Представители дорожной отрасли обсудили ход реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на совещании в Марий Эл

14.07.2022 Просмотров: 1057

13 июля в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл) состоялось совещание с руководителями территориальных органов управления автомобильными дорогами Приволжского федерального округа по вопросу «Дорожные фонды в Российской Федерации: задачи и перспективы 2022 – 2024 годов», организатором которого выступила Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР».

В мероприятии приняли участие представители Федерального дорожного агентства, Общественного совета федерального проекта политической партии «Единая Россия» «Безопасные дороги», Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Республики Марий Эл, Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.

На открытии совещания с приветственным словом к участникам обратился временно исполняющий обязанности Главы Республики Марий Эл, Председатель Правительства Республики Марий Эл Юрий Зайцев.


«Развитие автодорожной сети в России является отдельным приоритетом нашей работы. Мы идем достаточно уверенно в этом направлении. Реализуем национальные проекты, среди которых важнейшую позицию занимает нацпроект «Безопасные качественные дороги». Уверен, что сегодняшняя встреча поможет нам сделать правильные выводы», – отметил Зайцев.


Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков подчеркнул, что на данный момент процесс реализации мероприятий по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» идет хорошими темпами, удается достичь тех показателей, которые установлены руководством страны.


«Мы ожидаем дополнительные решения Правительства Российской Федерации, которые будут направлены на ускорение дорожных работ. Хотел бы обратить внимание на ту работу, которую мы завершили с Аппаратом Правительства. Утвержден план дорожных работ на 2023 – 2027 годы. Это документ, который позволяет сконцентрировать все ресурсы для выполнения поставленных нам задач. Перед нами стоит серьезная цель по формированию пятилетнего плана работ в субъектах Российской Федерации. Все параметры плана должны быть нами организованы и доложены в сентябре Правительству», – уточнил Роман Витальевич.


Генеральный директор Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Игорь Старыгин, выступавший в качестве модератора на совещании, представил доклад «Об основных задачах развития дорожного хозяйства в субъектах Российской Федерации в 2022 – 2024 годах».

Он напомнил, что в число стратегических задач, стоящих перед дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации на период 2022 – 2030 годов, входят реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги», восстановление аварийных и предаварийных мостов, а также приведение в нормативное состояние опорной сети дорог.

Лидером по объему капительного ремонта и ремонта автомобильных дорог регионального значения Приволжского федерального округа в 2022 году является Нижегородская область. Ниже всех в округе данный показатель у Чувашской республики.

По словам представителя «РАДОР», число капитальных мостов, путепроводов, эстакад на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии в 2022 году составляет 973 единицы.

Игорь Старыгин напомнил, что в рамках реализации федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги» стоит задача выполнить расчет потребности в финансовых ресурсах для достижения положенных показателей по каждому субъекту Российской Федерации. При этом он уточнил, что доля дорог региональной опорной сети в нормативном состоянии к 2030 году должна составлять 85%.

Представители дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации должны объективно оценить риски достижения показателей национального проекта «Безопасные качественные дороги» с учетом складывающейся ситуации, а также обоснованно оценивать ресурсное обеспечение, необходимое для решения задач по приведению и поддержанию в нормативном состоянии автодорог, восстановлению аварийных и предаварийных мостов.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Александр Герасименко рассказал об основных задачах и успехах по развитию дорожного комплекса Республики Марий Эл. Он сообщил, что улично-дорожная сеть субъекта составляет 8638 км, при этом дорожный фонд Марий Эл составляет 9553 млн рублей.

По его словам, к 2024 году планируется привести в нормативное состояние не менее 1363 км автодорог регионального и межмуниципального значения, 201 км улично-дорожной сети Йошкар-Олинской городской агломерации, 215 км автодорог регионального или межмуниципального значения, вошедших в опорную сеть. В текущем году в Республике планируется привести в нормативное состояние 323 км улично-дорожной сети. Уже введен в эксплуатацию 71 км.

Заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Ренат Гайнетдинов высказался о ходе реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», отметив, что акцент сейчас делается на ремонт дорог и мостов, актуализацию и приведение в нормативное состояние региональных дорог опорной сети. Он призвал региональных дорожников фиксировать результаты проведения дорожных работ.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко рассказал об организации и управлении качеством в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги».


«Качество должно стать основным критерием в нашей работе в части приведения в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных сооружений», – заявил Игорь Владимирович.


Он добавил, что немаловажными факторами для успешной работы являются своевременное формирование программ дорожной деятельности, повышение качества выполняемых работ, обеспечение надлежащего уровня безопасности на участках ремонта, а также сохранение технического состояния приведенных к нормативам дорог.

Заместитель начальника отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУОБДД МВД России Халит Алимханов привел показатели уровня безопасности дорожного движения и сообщил о реализации мероприятий по безопасности дорожного движения в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в Приволжском федеральном округе. В первом полугодии 2022 года число погибших в ДТП на территории ПФО составило 1165 человек (1215 в 2021 году). Для повышения уровня безопасности в рамках федерального проекта обустроено 442 тыс. погонных метров линий стационарного освещения. Лидером в ПФО по освещению дорог является Пенза. Также в тройку лидеров входят Казань и Нижний Новгород.

Начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов рассказал, как взаимодействуют федеральные и территориальные органы управления автомобильными дорогами при реализации национального проекта.

Председатель Общественной палаты Республики Марий Эл Герман Дементьев и председатель Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Юрий Черкасов доложили об организации общественного контроля за ходом реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Республике Марий Эл.

РОСДОРНИИ на совещании представляли генеральный директор Александр Бедусенко и начальник управления перспективных методов исследований и испытаний Александр Конорев. Руководитель Учреждения выступил с докладом о воздействии тяжеловесных транспортных средств на конструктивные элементы автомобильных дорог и искусственных сооружений по решениям Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве от 08.02.2022 г.

Он отметил, что на сохранность автомобильных дорог влияют допустимые осевые нагрузки транспортных средств, а на сохранность искусственных сооружений – допустимые полные массы транспортных средств.


«Дороги рассчитаны под определенный индекс нагрузки. Изменения силы нагрузки приводят к снижению безопасности дорожного движения и сокращению межремонтных сроков и сроков службы автомобильных дорог и искусственных сооружений», – подчеркнул Александр Александрович.


Он добавил, что влияние осевых нагрузок и полных масс транспортных средств на техническое состояние дорожно-транспортной инфраструктуры может выражаться в затраченных денежных средствах на восстановление объектов, однако тяжело оценивать влияние данных факторов на безопасность движения, выражающейся в числе жертв ДТП как вследствие небезопасного движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в потоке, так и ухудшения транспортно-эксплуатационных показателей дорог ввиду их более интенсивного разрушения.


«Проектирование мостовых сооружений осуществляется на группы нагрузок, включающие нагружение одиночными транспортными средствами, в том числе двухосным транспортным средством нагрузки и многоосным транспортным средством», – объяснил Александр Бедусенко.


По словам руководителя РОСДОРНИИ, увеличение допустимой полной массы транспортных средств без увеличения количества осей станет причиной роста расходов на поддержание дорог в нормативном состоянии: лишь на поддержание дорог федерального значения в нормативном состоянии потребуется увеличить расходы на 184 млрд рублей в год. При этом возрастет риск разрушения искусственных сооружений, а также появится необходимость реконструкции части существующей сети автомобильных дорог.

В свою очередь, увеличение допустимой полной массы транспортных средств с увеличением количества осей станет причиной появления колоссальных расходов, связанных с изменением геометрических параметров элементов дорог, а также приведет к снижению общей скорости транспортного потока.

В итоге придется переустраивать объекты дорожного сервиса, что повлечет за собой снижение уровня безопасности на дорогах, ухудшение транспортной доступности, необходимость переработки нормативно-технической базы и сокращение сроков службы дорожных объектов до 80%.

Оценивая предложение об отмене весенних ограничений движения на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального или местного значения, Александр Бедусенко объяснил, что результатами такого решения станут недостижение показателей национального проекта «Безопасные качественные дороги», увеличение доли капитальных ремонтов, снижение транспортной доступности в субъектах Российской Федерации, проведение повсеместных ремонтных работ, высокие риски разрушения автомобильных дорог, увеличение социальной напряженности и снижение безопасности дорожного движения. Как итог, ежегодный дефицит региональных бюджетов составит примерно 2,3 трлн рублей.

Комментируя вышеизложенные идеи, руководитель РОСДОРНИИ заявил, что Институт считает такие предложения неконструктивными.

Руководитель Комиссии по вопросам проектно-изыскательской деятельности Общественного совета при федеральном дорожном агентстве Алексей Журбин, выражая мнение о воздействии тяжеловесных транспортных средств на конструктивные элементы автомобильных дорог и искусственных сооружений, поддержал мнение экспертов РОСДОРНИИ.

По итогам совещания было решено сохранять и наращивать темпы приведения в нормативное состояние дорог в субъектах Российской Федерации, уделять больше внимания безопасности дорожного движения на региональных дорогах и расширять объем работы с общественностью, а также получения обратной связи от населения по вопросам удовлетворенности качеством дорожно-транспортной инфраструктуры.