Дайджест новостей дорожной отрасли РФ (21.03.2022)

21.03.2022 Просмотров: 626

Общественные контролеры готовятся к старту дорожного сезона

Минтранс РФ, 16.03.2022

В многоступенчатой системе контроля за реализацией национального проекта «Безопасные качественные дороги» контроль со стороны общественности занимает особое место. Поэтому в преддверии нового дорожного сезона в субъектах проводятся курсы и обучающие семинары для общественных контролеров.

Так, в Министерстве автомобильных дорог Чеченской Республики обучающий семинар для общественных контролеров провели в конце января. В нем приняли участие активисты, следящие за ходом реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В большинстве своем это студенты Института строительства, архитектуры и дизайна ГГНТУ им. М.Д. Миллионщикова и представители Общероссийского народного фронта.

Слушателям рассказали об основных аспектах, на которые необходимо обращать внимание при проверке объектов ремонта, о типовых дефектах при ремонте автомобильных дорог, о правилах техники безопасности при выполнении дорожных работ. Также специалисты объяснили, как осуществляется контроль качества работ, как проводятся испытания дорожно-строительных материалов и какие новые технологии используются при производстве работ.

В Удмуртской Республике обучающий семинар для представителей региональных общественных организаций планируется провести в конце марта.

В обучении примут участие шесть общественных организаций, работающих на территории республики. Из них четыре − «Автомобилисты Удмуртии», Общероссийский Народный Фронт, а также общественная организация инвалидов-колясочников «Благо» и Ижевское отделение Всероссийского общества слепых − постоянные участники рабочих и приемочных комиссий, проводимых в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В 2022 году к работе общественных контролеров на постоянной основе присоединятся еще две организации: общественная палата города Ижевска и Удмуртская республиканская организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (УРО ВОИ).

В Удмуртии на протяжении пяти лет, еще со времен приоритетного проекта, работает пятиступенчатая система контроля качества. Народные контролеры участвуют в проведении рабочих комиссий, когда объект готов на 70-80 %, а также при приемке объектов.

В Саратовской области также начали подготовку к обучению общественных контролеров. В этом году в «Школе дорожной грамоты» будут обучать активных жителей тех районов, в которых запланированы работы в рамках дорожного нацпроекта.

Образовательный проект Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области впервые был запущен в 2021 году. Все желающие могут прослушать теоретический курс по основам дорожного строительства, а затем, успешно «сдав экзамен», выезжать на объекты ремонта вместе со специалистами. Планируется, что теоретические занятия будут проводиться в дистанционном формате.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10195


Планы по усовершенствованию нормативной документации в дорожной отрасли

ДорИнфо, 16.03.2022

Проектирование, строительство, ремонт и обслуживание автомобильных дорог − сложный технологический процесс, который невозможен без соблюдения определенных правил. В дорожной отрасли более 400 нормативных документов, где подробно описаны правила выполнения определенного вида работ. Соблюдение этих норм обеспечивает требуемое качество автодорог. Так как дорожная отрасль активно развивается, появляется необходимость изменения некоторых из этих документов − этот вопрос обсуждался на конференции «Асфальтобетон 2022», которая прошла в Санкт-Петербурге 3 и 4 марта. На ней специалисты отрасли рассказали о планах по усовершенствованию нормативной документации в дорожной отрасли.

Уровень требований к качеству автодорог оценивается Федеральным дорожным агентством как одна из важных и серьезных задач в работе, отметил в ходе своего выступления заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников. «Комплекс мер, направленный на расширение современных технологий, технологий современного проектирования асфальтобетонных смесей и вообще в целом материалов находит серьезный отклик в деятельности Федерального дорожного агентства. Масштабная работа началась давно, она не первый год продолжается. Вы все знаете о том, что принят Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» в 2011 году, также был разработан комплекс межгосударственных стандартов, регулирующих всю нашу дорожную деятельность. В развитии этого были гармонизированы, и продолжается гармонизация наших национальных стандартов. В частности, хотелось бы отметить те стандарты, которые касаются асфальтобетонных смесей: актуализирована и гармонизирована нормативно-техническая база к асфальтобетонным смесям, в том числе инертные и битумные материалы. Также сформированы два основных комплекса подходов: по системе объемно-функционального проектирования и по методологии Маршалла», − рассказал Олег Ступников.

Эти стандарты нашли отклик в базе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Не так давно был принят свод правил, где есть прямые ссылки на разработанные Росавтодором национальные стандарты, в том числе на системы проектирования асфальтобетонных смесей. Это позволило расширить сферу применения современных видов асфальтобетона: от федеральных и региональных трасс технологии «спустились» на улично-дорожную сеть.

Мониторинг применения современных технологий

Олег Ступников отметил, что любая работа не может быть полностью эффективной без анализа результативности, поэтому Росавтодор проводит мониторинг применения новых и эффективных технологий. Участие в этом принимают подведомственные Росавтодору ФКУ, «Центрдорразвития» и «Росдортехнология».

«В чем суть мониторинга? Мы определили перечень тех материалов и технологий, которые считаем новыми, современными, наилучшими и резонансными. Мы определили методологию рекомендаций, установили порядок действий. <…> На данный момент произведен срез от 2016 года до 2021 года на тех участках автомобильных дорог, на которых применялась та или иная технология, вошедшая в обозначенный перечень. Коллеги с ФКУ посмотрели их состояние, выполнили соответствующие замеры. Данные, обработанные «Центрдорразвитием», говорят о том, что в целом все те участки, где применялись новые технологии и материалы, а их порядка 200 наименований, находятся в нормативном состоянии на данный момент. Это немаловажно для нашей работы в части корректировки как своих задач и направлений по работе, в том числе и по научно−исследовательским работам, так и для внешнего контура − это ответы и взаимодействия и взаимоотношения со Счетной палатой и с иными органами государственной власти, которые так или иначе оценивают и проверяют нашу деятельность», − считает замглавы Росавтодора.

Совершенствование принципов проектирования нежестких дорожных одежд

Еще одно направление работы ФДА − совершенствование принципов проектирования нежестких дорожных одежд. Это направление обозначено «Стратегией развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021-2025 годов». Этим документом предусмотрена актуализация расчетных характеристик дорожно-строительных материалов и грунтов, применяемых при проектировании дорожных одежд с мониторингом строящихся и эксплуатируемых дорог для получения фактических характеристик и их валидации с расчетными параметрами, определенными в лабораторных условиях.

«Вы знаете, что в настоящее время отменен устаревший ОДН (прим. ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд»), взамен ему пришел новый ПНСТ (прим. ПНСТ 542-2021), он вводит определенные новеллы. Так вот, Росавтодором начата многоэтапная работа, результаты которой лягут в основу доказательной базы совершенствования принципов проектирования дорожных одежд нежесткого типа. И эти принципы войдут в основу нового национального стандарта впоследствии по проектированию нежестких дорожных одежд. Результаты такой многоэтапной работы позволят значительно усовершенствовать методику проектирования и перейти к расчету дорожных одежд, применению многослойных моделей, которые применяются сейчас в ведущих мировых практиках проектирования», − подчеркнул Олег Ступников.

План научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Росавтодора предусматривает ряд научных исследований: опытно- экспериментальные исследования расчетных параметров статического и динамического нагружения автотранспорта на дорожную одежду; комплексные расчетные и экспериментальные исследования эксплуатационного состояния дорог; исследования по определению физико-механических характеристик грунтов, щебеночно-песчаных смесей и грунтов, укрепленных вяжущими материалами; опытно-конструкторские работы по созданию экспериментальных станций мониторинга напряженно-деформационного состояния нежестких дорожных одежд.

«Практически полвека такого рода исследований и такого погружения не проводилось, то есть мы практически сейчас запускаем такую фундаментальную работу. Это позволит выполнить калибровку расчетных моделей с учетом эксплуатации реальных автодорог. Разработанная методика позволит обоснованно и эффективно выбирать дорожно-строительные материалы и обеспечивать долговечность и межремонтные сроки, которые у нас составляют 12 и 24 года», − сказал Олег Ступников.

Отдельно он подчеркнул выполняемые ФДА работы по исследованию состояния автодорог, проходящих в зоне распространения многолетних вечномерзлых грунтов в пределах криолитозоны с разработкой методических рекомендаций. «Работа имеет поисковой, фундаментально практический характер. <…> Она позволит нам, во-первых, сформировать де-юре методические рекомендации, которые определят те требования к станциям и к перечню исследовательских параметров, а также тех датчиков, которые будут фиксировать эти параметры, для того, чтобы в целом в итоге выйти на разработку новых требований, нового государственного стандарта по проектированию и строительству автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты», − сказал Олег Ступников.

Нормативов много − какой использовать?

По состоянию на 1 марта 2022 года в России насчитывается 416 национальных документов по стандартизации в области дорожного хозяйства − такой информацией в ходе своего выступления поделился заместитель председателя ТК 418 «Дорожное хозяйство» Евгений Симчук. Причем более 95 % — это свежие документы, которым менее 10 лет. Если распределить все существующие стандарты по направлениям, то 64 % — это нормативы по дорожно-строительным материалам и изделиям, 14 % − по изысканиям и проектированию, 10 % − организация и безопасность дорожного движения, 6 % − эксплуатация автодорог, еще 6 % − строительство.

«Нужно ли всеми этими документами пользоваться? Нет, не нужно. Стандартизация дает возможность закрыть все пробелы, которые сейчас существуют в любом нормативном поле. Ваше право − выбрать те документы, которые вам нужны. И вам не нужно учить все. Нужно взять тот комплект документов, который нужен для вашей повседневной деятельности», − отметил Евгений Симчук.

Спикер акцентировал внимание участников конференции на том, что с 1 сентября 2025 года планируются серьезные изменения, предусмотренные ФЗ 162 ст. 35: в проектную документацию запретят включать нормативные документы, которые не соответствуют данному закону.

«Напомню, что данному закону у нас соответствуют ГОСТ, ГОСТ Р, ПНСТ и стандарты организаций. А весь наш пласт, который мы до сих применяем в контрактах − ВСН, ОСТ, РСН, СН, ОДН и ОДМ − с 2025 года мы больше не вправе их включать. Поэтому задача какая: в ближайшее время определиться, какие действительно устаревшие нормативные документы нужно перерабатывать и выносить на другой статус, потому что они не смогут быть уже применены», − рассказал он.

Усовершенствование нормативных документов

В ходе своего выступления Евгений Симчук рассказал о планах по совершенствованию фонда нормативных документов дорожной отрасли. По его словам, сейчас ведется разработка первой редакции ГОСТа на холодные асфальтобетонные смеси и холодный асфальтобетон, также в настоящий момент продолжается разработка комплекса национальных стандартов по холодным органоминеральным смесям. По теплым асфальтобетонным смесям завершается исследовательская часть и разрабатывается первая редакция стандартов.

Более подробно заместитель председателя ТК 418 «Дорожное хозяйство» остановился на планируемых поправках в системе объемно-функционального проектирования (серия ГОСТ Р 58401-2019).

«Во-первых, самое простое − требование к дробленному песку в системе объемно-функционального проектирования. Ввели примечание, что для дробленных песков нормировать содержание пылевидных частиц уже не требуется, то есть можно покупать обычный песок и на стадии приготовления асфальтобетонной смеси уже система пылевылавнивания будет эти частицы удалять, тем самым снизился риск, когда приходят штрафные санкции за то, что применили песок, который не соответствует требованиям этого стандарта. Второй момент, который ранее активно обсуждался, это то, что надо привести правила приемки в соответствии с общими правилами в двух системах. Это уже сделано, здесь все приведено в единообразие, по вашим просьбам», − отметил Евгений Симчук.

Изменения готовятся и для ГОСТ Р 59401.1 и ГОСТ Р 58401.2. По словам спикера, один из важных показателей для верхних слоев асфальтобетонных смесей, который необходимо ввести, − это воздействие шипованных шин. В связи с этим предлагается добавить методику оценки истираемости в систему объемно-функционального проектирования (ОФП). Также сейчас в системе ОФП отсутствует разделение требований по глубине колеи и числу текучести в зависимости от конструктивного назначения слоя − это тоже предлагается внести в документ. «Мы знаем, что со снижением слоя температура падает, давление снижается, поэтому выдерживать там высокое значение по колееобразованию экономически не целесообразно, в связи с этим сейчас предлагается разделение: для слоев покрытия и для слоев основания», − отметил Евгений Симчук.

В ГОСТ Р 58406.1-2020 и ГОСТ Р 58406.2-2020 запланированы изменения по набору сит. В существующей редакции применяются сита с определенными номинальными размерами ячеек по ГОСТ Р 51568 «Сита лабораторные из металлической проволочной сетки. Технические условия». В новой редакции планируют внести изменения, которые будут допускать применение перфорированных сит.

«К сожалению, наша промышленность, которая производит оборудование, оказалась неспособной технологически изготавливать такие лабораторные сита из сетки, и им проще изготавливать перфорированные сита, которые повсеместно сейчас применяются. Поэтому нам потребовалось внести изменения в стандарт, допустив такие сита для рассева. Но мы знаем, что даже несмотря на одинаковый размер ячейки, результат отличается: на плетеных и на перфорированных. Поэтому мы дописали, что можно применять такие сита, но есть обязательное примечание, что в качестве референтных применяются те сита, которые осуществлялись при проектировании», − подчеркнул Евгений Симчук.

Еще одно изменение − увеличение времени отбора керн с покрытия для приемки. Практика применения новых стандартов показала, что заказчики, у которых большая общая протяженность подведомственных дорог и удаленность контролируемых объектов, не всегда успевают в требуемый срок (14 дней) провести отбор кернов (вырубок). В связи с этим для таких случаев будет предусмотрено расширение сроков отбора кернов до 30 дней. Представитель ТК 418 «Дорожное хозяйство» отметил, что при этом есть важное примечание: в случае отбора кернов для оценки соответствия требованиям нормативных документов после проведения приемки асфальтобетона в конструктивном слое, следует учитывать возможные изменения толщины слоя и физических показателей асфальтобетона, в том числе объемную и максимальную плотность асфальтобетона и содержание воздушных пустот.

«Какие еще изменения? По типам асфальта А5Нл и А5Вл. Был расширен диапазон применения песка из отсева дробления. В соответствии с ГОСТ 32730 в песке из отсева дробления в зависимости от класса песка допускается содержание зерен крупностью свыше 8 мм, при этом для смесей А5Вл и А5Нл проход на сите 8 мм должен составлять 100 %. Существующие требования ГОСТ Р 58406.2 не позволяют применять такие пески без дополнительных рассевов, что приводит к экономическим затратам. <…> Мы провели испытания не только у себя, но и в лабораториях АБЗ, и подтвердили, что даже если мы оставим эти значения, которые есть в ГОСТе 32730, то на качество материала это не влияет. Поэтому сейчас расширили диапазон: можно эти пески применять без дополнительного грохочения, тем самым увеличился экономический эффект», − сообщил Евгений Симчук.

Также было предложено расширить показатели к воздушным пустотам в слоях покрытий на тротуарах и прочих участках, где нет движения транспорта. Как правило, уплотнение таких мест выполняют с помощью ручных средств трамбовки или небольшими катками ограниченной массы, в результате чего добиться содержания воздушных пустот в кернах до 6 % очень сложно, поэтому было принято решение для таких случаев увеличить показатель до 8 %.

«Теперь по ЩМА-22 и ЩМА-16 несколько изменений. Значит, здесь расширен диапазон прохода через сито: изменения коснулись сита размером 16 мм (для ЩМА-22) и сита на 11,2 мм (для ЩМА-16). Это сделано для того, чтобы получилось повысить вариативность проектирования смесей. Потому что сначала были закрупненные смеси, с ними не каждый может работать, и не каждый может ее уложить, поэтому было принято такое решение. Мы провели целый ряд исследований, в том числе полевых − в Москве на экспериментальном участке на МКАД − и расширили диапазон на контрольных ситах, это позволит снизить цену вопроса и значительно повысить вариативность составов», − рассказал спикер.

Планируемые изменения в национальных стандартах на дорожный асфальтобетон

Один из важных параметров − сцепление между слоями дорожной конструкции. Этот показатель говорит о том, как будет работать конструкция автодороги в целом.

«Если нет сцепления, то конструкция будет слабая между слоями, соответственно, это не будет работать как самоконструкция и распределение нагрузки будет существенно меняться, а значит это не то, что запроектировано на начальном этапе. Потому что, когда мы проектируем дорожную одежду, мы считаем, что слои абсолютно спаяны между собой, а в некоторых случаях это бывает не так. Поэтому, чтобы было не «на глазок», мы взяли метод, который на самом деле простой, − это испытательное устройство Лейтнера, которое мерит усилие, при котором происходит разрыв этих двух слоев», − сообщил Евгений Симчук.

В настоящий момент действует ПНСТ 395, после переработки его в ГОСТ Р испытание при помощи устройства Лейтнера планируют включить в нормативные документы на асфальтобетон и работы, связанный с укладкой асфальтобетона. Также появится возможность в лаборатории прогнозировать прочность сцепления слоев при использовании различных армирующих материалов.

Следующее изменение касается метода определения ползучести и прочности при непрямом растяжении (IDT) по ГОСТ Р 58401.7-2019 (применяется только при объемно-функциональном проектировании). По словам Евгения Симчука, для измерения высокотемпературных колееобразований выпускается много отечественного оборудования, а для определения низкотемпературных свойств специалисты дорожной отрасли используют импортное дорогостоящее оборудование.

«Это дорогущая установка, работать на ней могут только инженеры высокой квалификации, потому что там проводятся испытания на разных температурах, с разной частотой. Система работает шикарно, показывает хорошие результаты, но сложность и дороговизна этого подхода перекрывает все его положительные качества. И сейчас, конечно, все лицензии постепенно прекращают действовать, поэтому даже если просто оставить этот прибор, то мы все равно не сможем рассчитать полученные результаты. Поэтому мы считаем, что от этого метода надо уходить и переходить на что-то более простое и понятное», − отметил специалист.

С советских времен в дорожной деятельности применяется метод прочности и относительная деформация растяжения при изгибе балочек при -18 градусах, он применяется только в ГОСТ Р 58406.1 и ГОСТ Р 58406.2. Плюсы этого метода: имеются требования к показателям; само испытание можно проводить на имеющихся отечественных прессах; термостатирование выполняется в обычной бытовой морозилке. К минусам можно отнести малую информативность метода и невысокую сходимость результатов даже в одной смеси. «Этот метод на первое время годится, но сейчас есть возможность переходить к новым современным методам, которые реально что-то моделируют и что-то показывают», − отметил Евгений Симчук.

Еще один метод − температура термического растрескивания асфальтобетона (TSRST) по ОДМ 218.3.047-2015. Отмечается, что он не учтен ни в одной из систем проектирования асфальтобетона. «Мы его сразу не стали вносить в национальные стандарты, потому что был ОДМ еще в 2015 году. Это хороший метод на самом деле, показательный, но опять же дорогая установка, дорогое вспомогательное оборудование», − сообщил спикер.

Перспективные методики, которые могут включить в национальные стандарты

В ходе своего выступления Евгений Симчук назвал наиболее перспективные методики на сегодняшний день, которые планируют внести в национальные стандарты, касающиеся асфальтобетонных смесей. Первая − температура термического растрескивания асфальтобетона (ACCD).

«Это по сути более упрощенный аналог TSRST. То есть, когда берется образец, в нем высверливается соответствующее отверстие, вставляется специальное устройство из инвара и ставится в морозильную камеру. Создается температура, и со временем образуются внутри асфальтобетонного образца критические напряжения, которые не может он выдержать, и образуются трещины», − рассказал Евгений Симчук.

Плюсы этой методики: получается реальная температура трещинообразования при термическом сжатии образа вокруг несжимаемого кольца; образцы готовятся на вращательном уплотнителе; принцип действия, как у метода определения температуры растрескивания битумного вяжущего ABCD; оборудование производится отечественными производителями. Из минусов − необходимость низкотемпературной камеры (до минус 60 градусов) и сложная подготовка проб.

Еще один метод IDEAL-Ct (Индекс трещиностойкости асфальтобетона). Его большой плюс в том, что испытания можно проводить как на образцах Маршалла, так и на образцах Гиратора. Более того, для этой установки можно применять любые отечественные прессы, в том числе Линтел, Ивановские и др. К плюсам этого метода относят также возможность оперативного контроля при производстве смеси − испытание проводится не более 2 минут. Из минусов − отсутствие наработанных требований к показателю; слабочувствительность и малоинформативность при температуре ниже 0, невысокая сходимость результатов (требуется от трех до пяти образцов).

Евгений Симчук отметил, что обе методики A-CCD и IDEAL-Ct − рассматриваются экспертами дорожной отрасли как наиболее перспективные в России, сейчас они проходят тестирование.

https://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=108154&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D


Почти 16 млрд рублей потребуется на строительство первого этапа обхода Симферополя в Крыму

ДорИнфо, 16.03.2022

В Республике Крым построят автомобильную дорогу в обход Симферополя. Реализацией первого этапа строительства трассы (с 0-го по 15-й км) займется АО «ВАД». Соответствующее распоряжение главы республики Сергея Аксенова опубликовано на официальном портале правительства Крыма.

«Определить АО «ВАД» единственным подрядчиком по государственному контракту, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство автомобильной дороги в обход г. Симферополя на участке Донское – Перевальное. 1 этап», − говорится в тексте распоряжения.

Стоимость контракта составляет более 15,9 млрд рублей. Предельный срок, на который заключается контракт, − 30 декабря 2024 года.

Напомним, что проект первого этапа строительства обхода Симферополя был одобрен госэкспертизой в начале этого года. На отрезке с 0-го по 15-й км планируют построить четырехполосную дорогу, две разноуровневые развязки и семь путепроводов.

Также добавим, что новая магистраль пройдет вдоль Аянского водохранилища через село Заречное Добровского сельского поселения. Магистраль позволит вывести из Симферополя порядка 30 тыс. автомобилей в сутки, которые транзитом проезжали с трассы «Таврида» в сторону города Алушты.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=108157


Росавтодор участвует в разработке системы мониторинга состояния федеральных дорог в зоне вечной мерзлоты

РОСАВТОДОР, 17.03.2022

16 марта руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков принял участие в совещании-семинаре «Создание системы мониторинга состояния автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты и совершенствование нормативной базы по проведению дорожных работ в зоне вечной мерзлоты».

В дискуссии также приняли участие губернатор Забайкальского края Александр Осипов, первый заместитель председателя Комитета по собственности, земельным и имущественным отношениям Государственной Думы РФ Сергей Тен, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Евгений Нефедов, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров, представители центрального аппарата Росавтодора и начальники подведомственных учреждений (ФКУ), а также специалисты крупных отраслевых компаний и профильных научно-исследовательских институтов.

В своём вступительном слове Роман Новиков поблагодарил губернатора Александра Осипова за возможность провести семинар в Чите, поскольку крайне важно обсуждать вопросы эксплуатации автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты – там, где они наиболее актуальны.

«Этот сложный и важный вопрос у Федерального дорожного агентства давно находится под самым пристальным вниманием. При этом опыт эксплуатации федеральных автомобильных дорог «Вилюй», «Колыма», «Лена», «Амур» указывает сейчас на необходимость актуализации технических решений и поиска новых подходов к проектированию, строительству и содержанию автомобильных дорог в зависимости от меняющихся природно-климатических условий. И я хочу выразить благодарность президенту Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николаю Быстрову, который на уровне своей организации также поднимает этот вопрос. Последствия нашей техногенной деятельности на тех объектах, которые в настоящее время эксплуатируются, показывают, что они значительные. Первостепенная задача – обеспечить надежность наших сооружений, их долговечность, начиная с проектирования и заканчивая вводом объектов в эксплуатацию», – подытожил руководитель Федерального дорожного агентства.

Губернатор Забайкальской края Александр Осипов подчеркнул важность темы дорожных работ в зоне вечной мерзлоты для специалистов данного региона и поблагодарил Росавтодор за то, что подобные вопросы активно обсуждаются на федеральном уровне: «Отрадно, когда руководители, особенно по такому направлению, как транспортная доступность, уделяют огромное внимание теме строительства и функционирования дорог в условиях вечной мерзлоты. Для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов эта проблема является очень актуальной, поскольку ранее сформированные технологические решения по строительству дорог опирались на несколько другие климатические условия. Сегодня ситуация принципиально меняется, согласно данным Института природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской Академии наук, расположенного в Забайкальском крае, у нас почти на 8 градусов изменились среднегодовые температуры. Мы видим, как меняются природа и условия, которые влияют на транспортно-строительную отрасль, и это проблема глобального масштаба», – сказал глава региона.

Поприветствовал участников совещания-семинара и первый заместитель председателя Комитета по собственности, земельным и имущественным отношениям Государственной Думы РФ Сергей Тен: «Такого уровня встречи в Чите не было уже много лет. Именно поэтому её важность сложно переоценить. Криогенные процессы на территории Забайкальской края, безусловно, не останавливаются. И они, в свою очередь, влияют уже не только на транспортную инфраструктуру, но и на объекты промышленного, гражданского назначения. Так что крайне важно сейчас обменяться опытом и, конечно, выработать конкретные, актуальные практические решения».

С докладом о совершенствовании нормативной базы в области проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты выступил президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров.

«Более 60 % территорий нашей страны – это зона распространения вечномерзлых грунтов. Для дорожной отрасли крайне важно сейчас актуализировать нормативную базу, которая непосредственно связана с проведением работ в сложных климатических условиях. Среди основных задач, стоящих перед всеми нами – разработка комплекса таких национальных стандартов в области проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог в зоне вечной мерзлоты, которые учитывали бы современные требования нормативной базы в дорожном хозяйстве, вбирали в себя весь накопленный за последнее время опыт. То, что, например, сделали федеральные казенные учреждения за годы работ в зоне вечной мерзлоты – сформулировали практические сведения о различных способах регулирования процессов в земляном полотне и основании – это заслуживает огромного уважения и должно быть обязательно учтено в нормативных актах», – акцентировал внимание Николай Быстров.

В 2021 году Федеральным дорожным агентством была утверждена дорожная карта по организации мониторинга состояния участков федеральных автомобильных дорог, проходящих по территории распространения многолетних мерзлых грунтов. О ходе её реализации рассказал заместитель начальника Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения ведомства Сергей Гошовец: «Дорожная карта Росавтодора стала частью отраслевого плана адаптации к изменениям климата в области транспорта, утвержденного приказом Минтранса России в 2022 году. Этой картой предусмотрено, в частности, создание системы контроля инженерно-геокриологических условий, которая должна включать мониторинговые стационарные посты и устройства, размещаемые на ключевых участках в различных инженерно-геокриологических условиях. Росавтодором совместно с ФКУ были определены и согласованы три измерительных комплекса – это комплексы «Автомобильная дорога и придорожная полоса», «Метеорологические параметры», «Система мониторинга напряженно-деформированного состояния и деформаций в слоях дорожной одежды и земляного полотна от известной нагрузки» – для оборудования стационарных постов, включающих 30 контролируемых параметров».

По словам Сергея Гошовца, данная работа необходима для создания современной системы мониторинга и для накопления массива данных, анализ которых позволит перейти на новый уровень проектирования, строительства и эксплуатации транспортных объектов в криолитозоне. Кроме того, в будущем полученные наработки будут учитываться при развитии Арктической зоны Российской Федерации.

Организации системы мониторинга состояния федеральной трассы Р-297 «Амур» был посвящен доклад главного инженера ФКУ Упрдор «Забайкалье» Андрея Романова. В частности, речь зашла о мерах предотвращения процессов деформации земляного полотна – обеспечение бесперебойного комплексного водоотвода к искусственным сооружениям, сооружение отжимных берм и теплодиодных призм и слоёв холода, устройство гидроизоляции при помощи современных синтетических материалов.

Также на совещании-семинаре обсудили развитие процессов деградации вечной мерзлоты в зоне прохождения автомобильных дорог и реализацию научно-исследовательских работ, которые посвящены анализу состояния федеральных трасс в пределах криолитозоны.

Как отметил заместитель директора по научной работе Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН Петр Микляев, с 2021 года с помощью пилотных автоматических постов мониторинга началось масштабное исследование участков федеральных трасс Р-297 «Амур», Р-504 «Колыма», А-331 «Вилюй» и А-360 «Лена». В настоящий момент осуществляется анализ собранных данных в зоне развития вечномерзлых грунтов, до конца мая этого года учеными планируется завершить районирование исследуемых участков, а к сентябрю будут разработаны первые рекомендации по организации инженерно-геокриологического мониторинга автомобильных дорог.

В рамках совещания-семинара руководитель Росавтодора Роман Новиков вручил ведомственные награды Министерства транспорта Российской Федерации и награды Федерального дорожного агентства. Медалью «За строительство транспортных объектов» награжден начальник ФКУ Упрдор «Лена» Александр Шестопалов, благодарственными письмами Росавтодора награждены начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет и главный инженер ФКУ Упрдор «Забайкалье» Андрей Романов.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/506431


В Челябинске состоится 18-я ежегодная конференция Ассоциации «РАДОР» по современным технологиям ремонта и содержания автомобильных дорог

РОСАВТОДОР, 17.03.2022

13-14 апреля в г. Челябинске пройдет 18-я ежегодная конференция Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» «Новые прогрессивные технологии ремонта и содержания автомобильных дорог».

Конференция проводится Ассоциацией «РАДОР» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Правительства Челябинской области, Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

В мероприятии традиционно принимают участие представители органов управления автомобильными дорогами всех уровней, подрядных, проектных, научных и образовательных организаций в области дорожного хозяйства, ГУОБДД МВД РФ, производители техники, оборудования и материалов, СМИ.

В ходе конференции планируется, в частности, рассмотреть вопросы хода реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», применения современных технологий, обсудить вопросы обеспечения качества дорожных работ, повышения сроков службы дорожных одежд и многие другие.

Программа работы конференции предусматривает техническую экскурсию с посещением объектов ремонта Челябинской городской агломерации, реализуемых в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», а также посещение крупнейшего предприятия по производству строительных материалов на Южном Урале.

14 апреля 2022 года состоится совместное заседание Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Челябинской области, Общественного совета при Министерстве по дорожному хозяйству и транспорту Челябинской области по теме: «Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Челябинской области».

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/506781


Правительство утвердило экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотного транспорта

ДорИнфо, 17.03.2022

Правительство РФ приняло постановление об установлении экспериментального правового режима (ЭПР) и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Об этом сообщает пресс-служба Кабмина в четверг, 17 марта.

«Внедрение беспилотного транспорта с применением технологий ИИ является частью программы цифровой трансформации российской экономики. Принятый Правительством первый экспериментальный правовой режим позволил ускорить этот процесс и снять нормативные барьеры для запуска проекта. При условии успешного прохождения испытаний, беспилотные автомобили могут стать органичной частью городской инфраструктуры уже к 2025 году…», – сказал заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко.

Кроме того, по словам зампредседателя, экспериментальный правовой режим позволяет отечественным разработчикам внедрять передовые решения, что в сложившейся ситуации особенно важно для обеспечения технологического развития страны. В ближайшее время компания-разработчик сможет применять беспилотный транспорт в Москве, Иннополисе в Республике Татарстан и федеральной территории «Сириус». Согласно программе ЭПР, беспилотный транспорт сможет эксплуатироваться с водителем-испытателем в салоне, а без его присутствия в салоне – на территориях Иннополиса и инновационного центра «Сколково».

В пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что в текущих условиях очень важно продолжать реализацию технологической повестки, помогать бизнесу тестировать и внедрять инновации.

По информации Кабмина, беспилотные автомобили, участвующие в эксперименте, разработаны компанией «Яндекс». По истечении 20 дней с даты издания постановления станет возможной эксплуатация беспилотных автомобилей в двух режимах: с водителем-испытателем в салоне (на пассажирском сиденье, справа от места водителя) и без водителя-испытателя в салоне, при необходимости для удаленной поддержки может подключится оператор.

«Эксперимент сделает возможным использование беспилотных автомобилей в качестве такси в Москве. Первой зоной для запуска беспилотных такси выбран район Ясенево – между станциями метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк», – сообщает пресс-служба Правительства РФ.

Как отметили в «Яндексе», вызвать беспилотное такси можно будет в приложении «Яндекс Go». Стоимость поездки не будет отличаться от цены за поездку в обычном такси.

Напомним, в прошлом году Минтранс России приступил к реализации проекта беспилотных грузоперевозок по федеральной скоростной трассе М-11 «Нева».

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=108203


На трассе М-12 в Нижегородской области для усиления слабых грунтов устраивают текстильно-песчаные сваи

ДорИнфо, 17.03.2022

В Нижегородской области продолжают строительство четвертого этапа скоростной магистрали М-12 «Москва–Казань». Для усиления слабых грунтов специалисты устраивают текстильно-песчаные сваи. Об этом сообщает пресс-служба Госкомпании «Автодор» в четверг, 17 марта.

Примерно в 30 километрах от строящегося вантового моста через реку Оку (рядом с Муромом) в Навашинском округе в районе н.п. Левино, Натальино, в местах глубоких болот применяют современную технологию.

Для начала работ специалисты устраивают специальную армогрунтовую площадку, которая позволит заехать спецтехнике для устройства самих текстильно-песчаных свай. Стержни будут передавать нагрузку от дорожного полотна на прочное основание, залегающее под слабыми грунтами. Это позволит не производить сплошную замену основания под дорогой, которое на глубину до 12 метров состоит из торфяных грунтов.

Для погружения свай используется две методики – вибропогружение и бурение. Первая представляет собой устройство стальной вытесняющей трубы-лидера с двухопорным клапаном с помощью высокочастотного вибратора через слабые грунты с дальнейшей укладкой в трубу-лидер геооболочки и заполнением песком. Обратный подъем трубы-лидера происходит с открытым клапаном в режиме вибрации. Это позволяет уплотнить песок в свае, расширить геооболочку и передать уплотняющее горизонтальное напряжение на слабые грунты межсвайного пространства.

Методика бурения предусматривает вдавливание обсадной секционной трубы в слабый грунт с последующим выбуриванием из обсадной трубы излишков грунта и укладку в трубу геооболочки и заполнением песком. Обратный подъем также выполняется в режиме вибрации.

Напомним, проект строительства скоростной магистрали М-12 предусматривает девять этапов суммарной протяженностью более 800 км. Дорога пройдет через территорию Московской, Владимирской, Нижегородской областей, республик Чувашия и Татарстан. Движение транспорта по трассе планируют открыть в 2024 году. Кроме того, магистраль продлят до Свердловской области. Для этого построят участок от Казани до Екатеринбурга, движение по нему откроют также в 2024 году.

Добавим, заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин заявил, что скоростную трассы М-12 «Москва–Казань» планируют строить в круглосуточном режиме.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=108191


Конференция и выставка «ИТС регионам: Пятигорск»

РОСАВТОДОР, 18.03.2022

С 14 по 16 апреля 2022 года в г. Пятигорске пройдет ежегодная региональная конференция и выставка «ИТС регионам».

Организатором выступает Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, ФАУ «РОСДОРНИИ» и отраслевых объединений.

Традиционно «ИТС регионам» станет местом диалога федеральных и региональных органов власти, профильных транспортных ведомств и производителей ИТ-решений для транспортной отрасли.

Дискуссии пройдут по актуальным темам:

  • цифровое развитие транспортной инфраструктуры в регионах России: текущее состояние, влияние санкций и меры поддержки;

  • цифровые технологии в дорожном строительстве;

  • результаты внедрения и текущее развитие региональных интеллектуальных транспортных систем в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»;

  • практическое применение ИТС и цифровизация на автомобильных дорогах федерального значения;

  • сохранность автомобильных дорог. Реализация и перспективы развития систем автоматического весогабаритного контроля на дорогах Российской Федерации;

  • вопросы повышения квалификации специалистов области ИТС;

  • лучшие практики внедрения ИТС и цифровых технологий;

  • применение технологии информационного моделирования в дорожной отрасли на региональном уровне.

Подробная информация о конференции и выставке доступна на информационных ресурсах Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта»:

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/507031


В Координационный совет по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия» внесен законопроект о развитии BIM-технологий и защите результатов интеллектуальной деятельности

Интеллектуальные транспортные системы России, 18.03.2022

Депутат Государственной Думы Сергей Тен внес в Координационный совет по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия» разработанный совместно с ИРНИТУ законопроект о внесении в Гражданский кодекс РФ понятия информационных моделей объектов капитального строительства и иных объектов, а также способах гражданско-правовой защиты прав на них.

«Уникальность BIM-технологий позволяет создавать в проектной деятельности трехмерные модели с последующим наполнением их архитектурной, конструкторской, технологической, экономической и другой информацией о сооружении со всеми взаимосвязями и зависимостями. Причем речь здесь может идти как о строительстве многоквартирных домов и гидротехнических сооружений, так и о сложных транспортных объектах», – подчеркивает Сергей Тен.

Депутат отметил, что для решения проблем правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных с применением BIM-технологий, требуется законодательное закрепление указанных объектов интеллектуальных прав с созданием соответствующего объекта правовой охраны.

Внесенная законодательная инициатива доработана парламентарием и ИРНИТУ с учетом ранее направленных позиций федеральных органов исполнительной власти и закрепляет в Гражданском кодексе новый объект правовой охраны. Актуальность данной инициативы поддерживается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, свои предложения по развитию данного института представила Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

https://itsjournal.ru/news/v-nbsp-koordinatsionnyy-sovet-po-nbsp-zakonotvorcheskoy-deyatelnosti-fraktsii-laquo-edinaya-rossiya-/


НОСТРОЙ отправит на публичное обсуждение стандарты по автодорожному строительству

Информационный портал «Все о саморегулировании», 21.03.2022

Технический Совет НОСТРОЙ на своем заседании, прошедшем 18 марта, обсудил проекты стандартов по автодорожному строительству. Сразу 6 нормативных документов отправлены на публичное обсуждение. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.

Завкафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков представил Техсовету НОСТРОЙ проекты первых редакций 6 стандартов Национального объединения. Они касаются выполнения работ по автодорожному строительству. Отмечается, что нормы были разработаны по Программе стандартизации НОСТРОЙ экспертами Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Технический Совет положительно оценил представленные стандарты. Аппарату объединения рекомендовано вынести на публичное обсуждение следующие проекты:

  • СТО НОСТРОЙ «Строительство земляного полотна автомобильных дорог. Правила производства работ и контроль их выполнения» (пункт 2.3- 2020 Программы стандартизации НОСТРОЙ);

  • СТО НОСТРОЙ «Строительство земляного полотна автомобильных дорог при отрицательной температуре воздуха и в условиях вечной мерзлоты. Правила производства работ и контроль их выполнения» (пункт 3.3-2020 Программы стандартизации НОСТРОЙ);

  • СТО НОСТРОЙ «Строительство земляного полотна автомобильных дорог при отрицательной температуре воздуха и в условиях вечной мерзлоты. Правила производства работ и контроль их выполнения» (пункт 4.3-2020 Программы стандартизации НОСТРОЙ);

  • СТО НОСТРОЙ «Разработка выемок в скальных грунтах и возведение насыпей из крупнообломочных пород при строительстве земляного полотна для автомобильных дорог. Правила производства работ и контроль их выполнения» (пункт 5.3-2020 Программы стандартизации НОСТРОЙ);

  • СТО НОСТРОЙ «Строительство дополнительных слоёв оснований дорожных одежд. Правила производства работ и контроль их выполнения» (пункт 6.3-2020 Программы стандартизации НОСТРОЙ);

  • СТО НОСТРОЙ «Строительство оснований дорожных одежд из укатываемого бетона. Правила производства работ и контроль их выполнения» (пункт 7.3-2020 Программы стандартизации НОСТРОЙ).

http://www.all-sro.ru/news/nostroi-otpravit-na-publichnoe-obsuzhdenie-standarti-po-avtodorozhnomu-stroitelstvu_22794120