РОСДОРНИИ принял участие в отраслевой научной конференции в МАДИ

01.02.2024 Просмотров: 468

В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) с 29 января по 2 февраля 2024 года проходит 82-я Международная научно-методическая и научно-исследовательская конференция. 

В рамках подсекции мостов, тоннелей и строительных конструкций заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон рассказал о механизмах технического регулирования и стандартизации на примере технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011). Верхнеуровневый международный документ устанавливает требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям. 

Спикер также объяснил специфику формирования базы документов по стандартизации. Так, до 2003 года разработка стандартов в основном осуществлялась Госстроем (Минстроем России) практически без участия представителей дорожной отрасли. В настоящее время данная работа проводится специализированными организациями дорожной отрасли с публичным обсуждением проектов стандартов. 

По состоянию на 2023 год, общий фонд действующих национальных документов по стандартизации в области дорожного хозяйства составляет 432 документа, из которых 95% были приняты за последние 10 лет.

«Разработка документов по стандартизации очень важный процесс. Если мы говорим, что у нас есть инновационное решение, новые материалы, то основным механизмом погружения их в проект – это путь разработки соответствующих документов по стандартизации. Чтобы не получить негативные отзывы после утверждения таких документов, на этапе предварительного обсуждения должен участвовать широкий круг профильных специалистов», – сказал Владимир Мартинсон

Обращаясь к аудитории, он рекомендовал использовать в работе сайт технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство», где размещаются предварительные редакции стандартов для обсуждения. Кроме того, на сайте ФАУ «РОСДОРНИИ» ежегодно публикуется сборник изменений в нормативно-технических документах. Материалы предназначены для органов управлений дорожным хозяйством, проектных, научно-исследовательских и дорожно-строительных организаций, а также для преподавателей и студентов отраслевых учебных заведений. 

Еще одну актуальную тему в сфере дорожного хозяйства – формирование «колеи износа» на асфальтобетонных покрытиях – в рамках подсекции изысканий и проектирования дорог поднял начальник отдела производственно-технического оснащения ФАУ «РОСДОРНИИ» Николай Лушников

«На основе проведенных испытаний в РОСДОРНИИ на барабанном стенде, установлено, что влияние скорости движения на износ дорожного покрытия различно для разных материалов. Темпы увеличения глубины колеи на дорожном покрытии с малым содержанием щебня ниже, чем на многощебенистых смесях. Асфальтобетон с крупным щебнем изнашивается быстрее, чем асфальтобетон с мелким щебнем, что коррелирует с некоторыми зарубежными данными», – сообщил он. 

На основании полученной информации можно разработать рекомендации по применению различных типов асфальтобетона для различных условий движения. Работа в этом направлении будет продолжена для установления более точной связи износа со структурой дорожного покрытия, применяемого вяжущего и минерального заполнителя, а также при различном состоянии дорожного покрытия. 

Кроме того, в ходе данной подсекции о методике создания трехмерных цифровых моделей дорожных конструкций рассказал заместитель начальника управления методов проектирования автомобильных дорог ФАУ «РОСДОРНИИ» Роман Еремин. По его словам, модели могут использоваться для обнаружения предпосылок к образованию дефектов дорожного покрытия, контроля объемов выполненных дорожно-строительных работ, а также обоснования проектных решений. 

«Цифровые модели дорожных одежд целесообразно создавать в момент строительства или реконструкции автомобильных дорог и актуализировать на протяжении всего жизненного цикла объекта. В момент формирования модель должна содержать как параметры геометрии конструктивных слоев, так и их основные свойства. На последующих этапах необходимо отслеживать и актуализировать изменение характеристик», – объяснил Роман Еремин. 

В ходе выступления эксперт также рассказал об оптимизации функционала отечественных программных продуктов и компьютерных приложений стран ЕАЭС для выполнения трехмерного цифрового моделирования дорожных конструкций по результатам георадарных исследований. Методика позволяет выполнять обработку данных, собранных новым отечественным передвижным комплексом РОСДОРНИИ, оснащенным многоканальным георадарным оборудованием и мобильным лазерным сканером. 

Завершающим докладом представителей Института на площадке научной конференции в МАДИ стал анализ технологий, обеспечивающих позиционирование высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Как отметил начальник отдела разработки нормативных документов управления технологий информационного моделирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Анненков, в настоящее время одной из наиболее актуальных задач в данной области является позиционирование ВАТС с сантиметровой точностью, однако в связи с ограничениями по точности и скорости позиционирования в используемых технологиях спутниковой навигации (ГНСС), одометрии и инерциальных датчиков, на данный момент решение данной задачи представляется сложно реализуемой без применения цифровой инфраструктуры автомобильных дорог на основе цифровых карт высокой точности (HD-карт).  

Основная цель создания HD-карт состоит в том, чтобы улучшить навигацию технологий ГНСС, одометрии и инерциальных датчиков за счёт использования подробной карты окружающей среды, а затем применения лидара и/или радара для определения ВАТС относительно элементов на автомобильной дороге. При этом начальное положение одометрических и инерциальных датчиков определяется на HD-карте, а поправки дрейфа вносятся с использованием спутниковой навигации. Кроме того, применение HD-карт делают маршрут «узнаваемым», что повышает безопасность дорожного движения с участием ВАТС за счёт отсутствия необходимости каждый раз заново выстраивать маршрут с использованием бортовых аппаратно-программных средств.