Во всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в дорожном хозяйстве», которая проходит в Особой экономической зоне технико-внедренческого типа «Томск», принимают участие делегации из 22-х субъектов России, представители Министерства транспорта России, Федерального дорожного агентства, ФАУ «РОСДОРНИИ», Администрации Томской области, территориальных управлений автомобильных дорог, проектных институтов, инжиниринговых компаний, образовательных учреждений, производителей оборудования и ведущих разработчиков отраслевого программного обеспечения.
На всероссийской конференции рассмотрели вопросы стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года и цифровизации всех этапов жизненного цикла автомобильных дорог.
Заместитель начальника Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Георгий Гончаров рассказал, что в настоящее время дорожное хозяйство проходит процесс цифровой трансформации. В перспективе цифровизация должна охватить весь жизненный цикл автомобильной дороги ‒ начиная от проектирования и заканчивая строительно-монтажными работами и эксплуатацией. Дорожное хозяйство постепенно переходит от бумажной документации к системному управлению объектами на основе цифровых данных и информационных моделей.
«Моделирование позволяет спроектировать полноценную модель дороги, включая местность, сооружения, инженерные коммуникации и сети. Уже сегодня эта технология включена во все проектные решения на федеральных объектах. Информационная модель помогает избежать ошибок, которые можно допустить на стадии проектирования из-за несогласованности в работе смежных специалистов, а также повышает качество работ и способствует оптимизации бюджетных расходов», – отметил Георгий Гончаров.
Во второй день в сессии, посвященной Системе контроля дорожных фондов, генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко рассказал про внедрение и перспективы развития Модуля планирования дорожных работ в ФГИС СКДФ.
«При актуализации меморандумов пятилетних региональных программ дорожной деятельности субъекты Российской Федерации до 7 февраля этого года привязывают в СОУ «Эталон» объект к коду дороги, установленному в ФГИС СКДФ, после чего будет осуществлен перенос данных об объектах из СОУ «Эталон» в Систему», – отметил Александр Бедусенко.
Он добавил, что с 9 февраля 2024 года в Системе будут формироваться программы дорожных работ на основании полученных из СОУ «Эталон» данных, и в последствии субъектам необходимо будет внести в ФГИС СКДФ недостающую информацию для защиты меморандумов. Сформированная программа работ субъекта передается на проверку в подведомственное Росавтодору ФКУ «Дороги России».
Спикер добавил, что не позднее 5 рабочих дней до даты защиты субъектом меморандума ФАУ «РОСДОРНИИ» направляет в адрес соответствующей региональной проектной команды предварительно заполненную презентацию для проведения корректировки указанных в ней показателей. В случае наличия замечаний или предложений ответственные представители субъекта связываются со своим куратором из ФАУ «РОСДОРНИИ» и совместно корректируют информации.
На конференции также обсудили формирование технического задания и цены контракта при выполнении строительного контроля. На эту тему выступил заместитель начальника управления строительного контроля и мониторинга качества дорожных работ Алексей Торощин.
Эксперт рассказал, что Постановлением Правительства №468 установлены норматив затрат на строительный контроль и перечень мероприятий, учтенных нормативом. Однако оно не учитывает требования ГОСТов, которые вышли в 2014-2021 годах, так как норматив затрат не пересматривался. Именно поэтому Приказом Минстроя №421 определен порядок расчета мероприятий строительного контроля, не учтенный нормативом затрат.
«Важно понимать, что если мероприятие не было учтено при расчете стоимости, исполнитель может выполнить его без ущерба для себя только в случае сокращения затрат на иные мероприятия, а для единственного поставщика это невозможно в принципе. Поэтому ещё на этапе подготовки технического задания по проектированию объекта капитального строительства необходимо предусмотреть разработку мероприятий по строительному контролю сверх учтенных Постановлением Правительства №468, а также обеспечить дополнительный расчет стоимости лабораторного и инструментального контроля», – отметил эксперт.
Алексей Торощин добавил, что во избежание рисков некачественного исполнения договора по строительному контролю в отношении особо значимых объектов были внесены изменения в федеральное законодательство, которые закрепили за ФАУ «РОСДОРНИИ» и ФГБУ «РОСДОРТЕХНОЛОГИЯ» статус единственных исполнителей строительного контроля на объектах дорожных работ, частично или полностью финансируемых за счет средств федерального бюджета при условии стоимости строительства свыше 2 млрд рублей для федеральных дорог и 500 млн рублей для дорог регионального и местного значения.
В сессии «Этап жизненного цикла автомобильной дороги: «Эксплуатация», завершающей второй день, начальник отдела ПОДДиП ФАУ «РОСДОРНИИ» Иван Ган рассказал про использование цифровой модели при проведении диагностики, паспортизации автомобильных дорог и разработке проектов организации дорожного движения.
«При создании цифровой модели дороги используются данные мобильного лазерного сканирования, которое выполняется с помощью передвижных лабораторий, оборудованных лазерными сканерами, панорамными камерами и при необходимости георадарами. На некоторых труднодоступных участках облака точек могут быть дополнены с помощью приборов наземного лазерного сканирования», – добавил спикер.
Среди плюсов применения цифровой модели при разработке паспортов и ПОДД Иван Ган выделил высокую точность измерения, достоверность получаемых данных, их быструю обработку и многократное использование, возможность построения ортофотопланов без использования летательных аппаратов, среди минусов – необходимость привлечения к работе высококвалифицированных специалистов и значительный объем получаемых данных, которые требуется обработать.
Эксперт добавил, что в 2023 году утверждены разработанные РОСДОРНИИ ГОСТы, которые включают требования к сбору, составу, цифровому представлению материалов и форматам данных для результатов лазерного сканирования.
Справочная информация
Межрегиональная научно-практическая конференция «Информационные технологии в дорожном хозяйстве» проходит с 30 января по 1 февраля в Особой экономической зоне технико-внедренческого типа «Томск». Организаторы — Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» и компания «ИндорСофт».
Запись трансляции мероприятия: https://www.youtube.com/@IndorSoftLLC
Сайт мероприятия: https://indorsoft.ru/rador/