Делегация ФАУ «РОСДОРНИИ» во главе с генеральным директором Института Александром Бедусенко приняла участие в форуме и выставке «Дорожное строительство в России. Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги: технологии настоящего — возможности будущего», организованных Ассоциацией «Р.О.С.АСФАЛЬТ» при поддержке и участии Минтранса России, Федерального дорожного агентства, Минпромторга России, Минстроя России, Государственной Думы Российской Федерации.
Первый день мероприятия был посвящен лучшим практикам в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», применению новейших технологий и материалов, цифровым технологиям в дорожном строительстве.
Форум открылся пленарным заседанием «Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» – лучшие практики». Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков рассказал об итогах реализации нацпроекта: «2024 год — во многом знаковый для транспортного комплекса. Это год подведения итогов реализации национальных проектов. При реализации в субъектах Российской Федерации национального проекта «Безопасные качественные дороги» мы превзошли ожидаемые результаты и перевыполнили плановые значения показателей по доле региональных дорог и дорожной сети агломераций в нормативном состоянии. С 2019 по 2023 год было построено и отремонтировано более 88 тыс. км дорог, общая площадь укладки дорожного покрытия превысила 717 млн кв. м. Такие результаты стали возможны благодаря выстроенной системе работы региональных команд».
Роман Новиков отметил, что в настоящее время необходимо поддерживать состояние и высокий высокое качество уже построенных дорог, увеличивая объемы финансирования.
Одним из ключевых результатов работы отрасли руководитель Федерального дорожного агентства назвал запуск Модуля планирования в Федеральной государственной информационной системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ): в Систему были загружены пятилетние региональные программы дорожной деятельности субъектов Российской Федерации. Данный инструмент позволит отслеживать ход строительных работ и контролировать эффективность использования бюджетных средств.
На сессии «Цифровые инструменты управления автомобильными дорогами: планирование, эксплуатация, контроль качества» выступил Александр Бедусенко. Модератором мероприятия стал заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев.
Генеральный директор Института подробнее рассказал о созданной РОСДОРНИИ в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» ФГИС СКДФ и функционировании модуля планирования.
Александр Бедусенко отметил, что в настоящий момент в ФГИС СКДФ более 27 тыс. пользователей, 962 834 подтвержденных автомобильных дорог, внесено более 137 тыс. км дорог опорной сети (без учета дорожной сети Донецкой, Луганской Народных Республик и Запорожской, Херсонской областей). Из обязательного набора технических характеристик владельцами автомобильных дорог внесены 100 % данных по федеральным, 93 % по региональным и 45 % по местным дорогам.
Также в Системе представлены результаты инструментальной диагностики региональной дорожной сети. Из общего объема выполненной диагностики региональных дорог, которая составила 292 378 км, в ФГИС СКДФ загружены данные: по наличию дефектов по ГОСТ Р 50597 – 39%, по продольной ровности покрытия – 49%, по коэффициенту сцепления – 39 %, по прочности дорожной одежды – 33 %. В настоящий момент ведется работа по наращиванию объема данных.
«В прошлом году в рамках развития ФГИС СКДФ завершена разработка Модуля планирования дорожных работ. Он позволяет формировать, согласовывать и утверждать план дорожных работ субъектов на ближайшие 5 лет, отражать все виды и перечень дорожных работ, объемы и источники финансирования, и определять приоритетные участки дорог, ведущие к социально значимым объектам, что безусловно способствует повышению эффективности управления дорожной деятельностью региональными командами субъектов Российской Федерации», – рассказал Александр Бедусенко.
Помимо дальнейшего развития модуля планирования, ведется разработка конструктора отчетности, который позволит получать информацию в произвольных разрезах на основании сведений, занесенных владельцами автомобильных дорог, что существенно ускорит подготовку аналитических материалов и сократит трудозатраты на формирование справочных материалов.
Кроме того, в 2024 году будут закончены работы по автоматизации межсистемного взаимодействия между СКДФ и Ространснадзором, который с 1 марта этого года осуществляет проверку исполнения обязанностей владельцев федеральных и региональных дорог по внесению данных в Систему.
На выставке «Дорожное строительство в России. Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги: технологии настоящего — возможности будущего» была представлена интерактивная панель с информацией о ФГИС СКДФ, где посетители мероприятия могли подробнее ознакомиться с работой платформы.
Во второй день форума прошло Расширенное заседание Комитета по инновациям Федерального дорожного агентства, на котором отечественные производители новых материалов, изделий, технологий и конструкций представили свои разработки для увеличения надежности и долговечности дорожного покрытия, а главной темой стала необходимость масштабирования инноваций.
На семинаре «Применение золошлаковых материалов в дорожном строительстве» выступил заместитель начальника управления перспективных технологий и стандартизации Владимир Марьев. Он представил доклад «Увеличение объемов использования ЗШМ в дорожном строительстве. Целевые показатели и реальность».
Правительство Российской Федерации распоряжением № 1557 утвердило Комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности. Федеральное дорожное агентство во исполнение комплексного плана утвердило план мероприятий по расширению применения золошлаковых материалов, а также дорожно-строительных технологий и материалов с их использованием в дорожной деятельности. В настоящее время ФАУ «РОСДОРНИИ» проводит мониторинг ситуации по подготовке и реализации проектов на опытных участках в регионах Российской Федерации.
«Согласно Комплексному плану, применение золошлаковых материалов планируется не менее чем в пяти регионах Российской Федерации. На сегодняшний день в проработке находятся 12 проектов дорожного строительства в шести регионах, которые могут быть реализованы до 2028 года. Общий объем золошлаков, возможных для применения на этих объектах, не превысит 1 млн тонн. При этом ежегодно образуются более 20 млн тонн золошлаковых отходов, а накоплено уже 1,5 млрд», – отметил Владимир Марьев.
Несмотря на высокий потенциал использования данного вторичного ресурса, до сих пор сохраняются системные ограничения в вовлечении золошлаков. Эксперт отметил, что для их решения необходимо разработать компенсационный механизм по транспортно-логистическим затратам, меры поддержки для производителей и предприятий, применяющих материалы с долей вторичных ресурсов, ввести систему статистического учета и отрегулировать ценообразование на материалы с долей вторичных ресурсов. Отдельно была отмечена необходимость просвещения и подготовки кадров, а также обязательность привлечения научно-исследовательских отраслевых организаций к решению задач по вовлечению вторичных ресурсов в дорожное строительство.
В завершении мероприятия состоялось подведение итогов второго этапа IT-чемпионата, на котором три команды студентов из Москвы, Санкт-Петербурга и Воронежа работают над кейсом РОСДОРНИИ по созданию прототипа веб-сервиса по работе с отраслевым классификатором строительной информации.
«Команды должны создать веб-сервис по работе с отраслевым классификаторами строительной информации, строительных ресурсов и федеральной сметной нормативной базой, то есть свести объекты дорожной инфраструктуры с действующими сметными нормами. Данные сведения можно будет применять в текущей деятельности дорожников, а также при обучении студентов в высших учебных заведениях», – пояснил заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев.
По итогам презентаций в финал чемпионата, который состоится осенью 2024 года, прошла команда из Воронежа «Post ИИрония».