В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) в рамках конференции «Асфальтобетон-2024» состоялась открытая лекция ведущих специалистов дорожного хозяйства, приуроченная ко Дню российской науки. Для преподавателей и студентов, проходящих обучение по специальностям транспортного строительства, с докладами выступили представители Федерального дорожного агентства, ГК «Автодор», региональных органов исполнительной власти, представители науки и бизнеса.
В ходе лекции заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон поздравил один из крупнейших вузов страны с Днем российской науки и рассказал о механизмах технического регулирования и стандартизации в России. Динамичность развития транспортного комплекса, актуализация сведений в нормативных документах, постоянное совершенствование требований к проектированию автомобильных дорог в целях увеличения их безопасной эксплуатации – все это обязывает на постоянной основе отслеживать происходящие изменения в нормативно-технических документах.
Он подчеркнул, что в настоящий момент технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) является верхнеуровневым международным документом, который устанавливает требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
Проводимая работа по приведению нормативно-технической базы в сфере дорожного хозяйства в соответствие с требованиями ТР ТС 014/2011 (в том числе гармонизации документов между собой, устранению нормативных пробелов) имеет первостепенное значение с точки зрения реализации мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги», обеспечения качества строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Спикер также объяснил специфику формирования базы документов по стандартизации. Так, до 2003 года разработка стандартов в основном осуществлялась Госстроем (Минстроем России) практически без участия представителей дорожной отрасли. В настоящее время данная работа проводится специализированными организациями дорожной отрасли с публичным обсуждением проектов стандартов.
По состоянию на 2023 год, общий фонд действующих национальных документов по стандартизации в области дорожного хозяйства составляет 432 документа, из которых 95% были приняты за последние 10 лет.
Обращаясь к аудитории, он рекомендовал использовать в работе сайт технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство», где размещаются предварительные редакции стандартов для обсуждения. Кроме того, на сайте ФАУ «РОСДОРНИИ» ежегодно публикуется сборник изменений в нормативно-технических документах. Материалы предназначены для органов управлений дорожным хозяйством, проектных, научно-исследовательских и дорожно-строительных организаций, а также для преподавателей и студентов отраслевых учебных заведений.
С актуальными нормативно-техническими документами студенты всегда могут ознакомиться в разделе «Библиотека» на сайте ФАУ «РОСДОРНИИ». В «Базовом перечне нормативно-технических документов и нормативных правовых актов» систематизированы по группам и видам работ все действующие в дорожном хозяйстве нормативные документы (ГОСТ, ГОСТ Р, ПНСТ, СП), гармонизированные с ТР ТС 014/2011. Кроме этого, в указанном разделе сайта размещен Перечень нормативных правовых актов в области дорожного хозяйства.
Владимир Мартинсон также рассказал слушателям лекции о созданной РОСДОРНИИ федеральной государственной информационной системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ) и работе по ее внедрению. Система позволяет унифицировать подходы при принятии решений по дорожно-строительным работам и расходованию бюджета на территории всей страны, что позволит экономить время, деньги, ресурсы, трудозатраты, а значит, быстрее и эффективнее достигать поставленные перед отраслью задачи.
Кроме того, в рамках лекции об актуальности ускоренных методов испытаний дорожных одежд сообщил заместитель директора департамента научно-технического развития и стандартизации ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Конорев. Для их проведения применяется разработка Института – симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС». Благодаря установке в сжатые сроки можно смоделировать реальные условия эксплуатации автомобильной дороги в течение всего жизненного цикла в интересующих условиях и дать заключение о работоспособности исследуемой дорожной одежды.
В минувшем году РОСДОРНИИ продолжил работу по внедрению в России ускоренных методов испытаний дорожных конструкций. В частности, проведены сравнительные испытания двух типов вариантов конструкций дорожных одежд в Нижегородской области на специально построенном испытательном участке, получены свидетельства на 6 объектов интеллектуальной собственности.