Руководитель РОСДОРНИИ: «Наша работа направлена на улучшение качества жизни населения»

17.09.2021 Просмотров: 1022

Станислав Набоко – о перспективных проектах института и планах на будущее.

– Станислав Юрьевич, какие основные достижения в отрасли и внутри ведомства Вы бы отметили, что бы назвали главным успехом по своему направлению работы?

– РОСДОРНИИ участвует в реализации значимых для страны инфраструктурных проектов транспортного комплекса, нацпроектов «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», государственной программы «Развитие транспортной системы». Нами активно ведется научно-исследовательская деятельность, разрабатываются отраслевые нормативно-технические документы и документы транспортного планирования, проектируются и диагностируются дороги, развязки и мосты. Институт занимается развитием информационных технологий транспортного сектора и внедрением в практику проектирования и строительства автомобильных дорог прогрессивных технологий, техники и материалов.

В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» институт является главным исполнителем задания по созданию системы повышения квалификации для работников дорожного хозяйства. Так, постоянно актуализируются разработанные обучающие программы и проводятся курсы повышения квалификации для регионов, ведь дорожная отрасль не стоит на месте.

Стоит отдельно отметить, что институт уделяет большое внимание развитию технологий информационного моделирования на период жизненного цикла автомобильных дорог. Информационная модель включает в себя всю совокупность архитектурно-конструкторских, технологических, электротехнических, экономических и других решений, имеющих отношение к объекту капитального строительства. Изменение одного параметра в такой модели ведет к автоматическому изменению зависимых величин. Внедрение технологий информационного моделирования в России позволит существенно сократить сроки проектирования, а на этапах строительства, эксплуатации и реконструкции снизить расходы. Хочу напомнить, что Правительством России поставлена задача перейти на эти технологии уже со следующего года и сейчас мы ведем активную работу в этом направлении.

Также в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» нами запущен первый в России отраслевой Акселератор для стартапов, которые работают над инновационными технологиями в дорожной отрасли. Акселератор нацелен на отбор проектов, которые будут занесены в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. Из Реестра регионы сами могут выбирать необходимую им инновацию.

Это способствует достижению социально-экономических эффектов, связанных с повышением потребительских характеристик участков автомобильных дорог.

По состоянию на первое полугодие 2021 года в Реестр внесены 362 технологии, загружено 256 конструктивных решений, а также данные о 76 производителях и более 513 регулирующих документов.

На конец 2021 года прогнозируется значение доли объектов с применением новых технологий более 70% при планируемом значении – не менее 10%.

Дорожная отрасль достаточно консервативна, для внедрения инновации необходимо, как правило, разработать комплекс нормативно-технических и сметных нормативов, получить немало разрешений и согласований, что зачастую сложно для небольшого предприятия или стартапа. Фактически, мы выступаем связующим звеном между разработчиками и потенциальным заказчиком. В настоящий момент ведется работа по апробации технологий в регионах, а осенью будет объявлен второй конкурс по отбору проектов.

Считаем, что благодаря Акселератору возможно сформировать единое централизованное «окно входа» в отрасль для наиболее технологически продвинутых проектов.

Также на ежегодной основе формируется перечень объектов, участвующих в реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», в отношении которых проводится мониторинг качества дорожных работ – эти работы осуществляются нами.

– Какое направление работы Вы бы назвали одним из важных?

Одно из важнейших направлений для отрасли – это совершенствование системы ценообразования, в том числе для объектов транспортной инфраструктуры, и сегодня РОСДОРНИИ является передовым институтом, консолидирующим на своей площадке мнение профессионального дорожного сообщества в целях учета специфики реализации и определения сметной стоимости объектов дорожного хозяйства.

В текущем году РОСДОРНИИ совместно с Главгосэкспертиза России, при поддержке Минтранса России и Минстроя России разработана методология расчета изменения цен действующих контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений в связи с существенным ростом, превышающим показатели прогнозной инфляции Минэкономразвития России, цен на строительные ресурсы в 2021 году.

– Что уже было сделано?

Проведена апробация различных подходов на действующих контрактах крупных подрядных организаций. По результатам выбора наиболее оптимальных решений Минстроем России утвержден приказ № 500/пр, которым внесены изменения в порядок определения начальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности и методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

Реализуется план мероприятий по гармонизации государственных сметных нормативов и отраслевых сметных норм, утвержденных Минтрансом России, на конец года будут переработаны более 500 сметных норм на ремонт и содержание автомобильных дорог в статус государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок.

РОСДОРНИИ подготовлен проект нормативного правового акта в целях возможности изменения цен контрактов в 2021-2022 годах, предметом которых является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования.

Для учета в государственном мониторинге строительных ресурсов специфики дорожного хозяйства, своевременного снабжения дорожно-строительных работ материальными ресурсами по среднерыночным ценам, разработана детальная концепция программы мониторинга обеспеченности субъектов дорожно-строительными ресурсами и цен строительных ресурсов, включающая автоматизированную информационную систему «Ресурсная карта».

Разработаны методики определения начальных цен контрактов, предусматривающих жизненные циклы автомобильных дорог.

На регулярной основе осуществляется разъяснительная и консультативная работа для заказчиков, подрядчиков и профессиональных организаций в части методологии ценообразования и сметного нормирования в дорожном хозяйстве.

– Можно ли сказать, что сегодня на государственном уровне существуют программы повышения инновационности автодорожного проектирования и его технологической оснащенности?

– Безусловно, можно. Минтранс России приступил к реализации стратегии цифровой трансформации отрасли, так в рамках направления «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры» предусматривается: создание 3D-моделей всех объектов инфраструктуры, в том числе, автомобильных дорог; использование искусственного интеллекта и «Big Data» при проектировании, строительстве, ремонте и содержании объектов транспортной инфраструктуры; формирование единой информационной системы учета и планирования работ/затрат на проектирование, строительство, ремонты и содержание; разработка нормативной правовой базы и технологических стандартов для цифровых двойников объектов.

– У Вас лично бывали случаи, когда Вы, так сказать, видели живое доказательство того, что Ваша работа не просто документы – это то, что повышает качество жизни людей, меняет ее к лучшему?

– Результат нашей деятельности я, как и Вы, наблюдаю ежедневно. Например, когда еду на работу или нахожусь с рабочим визитом в регионе. Строятся и ремонтируются сотни километров дорог, осуществляется транспортное планирование городских агломераций, внедряются интеллектуальные транспортные системы, идет обновление парка общественного транспорта. Наша работа направлена на формирование современной инфраструктуры и улучшение качества жизни населения.

– Предстоящие выборы для всех государственных служащих – особенные. Поправки в Конституцию значительно усилили роль Госдумы: депутаты будут определять персональный состав правительства, включая руководителей федеральных ведомств. Это значит, что голосование госслужащих должно быть тем более активным, ответственным и осознанным. Какой, по Вашему мнению, должен быть портрет эффективного госслужащего и эффективного депутата?

– Сегодня, в первую очередь, необходимо не просто знать и понимать проблемы людей, но и видеть пути их решения. Депутат или госслужащий обязан, на мой взгляд, быть внимательным к обращениям и вовлеченным в реальную жизнь граждан. Современные технологии, в том числе, распространения информации, просто не дают возможность проигнорировать запрос общества на реакцию от депутатов или чиновников любого уровня. Надо оказывать всестороннюю помощь в решении проблем избирателей, как общих, так и частных.

Убежден, что мы увидим достойных представителей, способных эффективно решать государственные и общественные задачи.

– Пойдете ли сами на предстоящие выборы?

– Безусловно.

– Почему Вы считаете важным принять участие в голосовании?

– Голосование – это конституционное право выразить свою гражданскую позицию. Убежден, что голос каждого конкретного человека – решающий. Я человек ответственный, с активной гражданской позицией, поэтому обязательно приму участие в голосовании. А поддерживать нужно то, во что веришь.