье прошли полевые испытания лучших методик скоростной и высокоавтоматизированной обработки георадарных данных для эффективной оценки качества строительства дорог.
Технологиям отмерили девять жизней
Коммерсантъ, 16.01.2023
Ведомства готовят научные разработки к оцифровке
Минобрнауки готовит правовую основу для приемки научно-технических разработок в зависимости от уровня готовности технологий и оценки результатов их использования. Прежде всего речь идет о разработках, финансируемых за счет бюджетных средств. Представленный ведомством проект приказа устанавливает девять уровней готовности технологии – от ее концепции и обоснования до практического применения. Данные об этих уровнях будут загружаться в специальную информационную систему, которая должна стать основой управления научными исследованиями. Ожидается, что распространение на научную деятельность общего «цифрового подхода» правительства к госуправлению позволит властям повысить эффективность госрасходов в этой сфере.
Минобрнауки разместило на regulation.gov.ru проект приказа о порядке определения уровней готовности разрабатываемых или разработанных технологий, а также научных и научно-технических результатов, соответствующих каждому уровню готовности этих технологий. Такие правила нужны для оценки научно-технических проектов, выполняемых в рамках госзаданий, грантов и контрактов за счет бюджетных средств и других источников финансирования.
Де-факто документ станет правовой базой для приемки научно-технических результатов в зависимости от уровня готовности технологий и оценки результата их использования.
Необходимость подготовки такого документа к 1 марта 2023 года была предусмотрена еще год назад «дорожной картой», предполагающей распространение на научную деятельность общего «цифрового подхода» правительства к госуправлению (см. “Ъ” от 2 февраля 2022 года).
Согласно проекту приказа, уровень готовности технологий определяется количественными и качественными показателями результативности. При этом переход от одного уровня готовности к другому должен обеспечить достижение этапов полного инновационного цикла. В проекте девять уровней готовности технологии. Первый (начальный) предусматривает определение фундаментальной концепции и обоснование полезности технологии. Девятый (зрелый) предполагает уже серийный выпуск продукции. Уровень зрелости технологии будет определяться на основе экспертной оценки.
Сведения об уровнях готовности технологий будут размещаться в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР).
Она должна стать основой системы управления научными исследованиями, которые ведутся с привлечением бюджетного финансирования. Предполагается, что эта система обеспечит власти данными для более точного понимания нынешнего состояния российской науки и повысит эффективность ее бюджетного финансирования. Отметим, что, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по итогам 2021 года средства государства составляли две трети (67,5%) внутренних затрат на исследования и разработки, а бизнеса – лишь 29% (см. “Ъ” от 9 сентября 2022 года).
Кроме проекта приказа об уровнях готовности технологий Минобрнауки представило еще два документа. Это проекты приказов об обновленной форме подачи информации о начинаемой научной работе, а также о формате направления сведений в ЕГИСУ НИОКТР с учетом отраслевых особенностей научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых в интересах медицины и здравоохранения.