«Назад пути нет»: как организовать переход отрасли региона на новые стандарты, рассказали дорожникам со всей страны

Просмотров: 1267

Эксперты ФАУ «РОСДОРНИИ» провели обучающий вебинар о практике внедрении технологии объёмно-функционального проектирования составов асфальтобетонных смесей.

Очередной онлайн-семинар научного института, посвященный переходу на новые рельсы, решили посвятить более практической стороне вопроса. О технологии объёмно-функционального проектирования (ОФП) российским дорожникам эксперты рассказывают не в первый раз. С историей возникновения, деталями производства и преимуществами таких смесей аудитория вебинаров уже знакома. На этот раз речь шла непосредственно о стадиях внедрения, взаимодействии заказчиков и подрядчиков и, наконец, о том, как планомерно и безболезненно перевести региональную дорожную отрасль на принципы ОФП. Своим опытом поделились и представители субъектов, которые в числе первых решились на этот непростой, но нужный шаг.

Напомним, серия вебинаров проводится в рамках Системы повышения квалификации работников дорожного хозяйства под эгидой национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Онлайн-семинары организовываются ФАУ «РОСДОРНИИ» и Российским университетом транспорта.

Уже по традиции вебинар начался со вступительной речи директора по организационной деятельности ОЦК Алексея Коврова. Он напомнил собравшимся, что переход на современные технологии неизбежен.

«Всем уже стало понятно, что от старых ГОСТов и технологий в любом случае придется в ближайшие годы отказаться. И Общеотраслевой центр компетенций дорожной отрасли (ОЦК) принимает непосредственное участие в процессе перевооружения отрасли. По тому, какие запросы от субъектов сейчас нам приходят, мы понимаем, что во многих регионах организация перехода на новые стандарты вызывает сложности. Как их преодолеть, мы и рассмотрим сегодня», – анонсировал тематику выступлений экспертов Алексей Ковров.

Первый доклад был посвящен непосредственно работе ОЦК ФАУ «РОСДОРНИИ». Как осуществляется совместная работа с регионами в части внедрения новых технологий рассказал Александр Тихонов, заместитель начальника Управления развития научно-технического потенциала дорожной отрасли. Он, вслед за предыдущим спикером, отметил, что вопрос перехода на новые стандарты действительно стоит остро. И большим подспорьем для ускорения этого процесса стал запуск Национального проекта «БКАД». Научному институту был придан функционал Общеотраслевого центра компетенций, который позволяет оказать содействие в переходе страны на новые технологии.

«В отрасли традиционно существует противоречие: есть производственная часть и нормотворческая деятельность. Бывают моменты, когда в вопросах адаптации новых стандартов дорожники не понимают задумку авторов закона, а те, в свою очередь, не всегда видят и понимают реальное положение вещей на производстве. Нужно было создать связующее звено, которое позволило бы в режиме реального времени помогать взаимодействовать представителям дорожной отрасли. Им и стал ОЦК. Мы помогаем адаптировать на производстве законодательные инициативы. То, как прошел процесс внедрения, как нормативные документы работают на практике, доводим до Минтранса», – объяснил Александр Тихонов.

Руководитель подразделения рассказал, что работа ведется по 3 основным направлениям. Отдел поддержки развития регионов выполняет важнейшую функцию: его специалисты формируют стратегии развития дорожной отрасли регионов. Подобная работа была проведена для Магаданской и Амурской областей, планируется формирование стратегий для Еврейской автономной области и Республики Бурятия. Отдел координации внедрения инновации консультирует субъекты по всем острым проблемам внедрения, в том числе непосредственно на местах, посещая производственные объекты БКАД на протяжении строительного сезона. Отдел акселерации поможет наполнить отрасль инновациями. Таким образом, эксперты ОЦК могут оказать безвозмездную и квалифицированную поддержку на всех этапах внедрения новых технологий.

Помимо этого, заказчики и подрядчики могут бесплатно пользоваться услугами Центральной исследовательской лаборатории научного института, оборудованной для проведения полного комплекса испытаний по методу ОФП и оценки битумного вяжущего по PG-характеристикам. В филиалы ФАУ «РОСДОРНИИ» также закуплены мобильные лабораторные комплексы.

LAB 1.jpg

Разумеется, еще одной важной мерой поддержки работников отрасли являются такие семинары, как этот. Вебинары и офлайн-конференции на различные актуальные темы проходят на базе института и на сторонних площадках. Часто экспертом на таких мероприятиях выступает заместитель директора по организационной деятельности ОЦК Ольга Воробьева. На этот раз её доклад был посвящен непосредственно тому, как региону перейти на современные технологии. По словам спикера, внедрение невозможно без волевого решения руководителей отрасли в регионе. Поэтому первая и самая важная ступень: публичное объявление о начале программы перехода на новые стандарты.

«Полумеры не сработают. В 2023 году, напомню, старые ГОСТ перестанут действовать – назад пути нет, если не сейчас, то когда? Причем оптимальный эффект от инноваций будет достигнут в том случае, если регион примет решение переходить на новые смеси в полном объёме», – подчеркнула Ольга Воробьева.

Что касается непосредственно программы внедрения, следующим шагом станет оценка ресурсной базы региона, а именно доступность необходимых материалов, соответствующих новым стандартам. Все подготовительные работы должны быть проведены заранее, чтобы к началу строительного сезона быть во всеоружии. Речь идет о закупке лабораторного оборудования, проведении испытаний минеральных материалов, имеющихся в регионе, подборе асфальтобетонных смесей по ОФП, обучении пула подрядчиков.

В заключение Ольга Воробьева вновь озвучила преимущества новых асфальтобетонов: они гораздо более долговечны и устойчивы к износу и колееобразованию. Использование метода ОФП в корне меняет подход к дорожным работам. Во-первых, при выпуске асфальтобетонной смеси следует ориентироваться не на ГОСТ, как раньше, а на утвержденный рецепт. Кроме того, выбор битума происходит исходя из его PG-характеристик. Именно это позволяет учесть эксплуатационные и климатические особенности региона.

Именно возможность учитывать сложные климатические условия стала определяющим фактором для трансформации дорожной отрасли в Оренбургской области. Опытом перехода на объёмно-функциональное проектирование асфальтобетонов поделился Дмитрий Хусид, директор Главного управления дорожного хозяйства региона.

«Мы живем в резко континентальном климате. У нас всегда была одна проблема, это проблема битумов. Южный Урал – благодатный край с точки зрения щебней, с ними у нас проблем нет. Чего не скажешь о битумах. Плюс сложный климат. Мы живем, как говорится, от -40 до +40, огромное количество переходов через 0 градусов. Последствия мы видим на дорогах, построенным по старым ГОСТам, – в виде трещин и пластических деформаций», – рассказал Дмитрий Хусид.

По словам спикера, как только стало понятно, что система ОФП дает возможность запроектировать смесь, учитывая непростые условия региона, было решено держать курс на новые технологии. Смелый шаг совершили в 2017 году. Начали с создания современной лаборатории и обучения персонала регионального управления дорожного хозяйства. Оборудованием смогли пользоваться и подрядчики для поиска оптимального рецепта. Затем заказали передвижную лабораторию с гиратором для быстрого отбора проб и экспресс-анализов прямо на дороге. В Главном управлении дорожного хозяйства региона понимали, что обучить только своих специалистов недостаточно, повышение квалификации прошли несколько сотен оренбургских дорожников. В 2019 году начались работы на экспериментальном участке региональной дороги Нижняя Павловка – ст. Каргала. Опыт был положительным, и спустя год эксплуатации покрытие осталось неизменным. В 2020 году 212 км дорог региона выполнено с применением метода ОФП.

Д.Л. Хусид.jpg

Ряд важнейших управленческий решений позволил Оренбургской области раз и навсегда забыть про устаревшие ГОСТы. На данный момент все объекты БКАД в субъекте отремонтированы с применением методики объёмно-функционального проектирования. Крупные подрядчики обзавелись уже своими лабораториями, проблема с наличием в регионе необходимых для работы материалов была решена.

Последний доклад семинара познакомил аудиторию с основными аспектами системы стандартизации в РФ, тему раскрыл начальник Управления мониторинга качества Павел Криушин. Он дал несколько рекомендаций, как правильно работать с требованиями нормативной документации в разрезе заключения договоров между подрядчиком и заказчиком. Эксперт озвучил крайне распространенную проблему: документация составляется без указания важнейших данных, что в последствии усложняет приемку работ.

«К сожалению, многие заказчики не утруждают себя детальной проработкой договоров, что зачастую приводит к спорным ситуациям, скандалам, иногда судам. При этом грамотно составить договор подряда и погрузить туда основные положения нормативных документов – не такая уж и большая проблема. Но это даёт заказчикам необходимый инструмент контроля качества выполненных работ», – подчеркнул Павел Криушин.

Для примера: 50% проанализированных договоров не предполагают согласование с заказчиком выбора материалов, 21% – не обязывают проводить лабораторные испытания, в 7% документов нет никаких требований к качеству применяемых материалов. Спикер напомнил, что грамотно составленный договор позволяет защитить интересы сторон, сделать процедуру приёмки работ простой и прозрачной, а также минимизирует случаи недобросовестных работ подрядчиков. Необходимые рекомендации по составлению документации можно получить, обратившись в ОЦК.

Запись вебинара на тему перехода дорожной отрасти регионов на новые стандарты выслана всем участникам конференции. Организаторы также поделились и дополнительными материалами по тематике. Следующий онлайн-семинар о новых и наилучших технологиях будет посвящен вопросу холодной регенерации дорожных одежд и стабилизации грунтов. Расписание вебинаров можно посмотреть на образовательном портале дорожного хозяйства.