Представители РОСДОРНИИ приняли участие в конференции по транспортной инфраструктуре для нефтяников

01.06.2022 Просмотров: 273

30 и 31 мая 2022 года на платформе Специализированного института по транспортной инфраструктуре (СИТИ) при Научно-техническом центре ПАО НК «Роснефть» прошла научно-практическая онлайн-конференция «Пути реализации перспективных технических решений. Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог».

Участники обсудили актуальные проблемы развития и поддержания работоспособности транспортной инфраструктуры, включая автомобильные дороги, автозимники и другие искусственные сооружения. В конференции приняли участие учёные, аспиранты и студенты инженерных специальностей, представители проектных организаций, производственных предприятий ТЭК, а также специалисты образовательных и научных центров, включая РОСДОРНИИ. Институт представляли заместитель начальника управления методов проектирования автомобильных дорог, к.т.н. Роман Ерёмин, и заведующий испытательно-исследовательской лабораторией, к.т.н. Михаил Славуцкий.

Доклад Романа Ерёмина был посвящён проблематике неразрушающего контроля дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог. Эксперт познакомил аудиторию с применяемой в РОСДОРНИИ технологией обследования автодорог с помощью георадаров, рассказал о целях и задачах её внедрения, а также об использовании существующей в данной сфере нормативно-технической базы.

Георадарные обследования позволяют получить дополнительную информацию о внутреннем строении и состоянии автомобильных дорог, которую невозможно получить с помощью других методов. Использование этих данных повышает эффективность обоснования проектных решений и оценки соответствия дорожных работ.

Отличительной особенностью технологии является возможность проведения обследования как в пешем режиме, так и с помощью транспорта. Полученные данные могут быть использованы как на этапе инженерных изысканий, например для оценки состояния естественного основания, грунтов земляного полотна и материалов дорожных одежд, так и на этапе контроля качества дорожно-строительных работ, в том числе в процессе их производства и на стадии приёмки.

Георадар обеспечивает возможность неразрушающего непрерывного контроля толщины слоёв, однородности слоёв по толщине и однородности свойств материалов и грунтов дорожных одежд и земляного полотна. В составе комплексных обследований метод георадиолокации позволяет выявлять ослабленные зоны в плане и по глубине, определять участки изменения прочности дорожных конструкций, обосновывать объём и места применения разрушающих методов, необходимость замены слоёв основания дорожных одежд, определять причины образования опасных процессов и явлений, а также обосновывать проектные решения и перечень мероприятий в рамках инженерной защиты.

Эффективность метода была проиллюстрирована на примере выполненных институтом работ по георадарному обследованию дорожных одежд в Оренбургской, Липецкой, Воронежской, Тверской и Курской областях. Все результаты были представлены с применением современных инструментов трёхмерного моделирования и атрибутивного наполнения, что позволяет использовать их в рамках реализации проектов информационного моделирования.

Михаил Славуцкий выступил с докладом о методах прогнозирования потребности в ремонте асфальтобетонных слоёв дорожных одежд по результатам испытаний дорожно-строительных материалов. Он рассказал об основных существующих на сегодняшний день подходах к определению качества дорожно-строительных материалов и работ и наглядно показал их принципиальные недостатки. В частности – отсутствие взаимосвязи качества и стоимости работ и, как следствие, принципиальную невозможность для подрядчика увеличить прибыль за счёт увеличения стоимости работ при повышении их качества.

Решить эти проблемы позволяет разработанный в РОСДОРНИИ новый подход к обеспечению качества дорожно-строительных работ и материалов, позволяющий прогнозировать ожидаемые сроки наступления фактической потребности в ремонтах асфальтобетонных слоёв по результатам испытаний дорожно-строительных материалов при проектировании асфальтобетонов.

По мнению эксперта, вопрос оценки ожидаемых фактических межремонтных сроков на стадии проектирования асфальтобетонов имеет особое значение для сравнения вариантов с различной стоимостью и с различными свойствами. При наличии информации об увеличении срока службы более дорогого варианта асфальтобетона по сравнению с более дешёвым, по методике приведения разновременных затрат можно определить, какой из данных вариантов является более целесообразным.

Было приведено подробное описание разработанной в институте методики, факторов, влияющих на срок наступления последующего ремонта, а также способов их численной оценки. В частности, было показано, что время наступления фактической потребности в ремонте асфальтобетонов более чем на 60 % зависит от их усталостной прочности и от соответствия фактической PG-характеристики битумного вяжущего климатическим требованиям и условиям движения. При этом применение более качественных материалов позволяет увеличить продолжительность межремонтного периода.

В качестве примера эксперт показал результаты оценки соответствия фактической PG-характеристики битумного вяжущего требуемой, выполненной РОСДОРНИИ в 2020–2021 годах для 42 субъектов РФ, в ходе которой было исследовано 90 образцов ПБВ. Испытания показали, что усталостная прочность асфальтобетонов, в первую очередь связанная с комплексным качеством битумного вяжущего, является фактором, наиболее влияющим на прогнозируемый срок до возникновения потребности в последующем ремонте асфальтобетонного покрытия.

 

Справочная информация

Научно-практическая онлайн-конференция «Пути реализации перспективных технических решений. Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог» является площадкой для диалога и обмена опытом и знаниями между научно-педагогическими коллективами высших учебных заведений. Мероприятие проводится для ученых, представителей высших учебных заведений, специалистов научных и образовательных центров, проектных организаций, производственных предприятий ТЭК, а также аспирантов и студентов инженерных сооружений.