Результат под колесами: об успешном опыте перехода на новые технологии в регионах рассказали на вебинаре ФАУ «РОСДОРНИИ»

30.07.2020 Просмотров: 241

На базе научного института вновь проходит цикл онлайн конференций

Первая конференция посвящена внедрению технологии объемно-функционального проектирования. Уже по традиции на вебинаре свои доклады представили ведущие эксперты ФАУ «РОСДОРНИИ», но на этот раз к встрече присоединился также представитель Оренбургской области, где уже перешли на новые технологии. Глава отрасли региона рассказал о процессе перехода на «новые рельсы», о трудностях и результатах перестройки работы дорожников в субъекте.

Со вступительным словом выступил Игорь Астахов, заместитель председателя ГК «АВТОДОР». Благодаря тому, что встреча прошла онлайн, спикер смог презентовать свою речь во время рабочей поездки, остановившись на трассе Москва-Санкт-Петербург. Он отметил высокое качество дорожного полотна на трассе «Таврида», которое, к слову, построено по методу объемно-функционального проектирования.

Игорь Астахов напомнил слушателям о преимуществах этого метода. Основное состоит в том, что благодаря современному оборудованию и инновационному подходу он позволяет подобрать оптимальный рецепт соотношения компонентов асфальтобетонной смеси под конкретную дорогу: беря в расчет климатические условия местности и нагрузку на дорожное полотно. Прогрессивные приборы помогают также определить технологические параметры смеси как при производстве, так и во время укладки. Еще один плюс – новый стандарт позволяет успешно использовать местные инертные материалы в регионе. Для ГК «АВТОДОР» метод объемно-функционального проектирования при ремонте и строительстве дорог сейчас приоритетен, для этого в компании произошли определенные изменения:

«Совместно с экспертным сообществом мы подготовили программу дополнительной подготовки персонала. Потому что понимаем, если люди не подготовлены, они не смогут работать с технологией. Кроме того, мы занимается комплектацией филиалов необходимым оборудованием, работаем с АБЗ и непосредственно на местах укладки асфальтобетонной смеси» - поделился Игорь Астахов.

В планах компании на 2020 год – устройство пяти экспериментальных участков по одному километру каждый с целью исследования свойств вяжущих материалов в условиях длительного старения во время реальной эксплуатации. Переход на новую технологию позволит существенно увеличить сроки эксплуатации, при ее применении межремонтный период составит 12 лет. Таковы новые требования, и только следуя современным технологиям, они выполнимы.

Далее к вебинару подключилась Ольга Воробьева, заместитель директора по организационной деятельности ОЦК. Ее доклад был посвящен причинам необходимости переходить на смеси, запроектированные объемно-функциональным методом, а также практическим аспектам проектирования и испытания.

Докладчица наглядно и подробно продемонстрировала различия между устаревшими и современными методами. Сначала – в нормативном поле, Ольга Воробьева сравнила пункты старых и новых ГОСТ. Затем в презентации можно было увидеть отличия уже готовых образцов, одни изготовлены по теряющим актуальность, но привычным стандартам, а другие – объемно-функциональным методом на гираторе. Этот прибор работает под углом, создавая давление 600 кПа, что полностью моделирует уплотнение смеси катками. При старых же методиках – давление гораздо выше и происходит под прямым углом. Результат – на фото, образец, созданный по старому ГОСТ переуплотнен.2.png



«Что происходит по факту, чем это нам грозит? Смесь, которая была только что уложена по ГОСТ 9128 и уплотнена, она, по сути, уже разрушена! Потому что смесь мы раздробили, и этим обусловлено стремительное разрушение нашего асфальтобетонного покрытия. Чаще всего это колейность и вынос материала с поверхности дороги, особенно в зимнее время. Мы говорим о вреде шин, а шины, по сути, просто разбирают мелкие раздробленные нашими катками частицы и разносят их на колесах» - объяснила Ольга Воробьева.

Докладчица вновь напомнила о том, что переходить на новые технологии стоит комплексно, приведя пример излюбленного способа регионов укладывать асфальтобетонную смесь типа SMA для верхнего слоя покрытия, пряча под ним устаревший асфальт типа Б, что приводит к еще более быстрым разрушениям полотна. Однако если проектировать смесь на гираторе, ее можно будет испытать, сымитировав нагрузку от эксплуатации асфальтобетона за 20-летний срок.

3.png


О практических советах на этапе производства смесей, а также в момент укладки, укатки и контроля качества продолжил рассказывать и следующий докладчик, Александр Тихонов, заместитель начальника Управления развития научно-технического потенциала дорожной отрасли ФАУ «РОСДОРНИИ».

Говоря о проблемах, с которыми может столкнуться подрядчик, спикер в числе первых назвал подбор битума. Пояснил, поскольку по новым стандартам увеличиваются гарантийные сроки на построенные дороги, но их транспортная нагрузка только растет, необходимо изменить подход к оценке битумного вяжущего:

«Позвольте вселить вам в голову мысль, что PG – это не что-то качественно иное от БНД. Очень часто во время командировок по регионам мы сталкиваемся с позицией, что PG — это что-то дорогое, редкое, его нигде нет. Это вообще какой-то новый уникальный битум. На самом деле это не так. PG, по-английски Performance Grade – это всего лишь набор характеристик. Одни из главных — это верхняя и нижняя границы рабочих эксплуатационных температур битума. То есть любой БНД битум обладает PG характеристиками, нам нужно их просто определить» - развеял миф Александр Тихонов.

4.png


Для это он предложил подрядчикам качественно новый способ взаимодействия с поставщиками битумного вяжущего. А именно: при заключении контракта заказывать дополнительные испытания с указанием результатов в паспорте. И тогда осуществлять приемку материала можно будет с учетом его PG характеристик. Проверить их соответствие на АБЗ дорожники смогут за полтора часа с использованием всего одного прибора – ротационного вискозиметра Брукфильда который применяется для определения динамической вязкости, поскольку данный параметр является своеобразным «отпечатком пальца» битума.

Провести исследование характеристик битумного вяжущего можно и обратившись в головной офис ФАУ «РОСДОРНИИ». Об этом в своем докладе рассказал Сергей Стук, начальник Управления лабораторного обеспечения деятельности ОЦК ФАУ «РОСДОРНИИ». Его выступление было посвящено советам по оснащению испытательных лабораторий для подбора составов и контроля качества асфальтобетона.

5.png


«Хотелось бы отметить, ФАУ «РОСДОРНИИ» как Общеотраслевой центр компетенций на безвозмездной основе готов провести испытания на определение PG характеристик битумного вяжущего в образцах, присланных субъектами. Мы проведем исследование и выдадим заключение. Такая работа проводится, испытано уже больше десятка образцов вяжущего, учитывая, что работа только началась» - предложил Сергей Стук.

На базе ФАУ «РОСДОРНИИ» создан лабораторный комплекс, способный проводить самый широкий спектр испытаний дорожно-строительных материалов. Он располагает техникой для определения зернового состава смеси, а также для испытания образцов асфальтобетона, например, на показатель водостойкости или устойчивости к образованию колеи.

6.jpg

7.jpg


Помимо центральной лаборатории, расположенной в Москве, филиалы научного института также обеспечены стационарными и передвижными комплексами.

Одним из самых ожидаемых докладов вебинара стала презентация Дмитрия Хусида, директора ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», он рассказал о практическом опыте перевода работы дорожной отрасли в регионе на современные технологии. На текущий момент все объекты Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в субъекте ремонтируются и капитально ремонтируются с применением объемно-функционального проектирования. Это более 143 километра дорожного полотна.

8.png


В первую очередь спикер рассказал о том, почему в Оренбургской области приняли решение попробовать новый метод:

«Первое, что нас привлекло в этой методике – прогноз поведения дорожных одежд в длительном временном периоде, прогноз, который учитывает реальную работу покрытия с привязкой к типу загруженности конкретной дороги, учитывая климатические, погодные особенности местности. Для нас это очень важно, Оренбургская область находится в резко континентальном климате. Мы живем, что называется, от 40 до 40. +40 летом, -40 зимой» - рассказал Дмитрий Хусид.

Из-за таких климатических особенностей дороги в регионе быстро подвергались пластичным, усталостным и низкотемпературным деформациям. С этими проблемами сталкивается большинство субъектов по всей стране. И если недостатка качественных инертных материалов Оренбургская область не испытывала, то подобрать нужные битумы не получалось долгие годы. Возможность подбирать их по PG – стала вторым и решающим фактором для перехода региона на объемно-функциональное проектирование. Это условие позволило подбирать битумное вяжущее не по абстрактным характеристикам, а по важнейшему – температурному коридору.

После принятия волевого решения отрасль Оренбургской области начала поэтапный переход на новые технологии. Начали с закупки необходимого оборудования. Так в регионе появились две первые лаборатории: стационарная и передвижная. Последняя оборудована гиратором и специальными приборами для экспресс-анализа прямо на объекте. Провели торги и начали работу с экспериментального участка в 6 километров в длину региональной дороги Нижняя Павловка-ст. Каргала. Использовали тип покрытия SMA-16. Спустя год эксплуатации покрытие осталось неизменным. Приступили к модернизации отрасли, на это ушло полтора года.

«Сейчас наши крупнейшие подрядчики оборудованы собственными лабораториями, их на область – 8, они соответствует всем требованиям. Хочу развеять миф, многие считают, чтобы перенастроить работу АБЗ, нужны крупные финансовые вливания, что нужно закупать дорогостоящее оборудование. На деле – это не требует больших затрат» - подчеркнул Дмитрий Хусид.

9.png

Фотография из презентации Дмитрия Хусида: укладка смеси СМА-16 на а/д Оренбург-Беляевка

Сейчас в ФАУ «РОСДОРНИИ» рассматриваются варианты создания системы наставничества регионов, чтобы субъекты, которые эффективно внедряют новые технологии, могли поделиться опытом с соседями, близкими по ресурсным и климатическим условиям.

Добавим, к вебинару, посвященному объемно-функциональному методу проектирования дорожного полотна, подключилось 80 регионов. Во время онлайн-конференции они также могли задать экспертам свои вопросы. Это была лишь первая встреча с регионами в череде вебинаров ФАУ «РОСДОРНИИ». Следующие конференции посвящены особенностям стандартов объемного проектирования, нормативно-правовому регулированию заключения контрактов жизненного цикла, созданию интеллектуальных транспортных систем, актуальным проблемам проектирования и строительства мостовых сооружений и многому другому. Записи докладов становятся доступными после окончания конференций в сообществе института в социальной сети «ВКонтакте».

https://vk.com/video-27384322_456240659

https://vk.com/video-27384322_456240660

https://vk.com/video-27384322_456240663

https://vk.com/video-27384322_456240661

https://vk.com/video-27384322_456240662