С 8 по 9 февраля в Санкт-Петербурге состоялась V юбилейная конференция «Асфальтобетон 2024», организаторами которой традиционно выступили Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и ООО «Астех-Индастриз».
В течение двух дней насыщенной деловой программы участники обсудили актуальные вопросы, касающиеся асфальтобетонов, современных требований к смесям в условиях новых национальных стандартов, а также повышения качества продукции на разных производственных этапах.
РОСДОРНИИ представляли заместитель генерального директора Владимир Мартинсон и заместитель директора департамента научно-технического развития и стандартизации Александр Конорев.
Владимир Мартинсон рассказал о работе над проектом ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проекту производства работ».
«Важно, что новый стандарт учитывает интересы и подрядных организаций, и заказчиков. Разработчики ставили целью сделать этот документ информативным и универсальным в применении и простым в разработке. Кроме того, необходимо отметить, что данный документ в полной мере может быть использован в работе всеми заказчиками – федеральными, региональными и муниципальными», – рассказал спикер.
Он отметил, что в рамках работы над новым ГОСТом было получено 260 замечаний от экспертов отрасли, большая часть из которых была принята. Много замечаний присылали подрядные организации, которые отстаивали свои интересы с точки зрения участников дорожного процесса.
Разработка нового ГОСТа стала необходимостью, так как СП «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» был не только устаревший, но и не в полной мере относился к дорожной отрасли. Он был ориентирован на общегражданское, промышленное и городское строительство. Согласно данному СП полный проект производства работ выполнялся при любой строительной деятельности. Кроме того, он включал много пунктов, которые делали подготовку ППР сложным для подрядных организаций. В новом ГОСТе из пояснительной записки исключили пункт «основные технико-экономические показатели» и в неполном объеме ППР – «строительный генеральный план».
Александр Конорев выступил с докладом на тему «Разработка предложений по расширению возможностей и требований к измерению микропрофиля проезжей части автодорог».
Продольная ровность проезжей части – качественная характеристика состояния поверхности дорожного покрытия по геометрическим параметрам, способная оказывать влияние на колебания движущегося транспортного средства. Она определяется с помощью микропрофиля, который представляет собой массив ординат.
Спикер рассказал, что в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» один из основных показателей характеризующих состояние автомобильных дорог – это показатель ровности IRI. Он определяется путем моделирования проезда автомобиля с заданными параметрами по поверхности покрытия и подсчета суммарного перемещения неподрессорной массы относительно подрессорной, как отношение указанного вертикального перемещения к длине участка.
Однако сейчас появляются новые способы определения продольной ровности – лазерное сканирование.
«Даже если по одному и тому же участку проезжает одна и та же дорожная лаборатория, показатели ровности могут отличаться. Это возникает в результате смещения лаборатории относительно полосы измерений», – отметил Александр Конорев.
Технологии мобильного лазерного сканирования позволяют получать микропрофиль автомобильной дороги в любом месте полосы движения: по оси правой или левой полосы наката, на расстоянии 20 см вправо или влево от оси наката, по центру полосы движения. Но этот метод нужно изучать и исследовать. Данный вопрос поднимался РОСДОРНИИ на наблюдательном совете с участием Федерального дорожного агентства, и эта работа предварительно была одобрена.
Справочная информация
Организаторами Международной конференции «Асфальтобетон 2024» выступают Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и ООО «АСТЕХ Индастриз».
В мероприятии приняли участие более 400 специалистов, среди которых представители Федерального дорожного агентства, ГК «Автодор», региональных органов исполнительной власти, представители науки и бизнеса, ведущие эксперты дорожного хозяйства.