Дайджест новостей стран СНГ (22.04.2024)

22.04.2024 Просмотров: 62

Республика Беларусь

В Беларуси хотят нарастить производство электротранспорта

024.by, 15.04.2024

Глава Минпрома Беларуси Александр Рогожник в эфире национального телеканала ОНТ рассказал, что на фоне запуска Россией обширной программы по обновлению общественного транспорта Беларусь готова активно включиться в этот процесс. Так, российская сторона планирует закупить 40-60 тысяч единиц электротранспорта.

Министр рассказал, что производственные мощности предприятия Белкоммунмаш увеличены в десять раз. Рогожник также сообщил о начале строительства нового завода на базе МАЗа в 2023 году. Производство планируют запустить уже в 2025 году. Ожидается, что завод будет выпускать автобусы, электробусы и троллейбусы.

Дополнительно рассматривается возможность создания еще одного производственного комплекса по образцу МАЗа на территории Белкоммунмаша, рассказал министр.

https://024.by/2024/04/v-belarusi-hotyat-narastit-proizvodstvo-elektrotransporta/

 

Азербайджан

Транспорт и ИКТ – самые быстрорастущие секторы экономики Азербайджана

Haqqin.az, 17.04.2024

В результате успешной политики и реформ, проводимых президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым, транспорт и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали ведущими сферами экономики страны.

В последние годы Азербайджан превратился в международный транспортно-логистический и транзитный узел. Реализованы крупные инфраструктурные проекты для повышения конкурентоспособности международных транспортно-транзитных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг». Проводится работа по повышению мобильности в Баку и предоставлению населению качественных, удобных и безопасных услуг общественного транспорта.

В результате транспортный сектор стал одной из основных сфер экономики Азербайджана, а получаемые в этой сфере доходы ежегодно увеличиваются.

За последние годы значительный рост наблюдается во всех сферах транспортного сектора и, в частности, в транзитных грузоперевозках. Так, в первом квартале текущего года транзитные грузоперевозки через Азербайджан увеличились на 24,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысили 4 миллиона тонн.

В результате проведенной работы за первый квартал 2024 года доходы транспортного сектора Азербайджана увеличились на 14,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, составив 3 миллиарда 154,5 миллиона манатов. Таким образом, доля сектора в ВВП выросла с 5,5% до 6,8%.

Цифровизация – одна из приоритетных задач, стоящих перед государством. В Азербайджане проделана большая работа в направлении ускорения цифровой трансформации, цифровизации всех сфер экономики, формирования электронного правительства, увеличения покрытия и качества обслуживания сети высокоскоростного фиксированного и мобильного широкополосного интернета.

В рамках проекта «Онлайн-Азербайджан» продолжаются работы по доведению сети высокоскоростного интернета до 100% в текущем году в городе Баку и регионах, включая отдаленные села и поселки.

В то же время в целях ускорения подготовки кадров по различным направлениям этой сферы как в Баку, так и в регионах проводятся различные тренинги, организуются стипендиальные программы, посредством Центра кибербезопасности Азербайджана и программы Technest проводится подготовка местных специалистов.

В результате проделанной работы за первый квартал 2024 года доходы информационно-коммуникационного сектора Азербайджана увеличились на 10,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составили 766,4 миллиона манатов. Таким образом, доля сектора в ВВП выросла с 1,5% до 1,7%.

https://haqqin.az/news/313584

 

Электромобили и ВИЭ: Азербайджан делает ставку на будущее

ИА Репорт, 18.04.2024

Премьер-министр Азербайджана Али Асадов подписал решение, направленное на стимулирование использования электромобилей в стране. Решение включает в себя изменения в «Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Азербайджанской Республики, ставках импортных таможенных пошлин и ставках экспортных таможенных пошлин».

Как сообщает Report, согласно документу, импортная таможенная пошлина на мотоциклы с поршневым двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 50 см3 и велосипеды с электродвигателем с максимальной скоростью более 50 км/ч будет облагаться таможенной пошлиной в 15%.

Данная мера, вступающая в силу с 17 мая, является частью более широкой стратегии, направленной на расширение использования электротранспорта в Азербайджане. В ходе вчерашнего заседания Кабинета министров под руководством Али Асадова были обсуждены вопросы создания необходимой инфраструктуры для электромобилей, включая сеть зарядных станций, а также меры по привлечению к этим работам субъектов предпринимательства.

Азербайджан не одинок в своих стремлениях. Во многих странах мира предпринимаются аналогичные шаги по стимулированию использования электротранспорта. В Норвегии, например, электромобили уже составляют более половины всех продаваемых новых автомобилей. Китай, который является крупнейшим производителем электромобилей в мире, также инвестирует миллиарды долларов в развитие инфраструктуры для электротранспорта.

Новые меры правительства, безусловно, будут способствовать росту рынка электромобилей в Азербайджане. Остается лишь посмотреть, насколько быстро электромобили смогут вытеснить традиционные автомобили с бензиновым и дизельным двигателем.

Как и во всем мире, в Азербайджане основным фактором, влияющим на продажу электрокаров, является доступность зарядных станций. Если не будет возможности подзарядить машину, то и не будет смысла приобретать электромобили.

Как известно, на каждые десять электромобилей должна приходиться одна зарядная станция. Таких норм придерживаются в странах, где население активно использует электрокары. В настоящее время в республике насчитывается около 4 тысяч электромобилей и 33 зарядные станции, которые преимущественно расположены в Баку. Это означает, что в стране число зарядных станций должно превышать 400. Если учесть, что к концу года парк электромобилей может вырасти до 8 тысяч единиц, то нужно 800 станций.

Водителям выгоднее использовать электричество вместо горючего. Например, зарядка транспорта от розетки в 220 вольт обходится в пять раз дешевле бензина. На коммерческих объектах 1 кВт/ч обойдется в 0,20-0,50 манатов. Если станция будет находиться за пределами города, то, возможно, подзарядка аккумулятора обойдется дороже.

Как известно, Азербайджан имеет обильные солнечные и ветровые ресурсы, которые могут быть использованы для производства электроэнергии для зарядных станций электромобилей и других нужд.

Новые меры правительства, безусловно, способствуют снижению выбросов парниковых газов, улучшению качества воздуха и созданию новых рабочих мест. Электромобили не производят выхлопных газов, что помогает снизить уровень парниковых газов в атмосфере и смягчить изменение климата. Кроме того, электромобили работают на электричестве, которое может быть получено из возобновляемых источников энергии (ВИЭ), что помогает сохранить ископаемое топливо для других целей.

В последние годы правительство Азербайджана активно инвестирует в развитие инфраструктуры ВИЭ, такой как солнечные и ветровые электростанции.

Кроме того, в будущем правительство может предоставить субсидии или налоговые льготы для производителей электромобилей, чтобы сделать их более доступными для потребителей.

В целом, меры, принимаемые правительством Азербайджана, направлены на создание более устойчивой экономики, которая будет меньше зависеть от ископаемого топлива.

По данным Государственного таможенного комитета, в прошлом году в республику было импортировано около 14,1 тысяч гибридных автомобилей стоимостью 386,3 млн долларов США, а также 3,1 тысяч электромобилей на 125,3 млн долларов США. То есть в 2023 году в Азербайджан было импортировано в 19 раз больше электромобилей, чем в 2021 году.

https://report.az/ru/infrastruktura/elektromobili-i-vie-azerbajdzhan-delaet-stavku-na-budushee/

 

Республика Туркменистан

В Туркменистане введена в эксплуатацию вторая очередь высокоскоростного автобана

СНГ.СЕГОДНЯ, 17.04.2024

Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов подчеркнул успешную реализацию грандиозного проекта.

В Туркменистане 17 апреля была торжественно открыта вторая часть высокоскоростного многополосного автобана Ашхабад-Туркменабат. В церемонии запуска в эксплуатацию комфортабельной дороги принял участие президент Сердар Бердымухамедов. Об этом с места события сообщает корреспондент SNG.Today.

Первый участок дороги Ашхабад-Теджен составил 203 километра, второй - Теджен-Мары 109 километров. Таким образом для автомобилистов Туркменистана уже готовы 312 километров трассы, соединяющей Ахалский и Марыйский регионы.

Построенная отечественными ЗАО «Туркменский автобан» и ХО «Алтын несил», автострада представляет собой очень удобный многополосный автотрек, который во много раз облегчит передвижение граждан страны и способствует развитию транспортно-транзитной сферы Туркменистана.

Автомагистраль имеет общую ширину 34,5 метра, с идеальным двусторонним асфальтовым полотном. По горизонтали магистраль делит пополам металлическая ограда для безопасности движения, а края закрыты защитной сеткой от диких животных. Также на магистрали предусмотрены автозаправочные станции полного цикла, включающие пункты торговли, питания и отдыха, путешествующих людей и станций технического обслуживания.

Во время церемонии открытия туркменской стороне были вручены сертификаты качества от ведущих мировых институтов, таких как – NEC TELEKOMUNIKASION (Япония), G.E.A (Франция), Viena Consulting Engineers ZT GmbH (Австрия).

Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов отметил, успешная реализация масштабного проекта показывает, что благородные традиции предков прокладывать дороги и мосты с размахом продолжаются в новую эпоху возрождения и могущественного государства.

«Одной из важных задач является соединение современных транспортных коридоров страны по маршрутам Восток - Запад и Север – Юг. Высокоскоростная автомагистраль Ашхабад – Туркменабат имеет большое значение в успешной реализации обозначенной задачи. Строительство этой магистрали общей протяженностью 600 километров является еще одним свидетельством возрождения Великого Шелкового пути. Завершение строительства магистрали позволит значительно повысить пропускную способность и качество логистических услуг отечественной транспортной системы», - заявил президент.

Отметим, что в этот же день в Мары были открыты Центр охраны здоровья матери и ребенка, жилой массив из 59 двухэтажных коттеджей повышенной комфортности, а для обслуживания жителей Марыйского велаята были переданы 200 новых современных пассажирских автобусов.

https://sng.today/ashkhabad/35815-v-turkmenistane-vvedena-v-jekspluataciju-vtoraja-ochered-vysokoskorostnogo-avtobana.html?ysclid=lv3q2kuijm566519208

 

Республика Казахстан

Россия и Казахстан призваны сыграть ведущую роль в развитии коридора "Север – Юг"

Спутник, 16.04.2024

Россия и Казахстан призваны сыграть ведущую роль в развитии транспортного коридора «Север – Юг». Об этом заявил посол России в Казахстане Алексей Бородавкин на презентации потенциала Международного транспортного коридора.

«На наших глазах меняется распределение сил в глобальном хозяйственном комплексе. Все больший вклад в наращивание мирового ВВП вносят страны БРИКС – особенно Китай и Индия, а также Россия, ставшая в 2023 году первой экономикой Европы по паритету покупательной способности, несмотря на незаконные беспрецедентные санкции», – сообщил посол.

Он отметил, что на фоне трансформации евразийского транспортно-логистического ландшафта существенно увеличивается роль Центральной Азии как регионального транзитного хаба, обеспечивающего стабильные грузоперевозки между Востоком и Западом, Севером и Югом.

По мнению Алексея Бородавкина, с точки зрения формирования новой взаимосвязанности одним из ключевых ее элементов является развитие Международного транспортного коридора «Север – Юг». Речь идет о том, чтобы грузовые потоки из России на Юг и в обратном направлении шли не окружным путем через Суэцкий канал, а напрямую – через Каспийский регион. Посол подчеркнул, что в этом проекте участвуют не только Россия, Беларусь, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Иран, но и Китай, а также государства Южной Азии, в первую очередь Индия и Пакистан, и страны Персидского залива.

«Для работающих здесь экономоператоров особый интерес, разумеется, представляет развитие восточной ветки МТК «Север – Юг». После пересечения российской границы для грузоотправителей открывается большое количество опций. Речь идет как о доставке товаров российским и белорусским потребителям, так и о выходах к российским портам на Черном, Азовском и Балтийском морях и на Дальнем Востоке, а также к портам Северного морского пути от Владивостока до Мурманска», – сказал Алексей Бородавкин.

По его словам, маршрут «Север – Юг», в рамках которого осуществляются железнодорожная, автомобильная, водная и смешанная транспортировка – не какая-то замкнутая в себе система.

«Как отмечал в прошлом году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, имеются возможности сопряжения работы МТК «Север – Юг» и так называемого Среднего коридора, проходящего через казахстанские каспийские порты "Актау" и «Курык», а также азербайджанскую морскую гавань в Баку. Добавлю к этому и российские порты на Каспии: Махачкала, Каспийск, Астрахань и другие, - напомнил посол.

Обустройство МТК «Север – Юг» во всех его форматах представляет очевидный экономический интерес для участников проекта.

Он привлекателен не только с точки зрения увеличения грузоперевозок и сокращения времени в пути, обеспечения безопасности и ритмичности поставок, необходимых для сборочных производств, но и в плане притока квалифицированных кадров, а также передовых технологий в цифровизацию и модернизацию логистической инфраструктуры.

«Важно не упускать из вида и другие «бонусы», которые могут получить государства-участники проекта, в результате эффективной работы МТК «Север – Юг»: создание новых рабочих мест, пополнение доходов госбюджета и интенсивное развитие отраслей экономики, смежных с транспортно-логистическим комплексом».

Словом, у международного транспортного коридора «Север – Юг» совершенно очевидно просматриваются заманчивые экономические перспективы развития. Россия и Казахстан призваны сыграть ведущую роль в осуществлении этого масштабного транзитного проекта.

https://ru.sputnik.kz/20240416/rossiya-i-kazakhstan-prizvany-sygrat-veduschuyu-rol-v-razvitii-koridora-sever--yug-43706340.html

 

Завершается ремонт республиканской трассы между селами Сыпатаева и Тортколь в Туркестанской области

Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта Республики Казахстан, 21.04.2024

В Туркестанской области на участке автодороги республиканского значения, входящем в маршрут «Самара – Шымкент», завершаются работы по ремонту автомобильной дороги в рамках текущего содержания.

В рамках работ применена технология микросюрфейсинг дорожного полотна, гарантирующая стабильность и высокое качество дорожного покрытия.

В рамках работы по ремонту данного участка проводится обработка дорожного покрытия специальными литыми эмульсионно-минеральными смесями с использованием специализированного оборудования. Эти меры позволят продлить срок службы дорожного покрытия, защищая его от износа.

Автолюбители выразили недовольство текущим состоянием данного участка, отмечая ухудшение качества покрытия. С целью обеспечения безопасности и комфорта движения, было запланировано начало работ на данном участке.

Ожидается, что завершение ремонта приведет к улучшению состояния дороги увеличению безопасности и комфорта для всех участников дорожного движения на участке между селами Сыпатаева и Тортколь Туркестанской области на автомобильной дороге «Самара – Шымкент».

Аналогичные работы по ремонту автомобильной дороги в рамках текущего содержания начались и в других регионах нашей страны.

https://www.gov.kz/memleket/entities/roads/press/news/details/755035?lang=ru

 

Республика Таджикистан

Миллиард долларов направлен на транспортные инвестпроекты Таджикистана

Спутник, 21.04.2024

На сегодняшний день в Таджикистане реализуется 12 инвестиционных проектов в сфере транспорта.

Об этом сообщает информационное агентство «Ховар» со ссылкой на источник в пресс-службе Минтранса республики.

В общей сложности на указанные проекты направлено свыше миллиарда долларов.

Как отметили в Министерстве транспорта, к настоящему моменту в Таджикистане завершили работу над 5 программами на сумму 345,4 млн долларов.

«Они находятся в гарантийном периоде», - уточнил представитель Минтранса страны.

Еще 7 проектов на 705,4 млн долларов в стадии реализации. О сроках их готовности пока не сообщается.

Напомним, к концу 2024 году в эксплуатацию должны сдать 5 проектов стоимостью 585 млн долларов. Открыть планируется 65 мостов (протяженность - 1,9 км), 5 туннелей (более 11 км), 5 коридоров (6 км), а также 278 км дорог международного и республиканского значения.

https://tj.sputniknews.ru/20240421/transport-investproekty-tajikistan-1062583968.html