ФАУ «РОСДОРНИИ» при участии ФКУ «Центравтомагистраль» продолжает реализацию инновационного проекта, предусматривающего проведение экспериментальных исследований на участках автомобильной дороги М-5 «Урал» – обход п. Октябрьский и Ульянино-Непецино. Целью проекта в том числе является обоснование требований нового национального стандарта по применению непрерывных неразрушающих методов при контроле возведения земляного полотна.
На 87-м км автомобильной дороги М-5 «Урал» была устроена опытно-экспериментальная секция общей протяженностью 25 м с применением в земляном полотне металлорефлекторного геотекстиля. В указанный материал, предоставленный группой компаний ГЕКСА, были вмонтированы поперечные металлорефлекторные полоски (марки) шириной 20 см с шагом 5 м для отправки специальных откликов электромагнитного сигнала от сенсоров георадара с целью оценки состояния грунтов земляного полотна (относительной объемной влажности и плотности) в процессе эксплуатации автомобильной дороги.
Стоит отметить, что при оборудовании участка не потребовалось подключение к источникам электроэнергии, поскольку данная технология не подвержена отказам в работе как электронные датчики, а считывание информации с марок выполняется в пассивном режиме и не требует создания беспроводных интерфейсов обмена информацией.
Инновация позволит более эффективно применять превентивные меры инженерной защиты за счет прогнозирования неравномерных осадок и вероятности нарушения устойчивости земляного полотна в процессе эксплуатации автомобильной дороги.
В случае положительного результата эксперимента разработанное решение может быть внедрено на сети автомобильных дорог страны, при этом не приведет к существенному удорожанию строительства, но позволит сделать очередной шаг в реализации концепции «Умные дороги».
В рамках мониторинга данного участка организациями было выполнено непрерывное обследование экспериментального участка по укрепленной обочине (проведено георадаром ОКО-3 с антенными блоками: 400 МГц, 250/700 МГц и 150 МГц). По форме и положению отражений от встроенных марок будут сделаны выводы об изменении относительной влажности и плотности грунтов земляного полотна.