«Синергия и эффективность». Регионы обменялись опытом по развитию городского пассажирского транспорта.

19.04.2021 Просмотров: 531

17 и 18 апреля 2021 года на площадке СберУниверситета в подмосковном Аносино прошёл Всероссийский семинар «Транспортное планирование и цифровизация: синергия и эффективность». Мероприятие было посвящено вопросам развития наземного городского пассажирского транспорта. Организатором выступило ФАУ «РОСДОРНИИ» при поддержке Минтранса РФ и Федерального дорожного агентства. В нем приняли участие представители региональных органов исполнительной власти 40 субъектов. В их числе – губернатор Курской области Роман Старовойт, который рассказал о проблемах и задачах транспортной отрасли на примере возглавляемого им региона.

Всероссийский семинар был приурочен к старту федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», в рамках которого запланировано масштабное обновление в регионах парка городских автобусов, троллейбусов и трамваев. Федеральный проект является частью нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» (НП «БКД»), паспорт и сроки реализации которого обновлены в 2021 году.

Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Станислав Набоко зачитал обращение к участникам семинара от имени первого заместителя министра транспорта России Андрея Костюка. «Перед нами поставлена стратегическая задача:создать во всех регионах надежные, безопасные и комфортные системы наземного городского пассажирского транспорта. Для этого необходимо комплексное решение целого ряда задач: приведение автомобильных дорог в нормативное состояние, развитие транспортной инфраструктуры, обновление парка автобусов, троллейбусов и трамваев, внедрение технологий транспортного планирования и интеллектуальных транспортных систем. Это позволит улучшить качество пассажирских перевозок, а значит и повысить уровень удовлетворенности населения качеством жизни», – сказано в обращении.

С первым докладом выступил губернатор Курской области Роман Старовойт. Он был посвящен первоочередным задачам реформирования общественного транспорта городских агломераций.

«Положение дел в нашем регионе отражает ситуацию, характерную для абсолютного большинства субъектов Федерации, где парк общественного транспорта зачастую находится в неудовлетворительном состоянии, на маршруты выходят устаревшие, автобусы, трамваи и троллейбусы, а уровень износа инфраструктуры порой достигает предельных показателей», – отметил Роман Старовойт.

По его словам, проведение масштабной реформы общественного транспорта – одна из ключевых задач сегодняшнего дня, как и цифровизация отрасли.

В своём докладе губернатор заострил внимание на основных вопросах развития системы городского пассажирского транспорта и на задачах её реформирования в период 2021-2024 гг. В выступлении отражены планы развития общественного электротранспорта и оптимизации автобусной маршрутной сети, проекты строительства транспортно-пересадочных узлов, вопросы обновления парка подвижного состава и перевода маршрутной сети на систему регулируемых тарифов.

С примерами реализованных при участии ФАУ «РОСДОРНИИ» проектов модернизации пассажирских транспортных систем в российских регионах участников семинара познакомила исполняющая обязанности заместителя генерального директора института Екатерина Брязгина. В качестве успешных примеров были приведены Омск и Воронеж, где в 2020-2021 гг. прошло обновление подвижного состава. Грамотная организация выделенных обособленных полос для общественного транспорта по центральной оси городских улиц Белгорода позволила в 2,5 раза увеличить скорость движения на 34 автобусных маршрутах. Как отметила эксперт, в общей сложности с начала 2020 года 27 городских агломераций в России получили более тысячи единиц автобусов, троллейбусов и трамваев на общую сумму 9,3 млрд рублей.

Слушателей ознакомили с основными направлениями реализации федеральной программы «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», с нормативной базой мероприятий по обновлению подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования (ПТОП) в рамках дорожного нацпроекта, а также с порядком отбора субъектов для участия в этих мероприятиях. В ходе семинара эксперты обсудили проблематику качества транспортного обслуживания и приоритеты в развитии городского транспорта.

О государственной политике в области развития общественного транспорта, приоритетах в сфере развития ПТОП и интеллектуальных транспортных систем, а также задачах регионов в рамках реализации федерального проекта рассказал директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей. Он подробно остановился на вопросе эффективности государственных инвестиций в развитие региональных транспортных сетей. В частности, о необходимости рассматривать развитие всех видов пассажирского транспорта в комплексе во избежание дублирования маршрутов и увеличения расходов на их развитие. «Такие мероприятия позволяют нам получить обратную связь от регионов и муниципалитетов, необходимую для планирования и решения стратегических задач, а также поделиться с вами нашими новыми планами и наработками», – отметил он.

Также в первый день семинара выступили:

·        Заместитель генерального директора ПАО «ГТЛК» Владимир Добровольский с докладом об эффективности лизинговых программ для оздоровления экономики городских пассажирских перевозок;

·        Заместитель генерального директора АО «ВЭБ-лизинг» Александр Кондрашов, который рассказал о возможностях ВЭБ.РФ, как финансового партнёра проектов комплексной модернизации пассажирского транспорта, включая концессионные проекты и другие форматы ГЧП;

·        Директор по развитию колёсного транспорта ООО «ПК Транспортные системы» Денис Фролов, познакомивший аудиторию с современной продукцией российского производителя: электробусами, троллейбусами и трамваями;

·        Начальник управления транспортного планирования «РОСДОРНИИ» Владимир Пащенко с интереснейшим докладом о тенденциях развития и статистических показателях городских систем общественного транспорта за последние 30 лет. Эксперт рассказал об основных проблемах развития транспортной инфраструктуры и путях их решения. В числе прочего была отмечена эффективность троллейбусов;

·        К.т.н., доцент кафедры транспортных систем Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Ольга Попова, рассказавшая о принципах модернизации транспортной сети;

·        Вице-президент консалтинговой компании «Центр экономики инфраструктуры» Павел Чистяков с докладом о концепции транспортного заказа, использовании брутто-контрактов контрактов жизненного цикла;

·        Директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортных проблем НИУ «ВШЭ» Константин Трофименко, который рассказал о социально-экономической эффективности проектов развития общественного транспорта;

·        Руководитель департамента НИР ООО «Строй Инвест Проект» Яна Янко с докладом о документах транспортного планирования для субъектов РФ, агломераций и муниципальных образований;

·        Генеральный директор компании SIMETRA (разработчик государственных транспортных моделей) Владимир Швецов, познакомивший аудиторию с принципами математического моделирования транспортных систем;

·        Заместитель начальника управления транспортного планирования «РОСДОРНИИ» Сергей Мокроусов, разобравший ряд проблемных вопросов на реальных примерах документов транспортного планирования различных уровней.

Второй день семинара был полностью посвящён вопросам цифровизации отрасли и развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС). С приветствием к участникам обратился заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (ФДА) Игорь Костюченко.

«Нам необходимо наладить эффективное управление транспортными потоками на городских улицах, на границах городских агломераций и за их пределами, используя при этом наиболее передовые практики и технологии. В 2021 году на эти цели из бюджета выделено около четырех миллиардов рублей. Эти средства необходимо использовать максимально эффективно для скорейшего решения поставленных задач», - сказал Игорь Костюченко.

Следующим вслед за ним слово взял начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Олег Ступников, который рассказал о структуре управления цифровыми преобразованиями органов государственной власти и об основных направлениях цифровой трансформации ФДА.

Заместитель начальника ФКУ «Дороги России» Юрий Федюкин обобщил лучшие практики цифровизации в дорожном хозяйстве субъектов РФ в рамках НП «БКД» по результатам 2020 года. В частности, был показан опыт Республики Татарстан, где внедрена первая на территории РФ адаптивная система управления дорожным движением, обеспечивающая повышение пропускной способности улично-дорожной сети на 20 %. Кроме того, эксперт рассказал о проектах цифровизации, реализованных в Волгоградской области (на 12 % увеличена скорость движения транспорта и на 14 % снижено число ДТП) и в Белгородской области (внедрена автоматизированная система управления дорожным движением и произведена интеграция систем фотовидеофиксации и весогабаритного контроля в единый комплекс).

О принципах построения национальной сети ИТС рассказал начальник управления по интеллектуальным транспортным системам «РОСДОРНИИ» Василий Кургузов. Эксперт раскрыл существующую на сегодняшний день проблематику внедрения интеллектуальных транспортных систем, показал их структуру и место в составе Единой цифровой платформы транспортного комплекса, рассказал об архитектуре ИТС в рамках городской агломерации, о формировании информационной платформы, а также о планах по созданию национальной сети ИТС до 2030 года.

Также перед участниками семинара выступили:

·        Заместитель директора по инновационному развитию «РОСДОРНИИ» Виталий Миронюк с докладом «Цифровая модель дороги»

·        Профессор МАДИ, д.т.н., заведующий кафедрой «Организация и безопасность дорожного движения» Султан Жанказиев с ретроспективой и рассказом о перспективах развития ИТС в России;

·        Заместитель начальника управления ИТС «РОСДОРНИИ» Михаил Белов с докладом о методах повышение эффективности работы пассажирского транспорта за счёт внедрения подсистем ИТС. Эксперт рассказал о концепции мобильности (Mobility-as-a-Service, MaaS), об архитектуре ИТС, технологиях управления светофорами, построении и использовании динамическая цифровой карты дорожного движения, о методах анализа пассажиропотока, об управлении парковками, использовании мобильных приложений, внедрении беспилотного транспорта и о многом другом;

·        Заместитель начальника управления ИТС «РОСДОРНИИ» Максим Порохов с докладом об эффективность совместной разработки документов транспортного планирования и ИТС. Были даны понятия микро- и макромоделирования в транспортном планировании, примеры внедрения подсистем косвенного и директивного управления дорожным движением, показаны алгоритмы принятия решений и архитектура управления ИТС.

Завершил семинар мастер-класс по работе с СКДФ, который провел начальник управления информационных технологий «РОСДОРНИИ» Андрей Свешников.

Презентации докладчиков семинара опубликованы в разделе "Доклады и презентации"

Фоторепортаж с Всероссийского семинара «Транспортное планирование и цифровизация: синергия и эффективность» (фото для скачивания также доступно  по ссылке https://disk.yandex.ru/a/kSisMbW3wlHOmw)