14-16 февраля состоялся Московский дорожный форум «Технологии строительства и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений в зимний период. Уникальный опыт предприятий Москвы». Деловая программа мероприятия прошла в смешанном формате и включала как образовательные сессии, так и организацию экскурсий в ведущие научно-исследовательские институты Москвы.
Одним из учреждений дорожной науки, которое посетили участники форума, стал научно-исследовательский институт – ФАУ «РОСДОРНИИ», на базе которого расположена стационарная испытательно-исследовательская лаборатория. Основным направлением её деятельности является проведение испытаний дорожно-строительных материалов: асфальтобетонов, цементобетонов, органических и минеральных вяжущих, геосинтетических, противогололедных материалов, песка и щебня. Область аккредитации лаборатории включает свыше 700 методик испытаний.
В ходе экскурсии начальник управления исследований дорожно-строительных материалов Сергей Беспалов описал слушателям технические аспекты и принципы работы оборудования и рассказал, что всё оборудование лаборатории отвечает требованиям современных стандартов по проведению испытаний, в том числе в рамках требований ТР ТС 014/2011.
Эксперт объяснил, с помощью каких приборов можно смоделировать поведение асфальтобетона в конструктивном слое и оценить его долговечность, как оценить усталостные характеристики асфальтобетона при многократных изгибающих нагрузках призменных образцов, какие параметры влияют на долговечность и как определяются низко- и высокотемпературные характеристики асфальтобетонных слоев дорожной одежды.
Кроме того, на экскурсии показали камеры высокого давления PAV3 с печью дегазации VDO touch, которые позволяют в течение нескольких часов смоделировать изменение свойств битумного вяжущего, соответствующее планируемому сроку эксплуатации асфальтобетона в составе конструктивного слоя дорожной одежды.
По словам Сергея Беспалова, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» лаборатория РОСДОРНИИ оказывала методическую поддержку регионам по анализу составов асфальтобетонных смесей и испытаниям битумных вяжущих. Последнее особенно важно, поскольку для проведения подобных испытаний лабораторий такого уровня в субъектах Российской Федерации пока недостаточно, а большинство аналогов сконцентрировано только в Москве и Санкт-Петербурге.
Справочная информация
Стационарная лаборатория ФАУ «РОСДОРНИИ» была обновлена в 2020 году в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Оборудование используется для проводимых исследовательских работ и испытаний дорожно-строительных материалов при решении особо сложных вопросов мониторинга (аудита) их качества.