РОСДОРНИИ провел международную конференцию «Экономика замкнутого цикла в дорожном строительстве. Вторичные ресурсы, экономика, экология»

05.12.2022 Просмотров: 812

1 декабря 2022 года в конференц-зале Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации состоялась международная конференция «Экономика замкнутого цикла в дорожном строительстве. Вторичные ресурсы, экономика, экология».

Мероприятие посетили представители Федерального дорожного агентства, Минприроды России, Минстроя России, Минпромторга России, Минэнерго России, региональных органов исполнительной власти, дорожно-строительных организаций, отраслевых научно-исследовательских институтов, а также компаний-образователей и утилизаторов крупнотоннажных отходов вторичных ресурсов. В мероприятии очно и онлайн приняли участие более 400 человек.

Ключевой темой обсуждения на Конференции стала необходимость создания условий для комплексного вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот, в первую очередь проекты по созданию дорожной инфраструктуры.

Мероприятие с приветственным словом открыл начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец. По его словам, дорожная отрасль является одной из передовых сфер, вовлеченной в хозяйственный оборот по применению вторичных материалов, поэтому проведение данной конференции актуально и своевременно.

«Была разработана дорожная карта, направленная на реализацию мероприятий по использованию вторичных ресурсов, проводятся исследования. В этом году утверждён комплексный план по реализации вторичного сырья, с целью внедрения и применения золошлаковых отходов».

Важность конференции обозначил руководитель проекта публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Арсений Волков, отметив, что отрасль дорожного хозяйства обладает огромным потенциалом:

«Мировая практика показывает возможность применения резины, пластика, стекла и других материалов. Необходимо стимулирование переработки отходов, продукция которой может быть востребована в строительстве автомобильных дорог».

В ходе пленарного заседания эксперты обсудили вопросы применения вторичных ресурсов в дорожном строительстве, нормативную базу, позицию генерирующих компаний по вопросу утилизации отходов и их опыт взаимодействия с отраслью дорожного хозяйства, отраслевые программы внедрения вторичных материалов, экосистему применения золошлаков ТЭС в контексте дорожного строительства.

Про нормативно-техническое регулирование применения золошлаков, золы-уноса и материалов на их основе при строительстве автомобильных дорог рассказал Президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров.

«Внедрение в практику использования вторичных ресурсов должно быть осмысленным с экономической и экологической стороны. Нормативной базы для их применения более, чем достаточно», - резюмировал Николай Быстров.

Практика применения вторичных материалов

Директор по реализации золошлаковых материалов ООО «Сибирская Генерирующая Компания» Петр Саньков отметил, что при реализации проектов по использованию вторичных материалов необходима экономическая целесообразность, поскольку организации вкладываются в разработку новых технологий и покупку оборудования.

Практическим опытом взаимодействия генерирующих компаний с дорожной отраслью поделился генеральный директор АО «ТГК-11» Владислав Полочанский:

«На сегодняшний день реализовано несколько проектов дорожного строительства с использованием золошлаков угольных электростанций Интер РАО. Это транспортная развязка автомобильной дороги с пересечением в разных уровнях железнодорожных путей на 87 км перегона Михнево-Жилево Московской железной дороги, подъезд от автодороги Гусиноозерск – Петропавловка – Закаменск – граница с Монголией к станции Гусиное озеро, участок автомобильной дороги от НОВ-2 в сторону НОВ-1 на золоотвале СП ТЭЦ-5, участки автомобильных дорог в г. Омске и Омской области».

О реализации отраслевой программы по применению вторичных ресурсов и вторичного сырья в сфере строительства в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» доложил заместитель директора департамента экономики замкнутого цикла ППК «Российской экологический оператор» Михаил Никольский.

«Текущая ситуация с отходами строительства IV-V классов опасности характеризуется увеличением их объемов, размещенных на полигонах, потерей ценного сырья из-за нехватки современных мощностей по их утилизации и отсутствием мер стимулирования использования в материалах для строительства».

Генеральный директор Национальной ассоциации развития вторичного использования сырья Ирина Золотова выступила с предложением создать интерактивную карту размещения золошлаков угольных ТЭС по всей России, а также создать базу технологий использования вторичного сырья, консолидировав информацию в одном месте.

Материалы на основе вторичных ресурсов

Участники дискуссии обсудили использование переработанного асфальтобетона, резиновой крошки и золошлаковых материалов, применение которых позволит сократить затраты на закупку стройматериалов, снизить темпы роста объема производственных отходов и сохранить природные ресурсы.

Генеральный директор АНО «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» Евгений Симчук оценил значимость замещения материалов в смесях, так как это позволяет сохранить невозобновляемые природные ресурсы. Он отметил экономическую эффективность такого замещения, в частности это сокращение расходов на транспортировку дорогостоящего битумного вяжущего и инертных материалов.

Практику применения RAP в дорожном строительстве презентовал генеральный директор ЗАО ПКФ «РБДС» Александр Тишков:

«RAP положительно себя зарекомендовал. На участке автомобильной дороги М-1 «Беларусь» с 348 по 380 км было 20% использование RAP в нижнем слое и 10% в верхнем слое в щебеночно-мастичном асфальтобетоне. Участок хорошо себя ведет, ухудшений качества дорожного покрытия не наблюдается».

Об опыте применения резинобитумного вяжущего в Республике Беларусь рассказал первый заместитель директора Белорусского дорожного научно-исследовательского института «БелдорНИИ» Андрей Смыковский. Технология использования вторичного сырья в Белоруссии начала применяться с 2012 года. Верхний слой выполняется исключительно на модификаторе гранулированного резинобитумного вяжущего (РБВ-Г). За 10 лет в Республике Беларусь выпущено свыше 3,8 млн тонн асфальтобетонных смесей с модификатором РБВ-Г.

«Резинобитумное вяжущее обеспечивает увеличение срока службы дорожных покрытий в 1,5-2 раза по сравнению со смесями на обычном битуме, повышает сцепные качества покрытия, снижает уровень шума при движении транспортных средств. БелдорНИИ разработана полная нормативная база для устройства покрытий с применением резинобитумного вяжущего».

Заместитель генерального директора ООО «Новые технологии строительства» Олег Потапов рассказал о практике применения модификаторов в дорожном строительстве:

«География применения насчитывает 28 регионов Российской Федерации. Модификаторы успешно применены в верхних и нижних слоях дорожных одежд при строительстве ЦКАД в Московской области, реконструкции автомагистрали М-4 «Дон», строительстве автомобильной дороги М-11 «Нева», на территории Белгородской области, являющейся лидером в реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»».

Руководитель научно-исследовательского центра ОАО «АБЗ-1» Наталья Майданова подчеркнула, что мировой опыт показывает важную роль утилизации шин в решении экологических задач. При использовании материала, полученного при переработке шин, увеличивается долговечность и коэффициент сцепления покрытий, снижается шум в населенных пунктах. Эксперт рассказала, что научно-исследовательский центр собрал обширную базу данных по применению вторичных ресурсов, а также наладил деловые контакты с Международной ассоциацией резиновых асфальтов «Asphalt Rubber», с которой проводит совместные исследования.

Применение золошлаковых материалов

В докладе директора центра компетенций ФГБОУ ВО «СибАДИ» Александра Лунева были представлены результаты проведенных исследований и анализ применения золошлаковых материалов при строительстве автомобильной дороги «Северный обход г. Омска», эксперт также рассказал о мировом опыте применения данного вторичного ресурса.

Доцент Кафедры автомобильных дорог ФГБОУ ВО «ИРНИТУ» Надежда Слободчикова поделилась опытом применения золошлаковых материалов на объекте строительства обхода г. Усолье-Сибирское Иркутской области: «Подобран состав вяжущего на основе золы уноса. Применение золошлаков позволило сократить стоимость на 14%».

Об использовании золошлаковых материалов ТЭЦ г. Омска в области дорожного строительства рассказал заместитель директора по качеству ООО «Стройсервис» Глеб Старков. Он сообщил об основных технико-экономических и экологических факторах, определяющих целесообразность применения золошлаковых материалов. Представил вниманию участников схемы поперечных профилей земляного полотна с их использованием и познакомил слушателей с устройством слоев основания из золошлаковых смесей методом смешения на дороге.

Перспективные технологии

Конференция завершилась обсуждением новых возможностей по использованию инновационных материалов при строительно-монтажных работах на участках автомобильных дорог. Рассмотрели использование почвогрунтов на основе компоста для применения на дорожных объектах, вопрос стабилизации грунтов и вовлечения вторичных материалов в дорожное строительство.

Разработчик комплексных минеральных вяжущих HOLCIM Савелий Трембовецкий рассказал про использование вторичных материалов при работе с технологиями укрепления грунтов и холодной регенерации слоев дорожной одежды.

«По результатам наших исследований применение комплексного минерального вяжущего с содержанием золошлаковых материалов сокращает сроки строительства до 30%, уменьшает эмиссию выбросов СО2 не менее чем на 10% и снижает затраты на логистику путем использования местных грунтов».

В заключительной части мероприятия о возможностях РОСДОРНИИ по сопровождению внедрения вторичных ресурсов в дорожном хозяйстве рассказал главный советник генерального директора РОСДОРНИИ Владимир Мартинсон, он отметил, что Институт располагает передовой лабораторной базой, позволяющей проводить весь комплекс испытаний дорожно-строительных материалов, полученных с использованием вторичных ресурсов (резиновая крошка, золошлаковые смеси, щебень из сталеплавильного шлака и др.), а также оказывает методическую помощь регионам в части внедрения таких материалов в практику дорожного строительства.

С заключительным словом выступил Генеральный директор РОСДОРНИИ Александр Бедусенко, он поблагодарил всех слушателей и докладчиков конференции за активную и плодотворную работу, а также предложил принять участие в утверждении резолюции для проработки практических шагов по повестке мероприятия.