Александр Бедусенко принял участие в конференции Росавтодора

14.07.2023 Просмотров: 845

Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко принял участие в конференции Росавтодора «Дорога как услуга: комплексный подход к содержанию опорной сети и развитию сопутствующих сервисов»

Мероприятие под председательством главы Федерального дорожного агентства Романа Новикова прошло 14 июля в Нижнем Новгороде.

На конференции также выступили председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, исполняющий обязанности губернатора Нижегородской области Сергей Морозов, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

В своем приветственном слове Роман Новиков отметил, что концепция «дорога как услуга» созревала продолжительное время: «Более пяти лет назад Федеральное дорожное агентство стало заниматься развитием идеи, которая позволила бы совместить реализацию технических решений при строительстве автомобильных дорог и комфорт пользователей федеральных трасс. Однако отмечу, что прежде всего дорога должна быть безопасна для участников дорожного движения. Никто не будет пользоваться услугой, если она не безопасна». 

Роман Новиков также добавил, что в российском законодательстве появился термин «опорная сеть автомобильных дорог». Соответствующие поправки к Федеральному закону № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» приняты Госдумой в третьем чтении 12 июля 2023 года.

Ранее законодательное закрепление этого понятия, а также критериев отбора и порядка утверждения итогового перечня дорог опорной сети отсутствовало. Изменения, безусловно, окажут влияние и на общие подходы к финансированию дорожных работ. Это, в первую очередь, приоритизация мероприятий по приведению автомобильных дорог опорной сети в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние.

Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко выступил с докладом на тему «Предложения по подходам к содержанию дорог в условиях ресурсных ограничений». Эксперт рассказал, что в 2007 году был введен норматив денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета, в 2016 году новым постановлением Правительства РФ был введен актуализированный норматив затрат. «В течение шести лет мы живем с данным нормативом, и конечно, возникла потребность в его актуализации», – добавил он.

Кроме того, Александр Бедусенко подчеркнул, что с 2017 по 2023 год произошел ряд значимых изменений в сферах правового и технического регулирования: введены в действие более 166 документов по стандартизации, увеличен размер НДС с 18 % до 20 %, изменилась сметная нормативная база (ФСНБ-2020), усовершенствованы технологии производства работ (SMA, SP на PG), изменились величины накладных расходов и сметной прибыли. Также значительно выросла стоимость основных строительных ресурсов. Эти причины привели к необходимости актуализации нормативов финансовых затрат.

ФАУ «РОСДОРНИИ» была проведена такая актуализация.  В ее основу легли следующие методологические подходы:

1. Объемы работ определены по фактическим характеристикам дорожных объектов с учетом наличия транспортных развязок, переходно-скоростных полос, площадок отдыха;

2. Периодичность выполнения работ по содержанию принята с учетом требований нового ГОСТ Р 58862-2020;

3. Учтены затраты на содержание участков дорог на подъездах к городским агломерациям с численностью населения более 500 тыс. чел., к административным центрам субъектов РФ, на участках, проходящих через населенные пункты,
на подъездах к международным аэропортам и пунктам пропуска через государственную границу.

4. Учтены затраты на содержание грунтовых дорог, автозимников и ледовых переправ, очистных сооружений, комплексов ИТС и АСУДД, дооборудование объектов элементами обеспечения доступности маломобильных групп населения.

Стоит отметить, что с 30 июня вступил в силу приказ Минтранса от 20.03.2023 № 91, где в Классификацию внесен ряд изменений. Теперь в рамках содержания автодорог возможна:

– установка модульных надземных пешеходных переходов;

– установка и замена туалетов;

– замена светильников на энергоэффективные;

– установка автопавильонов на автобусных остановках;

– установка средств фото- и видеофиксации;

– установка автоматических пунктов весового и габаритного контроля;

– обеспечение работы таких специальных технических средств, включая
их оснащение, обслуживание и модернизацию.

В актуализированный норматив затрат на содержание данные работы и затраты также включены. Однако мы не включаем затраты на содержание систем транспортной безопасности и оплату электроэнергии. Они должны финансироваться из других источников.

Генеральный директор дорожного научно-исследовательского института подчеркнул, что в актуализированных нормативах величина норматива на второй категории с двумя полосами движения в Центральном Федеральном округе увеличится на 68 %: с 2,9 млн руб. за 1 км до 4,9 млн рублей за 1 км, а на третьей –увеличится на 29 %: с 1,8 млн руб. до 2,3 млн руб. за 1 км. В случае принятия актуализированных нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог объем бюджетных ассигнований на содержание автомобильных дорог федерального значения в ценах 2023 года увеличится на 34 %.