Строительство мостов и искусственных сооружений обсудили на конференции в Санкт-Петербурге

25.09.2023 Просмотров: 860

21 и 22 сентября в Санкт-Петербурге состоялся международный форум и выставка «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения».

Мероприятие прошло при поддержке и участии Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и ФАУ «РОСДОРНИИ».

Президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель технического комитета ТК-418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров обратился с приветственным словом к участникам мероприятия: «Мосты остаются одним из главных сооружений в решении транспортных проблем в Российской Федерации. У нас с вами есть возможность подготовить предложения по улучшению нашей общей работы, ведь мы встречаемся не для того, чтобы обменяться мнениями, а чтобы совершенствовать работу системы дорожного хозяйства нашей страны».

На пленарном заседании первым выступил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Российской Федерации Ирек Ялалов, который рассказал о планах по реконструкции мостовых сооружений.

«Благодаря созданной рабочей группе по мониторингу ремонта мостов и путепроводов, которую я возглавляю, удалось многого достичь. В частности, мы сделали серьезный анализ состояния мостовых сооружений. В предаварийном состоянии находится 4 192 искусственных сооружения (ИССО) или 183,2 км. В результате нацпроекта «Безопасные качественные дороги» до 2025 года мы приведем к нормативному состоянию 2577 объектов. Сейчас ведется большая работа по получению дополнительных ассигнований на реконструкцию мостов, а также по поиску бесхозных мостов, требующих ремонта, в регионах», – отметил Ирек Ишмухаметович.

Также эксперт отметил, что основной причиной досрочного вывода мостовых сооружений из нормативного состояния является их неудовлетворительное содержание: «Часто содержание мостов ограничивается их покраской, заменой дорожного покрытия и освещения. Мы должны остановить систему, где мосты служат всего по 40 лет».

Начальник Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Федерального дорожного агентства Кайрат Турсунбеков рассказал про реализацию пятилетнего плана строительства автомобильных дорог.

«Протяженность сети автомобильных дорог федерального значения, которые находятся в ведении Федерального дорожного агентства, составляет 64,4 тыс. км. Количество искусственных сооружений на них – 7,6 тыс. шт. или 669 тыс. пог. м. За последние пять лет построено и реконструировано 1284 км автомобильных дорог, в составе которых 361 искусственное сооружение», - рассказал эксперт.

Он привел в пример самые масштабные проекты строительства мостов: Крымский мост, мост через реку Марху на км 756 трассы А-331 «Вилюй», путепровод через железную дорогу в составе транспортной развязки на км 974 автомобильной дороги М-5 «Урал», эстакадная часть мостового перехода через р. Волгу на км 176 трассы М-10 «Россия» в Тверской области.

Также эксперт рассказал о планах. С 2023 по 2027 года планируется построить и реконструировать 1788 км автомобильных дорог, в составе которых 511 искусственных сооружений протяженностью 65 798 пог. м, 119 пешеходных переходов -  7368 пог. м.  Крупнейшими мостовыми проектами, которые будут построены в ближайшие пять лет, являются: обход городов Нижнекамска и Набережных Челнов, южный обход г. Саратова, северный обход г. Астрахани, мост через р. Суру на км 582 автомобильной дороги М-7 «Волга», 1 этап обхода г. Волгограда.  Также будут построены и реконструированы мосты, которые не входят в пятилетний план.

Начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец рассказал про принятые с 2022 по 2023 года стандарты, направленные на устройство конусов насыпей, лестничных сходов, ремонт деформационных швов, а также отметил важность нормативного регулирования строительства и реконструкции мостов из древесины:

«Деревообрабатывающая промышленность является одной из ведущих в России. Поэтому наши заводы могут производить как большепролетные, так и конструктивные балки. Однако действующая нормативная база в части применения дерева при строительстве мостовых сооружений требует актуализации».

Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко также отметил важность реконструкции деревянных мостовых сооружений: «Малые деревянные мосты, деревянные конструкции – это рабочий инструмент, но то, что мы сейчас видим в регионах, оставляет желать лучшего».

Он также сказал, что нормативные требования к срокам службы деревянных мостов высокие, однако очень много зависит от обслуживания конструкций, правил эксплуатации сооружений и стоимости материалов, из которых они построены. Именно поэтому крайне важно использовать уже наработанный опыт и применять типовые решения, особенно при строительстве несложных сооружений.

«Ассортимент типовых альбомов и решений по строительству мостовых сооружений весьма большой, но многие забыты и не актуализированы. Необходимо оценить их на соответствие действующим требованиям и нормативам. Кроме того, желательно провести анализ, какая продукция, которая может быть использована при строительстве мостовых сооружений, выпускается в нашей стране, в каких регионах и как много таких производств.  Данная работа крайне важна, и проектное сообщество, производственники к ней готовы», - рассказал Александр Александрович.

Во второй день форума прошла сессия «Цифровые технологии и инновационные решения в области строительства мостов и искусственных сооружений», модератором которой выступил заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон.

Ключевыми темами для обсуждения стали передовые технологии в области дорожного строительства, в том числе технологии информационного моделирования, применение искусственного интеллекта, мониторинг и диагностика инженерных сооружений, лазерное сканирование мостов и тоннелей.

Заместитель главного инженера ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Андрей Зенкин представил доклад о пилотном применении технологий информационного моделирования при строительстве и реконструкции на участках трассы М-7 «Волга» в составе маршрута Казань – Екатеринбург. Для Росавтодора это первый крупнейший опыт цифровизации, в ходе которого отрабатывается внедрение нового программного продукта и взаимодействие всех сторон процесса.

В работе используется комплекс «Клевер», объединяющий заказчика, подрядчика, субподрядчиков и строительный контроль. Полученные от них данные служат наполнению 3D-модели. По ней можно оценивать ход работ на стройке, контролировать выполненные работы и финансирование проекта. В скором времени к системе подключат надзорные органы и ресурсоснабжающие организации.

Главный специалист ОАО «Институт Гипростроймост» Иван Чебыкин презентовал участникам мероприятия систему мониторинга мостов, основанную на использовании электромагнитных датчиков для бесконтактного измерения усилий в вантовых подвесах. Спикер обозначил основные особенности и преимущества электромагнитного импульсного датчика усилий в металлических стержневых элементах: бесконтактное измерение, повышенный срок службы, возможность установки на смонтированную конструкцию.

Директор по развитию ООО «Софтлоджик Рус» Андрей Лаптев рассказал об опыте компании в области применения искусственного интеллекта для оцифровки и оценки состояния элементов улично-дорожной сети. Автономный мобильный комплекс нейросетевого наблюдения способен выявлять повреждение асфальтобетонного покрытия, стертую дорожную разметку, неудовлетворительное содержание дорожных знаков и информационных указателей, разрушение бордюрных камней и многое другое.

Исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков отметил важность и необходимость масштабирования эффективных решений в дорожной отрасли.

«Важно не забывать, что в части внедрения инновационных решений в дорожном строительстве мы только в начале пути. Необходимо повышать компетенции специалистов. Интеграция технологий – это одно, а дальнейшее обслуживание и содержание систем и комплексов – совсем другое. Уже сегодня мы видим, когда действительно эффективные решения не функционируют должным образом, так как на местах нет подготовленных сотрудников», – рассказал Дмитрий Ольховиков.

Спикер также подчеркнул, что до конца года экспертами центра компетенций интеллектуальных транспортных систем при тесном взаимодействии с Федеральным дорожным агентством, ФАУ «РОСДОРНИИ», а также компаниями-разработчиками будет запущен курс повышения квалификации по технологиям информационного моделирования.

В заключение дискуссии РОСДОРНИИ предложили организовать и провести с компаниями, занимающимися определением дефектов на дорогах с помощью нейросетей, контрольные проезды по участкам автомобильных дорог, сравнив эффективность и возможности различного цифрового оборудования.


Справочная информация:

Международный форум и выставка «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения» прошел в Санкт-Петербурге с 21 по 22 сентября. В рамках мероприятия участники обсудили развитие мостостроения в современных условиях, преимущества и перспективы стального мостостроения, актуальные вопросы проектирования мостовых сооружений. Также рассмотрели практические кейсы в мостостроении, обсудят цифровые технологии и инновационные решения в области строительства и проектирования мостов и искусственных сооружений.

Сайт: https://2023-09.innodor.ru/