Республика Азербайджан
Завершено 93 процента строительства дороги Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд
Бакинский рабочий, 15.04.2025
Автомобильная дорога Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд (Зангезурский коридор), фундамент которой был заложен президентами Азербайджана и Турции, представляет собой стратегически важный проект, способствующий формированию новых экономических, транспортных и коммуникационных связей в регионе. На сегодняшний день завершено 93 процентов строительства этой дороги протяженностью 123,6 километра.
Технические характеристики и особенности дороги:
Технические параметры Зангезурского коридора обеспечивают строительство дороги с высоким качеством и в соответствии с современными стандартами. Общая протяженность дороги составляет 149,9 километра. Протяженность основной части дороги – 123,6 километра. Техническая категория дороги – 1B, что обеспечивает возможность скоростного и безопасного движения. Ширина дороги варьируется от 14 до 21 метра, ширина земляного полотна – от 21,5 до 29,5 метра, количество полос движения – от 4 до 6. Это создает условия для комфортного и безопасного транспортного потока.
В рамках проекта строятся 261 трубопровод (16 814 м), 55 подземных переходов (3781 м) и 28 мостов (2090 м). Кроме того, вдоль дороги сооружаются три тоннеля общей протяженностью 12 032 метра.
Конструкционные и строительные работы:
При строительстве дороги используются материалы и технологии высокого качества. Земляные работы, выравнивающий слой, нижний и верхний слои основания, а также дорожное покрытие в значительной степени уже завершены. В рамках проекта объем выполненных асфальтобетонных работ составляет 950 000 м³, а объем земляных работ – 61 646 373 м³. Эти показатели являются основными факторами, обеспечивающими прочность и долговечность дороги.
Тоннели и мосты:
Одним из ключевых компонентов Зангезурского коридора являются тоннели. Строительные работы по тоннелям в основном уже завершены. Так, в тоннелях с условными названиями T1, T2 и T3 завершены буровые и работы по нанесению торкретбетона.
В рамках проекта строятся 28 мостов, из которых 16 предназначены для пропуска воды (акведук), а 12 являются путепроводами. Строительство 19 мостов уже завершено, на 8 мостах продолжаются строительные работы.
Также завершено строительство подземных переходов, 258 круглых и 42 прямоугольных труб.
Значение и перспективы:
Строительство дороги Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд является одним из важнейших шагов Азербайджана в сфере инфраструктурного развития.
Автомобильная дорога Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд, являясь частью магистральной автодороги Гаджигабул-Горадиз-Агбенд-Зангезурский коридор, имеет стратегическое значение для соединения других районов Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой.
Строительство Зангезурского коридора – это не просто инфраструктурный проект, но и важная составляющая региональной интеграции. Эта дорога станет важным инструментом не только для укрепления транспортной системы, но и ускорения экономического развития региона и усиления стратегических связей. Завершенность проекта на 93 процента – перспектива его ввода в эксплуатацию в ближайшем будущем, что откроет региону новые горизонты.
Республика Казахстан
Первую в Казахстане трехполосную реверсивную дорогу построят в Акмолинской области
Спутник, 15.04.2025
Первую в Казахстане трехполосную реверсивную дорогу построят в Акмолинской области, сообщил Минтранс.
Реверсивное движение — это специальные полосы на дорогах, где направление движения может меняться на противоположное. То есть встречная соседняя полоса для водителя также становится попутной.
Открытие дополнительной полосы позволяет увеличивать пропускную способность дороги в часы пик или при проведении ремонтных работ, когда часть дороги закрыта.
Проект реализуют на автомобильной дороге Кокшетау – Зеренда. Он предусматривает расширение проезжей части с текущих 7 до 11 метров.
«Реализация проекта особенно актуальна в летний период, когда резко возрастает поток автотранспорта в направлении курортной зоны Зеренды. Общая протяженность участка, охваченного ремонтом, составляет порядка 47 километров. Работы уже начаты и ведутся в плановом режиме», – отметил вице-министр транспорта Максат Калиакпаров.
Курортная зона Зеренды традиционно входит в число самых популярных туристических направлений страны, ежегодно привлекая тысячи отдыхающих из Казахстана и ближнего зарубежья.
В целом, в 2025 году в рамках государственной программы среднего ремонта планируется обновить 7 тысяч километров автомобильных дорог республиканского значения.
Модернизация битумного завода в Актау может закончиться раньше срока
Lada.kz, 18.04.2025
Председатель правления АО НК «КазМунайГаз» (КМГ) Асхат Хасенов посетил битумный завод ТОО «СП «Caspi Bitum» в Актау, сообщает Lada.kz со ссылкой на пресс-службу КМГ.
Глава нацкорпорации проинспектировал ход реализации проекта по увеличению мощности переработки нефти с 1 до 1,5 миллиона тонн в год, что позволит нарастить выпуск дорожного битума с 500 до 750 тысяч тонн в год. Работы начались в ноябре 2024 года.
Было отмечено значительное опережение графика: по состоянию на 17 апреля фактический прогресс строительно-монтажных работ достиг 98%. Активно ведутся подготовительные работы к пусконаладке. В частности, проведены индивидуальные испытания оборудования, осуществлена поставка нефти в количестве 23 тысяч тонн, общий объем поставки нефти в апреле составит 35 тысяч тонн.
В условиях постоянно растущего спроса на дорожный битум в Казахстане модернизация Актауского завода «Caspi Bitum», одного из ключевых поставщиков отечественного битума в стране, является стратегически важной для развития автодорожной отрасли.
На период реализации проекта по модернизации завода было задействовано более 260 работников и 13 единиц спецтехники.
Асхат Хасенов поручил руководству ТОО «СП «Caspi Bitum» обеспечить безопасный пуск завода с выводом на технологический режим.
Напомним, производство модифицированного битума в Актау начали в 2015 году. В 2023 году сообщалось о снижении производства нефтепродукта в областном центре. Уже в 2024 году КМГ заявил о намерении ощутимо увеличить мощность битумного завода.
Казахстан переходит на новый стандарт дорожного покрытия
Служба центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан, 18.04.2025
В этом году в рамках дорожно-строительного сезона в Казахстане пройдет тестирование 79 новых материалов для дорожного строительства. Эти материалы уже прошли лабораторные испытания, и теперь их проверят на реальных участках дорог. Результаты покажут, какие технологии могут быть рекомендованы к применению, а какие не выдержат испытаний. Об этом во время пресс-конференции в СЦК сообщил вице-президент АО «КаздорНИИ» Ерик Амирбаев.
Так, по его словам, ученые «КаздорНИИ» вот уже второй год разрабатывают свою линейку современных технологий и материалов для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог под названием «QSmart», которая насчитывает уже более десяти продуктов. В этом году прошли испытания антигололедные реагенты, добавка для укрепления грунта, модификатор битума и асфальтобетонных смесей, пропиточный состав для цементобетонных покрытий, пылеподавляющие материалы.
Испытания проводятся в рамках Единой Базы RCMbase — цифровой платформы, которая собирает информацию о дорожно-строительных материалах, технологиях, лабораториях и производственных мощностях. На сегодня в реестр внесены 153 материала, 41 из них получили «зеленый» статус, что подтверждает их эффективность.
«Хотелось бы сказать о переходе на новый стандарт для дорожного покрытия. Это технология Superpave, которую мы внедряем в этом году. Она призвана повысить долговечность дорог и снизить затраты на их содержание. В 2025 году мы планируем построить 7 опытных участков в разных регионах Казахстана. Superpave адаптирована под эксплуатационные характеристики с учетом климатических условий», – пояснил спикер.
Он добавил, что Superpave — это система проектирования асфальтобетонных смесей, разработанная в США. Она учитывает климатические условия и интенсивность движения.
https://ortcom.kz/ru/novosti/1744961391
В Казахстане разрабатывают первую стратегию дорожной безопасности: какие технологии внедряют и как решают проблему кадров
Bizmedia, 18.04.2025
Министерство транспорта Казахстана анонсировало создание первой Национальной стратегии дорожной безопасности, сообщает Bizmedia.kz.
Новая инициатива направлена на снижение смертности на дорогах. Одновременно в стране стартует масштабное внедрение инноваций в сфере дорожного строительства, включая современные реагенты, новые материалы и цифровую диагностику мостов.
Заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МТ РК Анар Габдуллина сообщила, что Казахстан начал разработку первой в истории Национальной стратегии дорожной безопасности. Её цель — сократить количество жертв на дорогах страны.
Параллельно в отрасли внедряются инновации:
-
антигололёдные реагенты нового поколения;
-
органо-растворимая краска для разметки;
-
оборудование для производства полимерно-битумного вяжущего.
Диагностика мостов
Также в этом году запущена мобильная система экспресс-диагностики мостов, которая позволяет выявлять скрытые дефекты без остановки движения.
Казахстан делает ставку на повышение качества дорог и снижение аварийности. Впервые будет проведено полевое тестирование более 70 новых материалов. Это позволит внедрить самые эффективные решения в дорожной отрасли.
«Технологии экспресс-диагностики позволяют оперативно оценивать состояние мостов, не прибегая к закрытию движения. Это ускоряет инженерные решения и снижает затраты», — отметила Анар Габдуллина.
Планируется проводить тестирование новых строительных материалов.
«В этом году пройдёт тестирование 79 новых материалов для дорожного строительства. Мы проверим, какие из них выдерживают реальные условия, а какие — нет», — сообщил вице-президент АО «КаздорНИИ» Ерик Амирбаев.
По его словам, в рамках линейки «QSmart» будут испытаны реагенты, добавки для укрепления грунта, модификаторы битума, составы для бетона и пылеподавляющие средства.
Что будет дальше?
Все испытания проходят в рамках Единой цифровой платформы RCMbase. На сегодняшний день в реестре уже 153 материала, из которых 41 получил «зелёный» статус — знак эффективности.
Также с 2025 года Казахстан переходит на международную технологию дорожного покрытия Superpave («суперасфальт»), адаптированную под местный климат и трафик. Планируется строительство семи тестовых участков в разных регионах.
«Эта технология уже доказала свою эффективность в странах с похожими условиями», — пояснил Амирбаев.
Решение кадровых проблем
Возрождена отдельная программа бакалавриата по «Транспортному строительству», выделено дополнительно 800 госгрантов. Сегодня в транспортной сфере обучаются около 34 тысяч студентов — на 14% больше, чем в прошлом году.
Создан и цифровой банк специалистов дорожной отрасли — база Jolshy, где будут храниться данные обо всех профильных профессионалах.
Республика Узбекистан
В Самарканде обсуждаются меры по снижению пробок и развитию общественного транспорта
STV.UZ, 15.04.2025
Одной из приоритетных задач в Самарканде является снижение транспортной загруженности, обеспечение приоритета общественному транспорту и регулирование его движения.
В Управлении транспорта области состоялась встреча с рабочей группой, в состав которой вошли представители китайских компаний — «Jiangxi Tonglian Urban and Transport Planning and Design Institute» и «Shanghai Jiao Transport Design and Consulting». С узбекской стороны участие принял начальник отдела координации транспортных перевозок М.Узоков.
В ходе встречи стороны обсудили внедрение интеллектуальной транспортной системы, планирование автобусных маршрутов и их эффективное использование, организацию и управление парковочными зонами, а также вопросы обеспечения безопасности движения для пешеходов и транспортных средств.
Кроме того, участники встречи выехали на городские улицы для проведения визуального анализа текущей транспортной ситуации.
Республика Кыргызстан
Нефтеперерабатывающий завод в Баткене хотят запустить к Дню независимости
Спутник, 17.04.2025
В Баткене к Дню независимости КР планируется запустить нефтеперерабатывающий завод, сообщает областное полпредство.
Объект строят в селе Кок-Талаа Кадамджайского района. Это кыргызско-турецкое предприятие, где будут производить бензин Аи-92 и Аи-95, дизтопливо, битум, газ, а также смазочные материалы для автомобилей и другой техники.
Сырье для переработки будут доставлять с месторождения Бургонду в этом же районе. Производственная мощность предприятия составит 500 тонн нефти в сутки. Будут созданы 200 рабочих мест на самом заводе и 250 — на объекте по добыче нефти.
На строительство выделено 12 миллионов долларов, общая стоимость проекта — 78 миллионов долларов.
https://ru.sputnik.kg/20250417/batken-neftepererabatyvayuschiy-zavod-1093384764.html
Республика Таджикистан
Власти Таджикистана вводят больше льгот для импорта электромобилей
Спутник, 20.04.2025
Правительство Таджикистана создает условия для льготного импорта электромобилей в страну.
Согласно новым требованиям, импорт транспортных средств, работающих исключительно на электродвигателях, включая электромобили, электробусы и троллейбусы, будет освобожден от НДС и акциза, если с даты производства прошло менее 1 года.
Это предусмотрено Налоговым кодексом республики.
Данный закон вступит в силу через месяц после его официального опубликования — во второй половине мая.
Однако водители этого вида транспорта отмечают, что если такое требование будет введено, то стоимость транспортного средства также возрастет.
По словам автомобилиста, именно эти привилегии привлекли внимание к транспортным средствам.
«Благодаря этим льготам импорт и цены более-менее приемлемые. Естественно, что новый автомобиль, произведенный на заводе, будет дороже того, который сейчас импортируется», — сказал эксперт в интервью Sputnik Таджикистан.
Стоит отметить, что в республике предусмотрены льготы при ввозе электромобилей, такие как освобождение от таможенных пошлин и удобство эксплуатации.
Лицам, занимающимся импортом этих транспортных средств и строительством заправочных станций, гарантируется освобождение от уплаты налогов сроком на 10 лет.
Согласно правительственной программе, к 2030 году 30% от общего числа транспортных средств в стране должны быть электрическими.
В то же время правительство Душанбе также рассматривает возможность перевода всего пассажирского транспорта в столице на электромобили, соответствующее решение также принято в 2024 году.
Страна также предприняла усилия по производству таких транспортных средств.
Как ранее заявил министр промышленности и новых технологий Шерали Кабир на пресс-конференции, Таджикистан должен максимально использовать свои природные ресурсы и, учитывая наличие чистой воды и огромного энергетического потенциала, ему определенно следует двигаться в направлении использования и производства электромобилей.
«Вы видите, что количество электромобилей в стране, особенно в Душанбе, увеличивается, и вы знаете о возможностях и удобстве. Например, он в четыре-пять раз эффективнее и выгоднее с точки зрения финансов, а также является экологически чистым», – сказал министр индустрии и новых технологий.
Он добавил, что Таджикистан принял решение о запуске производства электромобилей внутри страны.
«Мы находимся в процессе расширения трех проектов с Китаем. Конечно, трансфер технологий из Китая не предполагается. Чтобы вы поняли, приведу пример Узбекистана. В этой стране сейчас реализуется проект с китайской компанией. Однако они сотрудничают по производству гибридных автомобилей, а технологии по производству электромобилей пока не переданы», — сказал Шерали Кабир.
Он добавил, что в настоящее время Таджикистан ведет переговоры с тремя китайскими компаниями.
https://tj.sputniknews.ru/20250420/tajikistan-lgota-import-elektromobily-1067057432.html
Минтранс объявил о планах по строительству мостов в регионах Таджикистана
Спутник, 21.04.2025
В Таджикистане успешно реализовано несколько инвестиционных проектов.
Об этом заявил министр транспорта республики Азим Иброхим на встрече с представителями международной финансовой организации.
По его словам, в республике успешно реализованы реконструкция автодороги Худжанд-Исфара и строительство нескольких мостов в Горно-Бадахшанской автономной области.
«При строительстве этих мостов использовались инновационные методы и высококачественные материалы, а также устанавливались габионы», — отметил министр.
Министр транспорта Таджикистана отметил, что приоритетными направлениями в транспортной сфере являются развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий.
Напомним, что недавно министр транспорта Таджикистана Азим Иброхим на расширенном заседании коллегии министерства сообщил, что в этом году начаты строительные работы на автодорогах Дангара – Гулистон (49 километров) и Гулистон – Фархор (29,6 километра).
По его словам, в текущем году по 5 другим проектам стоимостью 590,9 млн долларов будут сданы в эксплуатацию 23 автомобильных моста протяженностью 1,9 км, 3 тоннеля протяженностью 5,2 км, а также 180 км дорог международного и республиканского значения, в том числе автодорога Рогун – Обигарм – Нуробод, Калайхумб – Ванч – въезд в Рушанский район, участок от автодороги Душанбе – Рашт до поселка Рогун, тоннель «Истиклол».
По данным ведомства, в настоящее время по линии Минтранса реализуется 12 инвестиционных проектов общей стоимостью 1,7 млрд долларов.
https://tj.sputniknews.ru/20250421/mintrans-stroitelstvo-most-region-tajikistan-1067064809.html