Дайджест новостей стран СНГ (20.01.2025)

20.01.2025 Просмотров: 67

Республика Кыргызстан

В Бишкеке троллейбусы переделают в электробусы

BULAK.KG, 13.01.2025

В Бишкеке 52 троллейбуса переделают в электробусы, сообщил заместитель мэра Жамалбек Ырсалиев. По его словам, часть троллейбусов, согласно постановлению Бишкекского городского кенеша, была передана в Ош.

«Оставшиеся в Бишкеке троллейбусы будут реконструированы: на них установят батареи, превратив их в электробусы. Эти троллейбусы были выпущены в 2017 году, и их технические характеристики позволяют переоборудовать их в электробусы», – отметил он.

Напомним, в Бишкеке намерены ликвидировать троллейбусы и заменить их электробусами. Мэрия начала демонтаж троллейбусной сети 19 июня. Неравнодушные граждане создали петицию и направили письма в мэрию, а также они продолжают бороться за сохранение троллейбусов в столице. Тем временем мэрия продолжала по ночам демонтировать троллейбусную контактную сеть.

https://bulak.kg/2025/01/13/v-bishkeke-trollejbusy-peredelayut-v-elektrobusy/

 

Республика Узбекистан

В столицу завезут тысячу автобусов, а на остановках установят почти 700 инфокиосков для покупки билетов

Podrobno.uz, 13.01.2025

В этом году планируется разместить 675 инфокиосков на столичных автобусных остановках для покупки одноразовых билетов с QR-кодом. Также для Ташкента должны закупить 1000 новых автобусов.

Отмечается, в 2023 году хокимият Ташкента подписал соглашение с китайской BYD на закупку электробусов. Напомним, что компания также планировала запустить сборку электробусов в Узбекистане.

После пополнения к концу этого года столичный автопарк будет насчитывать 2900 автобусов.

Напомним, что с 1 января 2025 года в столичных автобусах полностью прекратился прием наличных средств. Оплата проезда теперь осуществляется только в безналичной форме. Стоимость разовой поездки составляет 3000 сумов, а при электронном оплате – 1700 сумов.

Для покупки билетов за наличные более 5 тысяч точек в Ташкенте были оснащены киосками Paynet, MultiPay и Oson, из которых лишь 769 размещены непосредственно на остановках.

https://podrobno.uz/cat/obchestvo/v-stolitsu-zavezut-tysyachu-avtobusov-a-na-ostanovkakh-ustanovyat-...

 

Узбекистан впервые в Центральной Азии приступает к строительству новой трамвайной линии в Ташкенте

Аrbatmedia.kz, 15.01.2025

Узбекистан приступает к масштабной модернизации общественного транспорта, включая строительство новой трамвайной линии в Ташкенте и закупку сотен электробусов. Новая трамвайная линия станет первой в Центральной Азии, построенной за последние десятилетия.

В Ташкенте начнут разрабатывать технико-экономическое обоснование (ТЭО) для строительства новой трамвайной линии, что станет важной частью Государственной программы Узбекистана на 2025 год.

Проект направлен на расширение сети рельсового транспорта и повышение его доступности для горожан. Программа, открытая для общественного обсуждения, направлена на переход на экологически чистые виды топлива и модернизацию общественного транспорта.

Кроме строительства новой трамвайной ветки в Ташкенте планируют закупить 200 электробусов и установить соответствующую зарядную инфраструктуру.

Отмечается, что меры помогут значительно сократить уровень вредных выбросов в атмосферу и улучшить экологическую ситуацию в столице.

Подобные меры предусмотрены и для других городов Узбекистана. В рамках программы предполагается приобрести 50 электробусов для Нукуса, 250 для Самарканда и 50 для Намангана. Всего на закупку запланировано 350 электробусов. Разработка ТЭО для этих проектов позволит выбрать оптимальные технические характеристики транспорта и зарядных станций, а также оценить их экономическую целесообразность.

Также, в рамках программы, обновления ждёт троллейбусный парк. Для маршрута «Ургенч-Хива» будут закуплены 10 новых троллейбусов, что повысит комфорт перевозок между городами. Меры направлены на улучшение качества общественного транспорта и снижение экологической нагрузки на окружающую среду.

Напомним, в 2015 году в Алматы, несмотря на резкую критику общественников, экологов и жителей, было окончательно закрыто единственное в мегаполисе трамвайное депо, открытое в 1937 году. Изначально объект был выведен из госсобственности, в 2006 году продан в частные руки, а перед продажей капитально отремонтирован.

https://arbatmedia.kz/evraziya/uzbekistan-vpervye-v-centralnoi-azii-pristupaet-k-stroitelstvu-novoi-...

 

Компания из ОАЭ запустит аэротакси в Ташкенте

Русские Эмираты, 16.01.2025

Компания JETEX из Объединенных Арабских Эмиратов подписала Меморандум о сотрудничестве с Министерством транспорта Узбекистана о запуске в Ташкенте первой и единственной на территории СНГ службы FBO.

В рамках меморандума компания JETEX, занимающаяся частными авиаперевозками, реализует в аэропорту «Ташкент-Восточный» инвестиционный проект по организации обслуживания VIP и CIP клиентов на основе государственно-частного партнерства в форме FBO.

В рамках данного проекта будут налажены услуги по ремонту, продаже и хранению в сфере бизнес-авиации, а также внедрены услуги VIP-такси, что положительно скажется на развитии туристической отрасли.

Благодаря проекту не только повысится туристическая Ташкента для состоятельных туристов, но и будет создано более 200 высококвалифицированных рабочих мест в сфере бизнес-авиации. Компания Jetex была основана в 2005 году и создала глобальную сеть с 30 бизнес-объединениями на 5 континентах.

https://russianemirates.com/news/uae-news/kompaniya-iz-oae-zapustil-aerotaksi-v-tashkente/

 

Республика Беларусь

В Минске появится синяя разметка

Точка – белорусский портал, 14.01.2025

В Минске зоны платной парковки решили сделать более заметными. Разметка в некоторых местах теперь будет синего цвета.

Как рассказали в столичной Госавтоинспекции, пока это эксперимент. Наносить новую разметку начнут весной. Причем будут использовать не только эмаль, но и пластик.

Начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Бабич напомнил, что в Правилах дорожного движения для обозначения горизонтальной разметки предусматриваются белый, желтый и красный цвета.

«Мы же по согласованию с главным управлением ГАИ МВД Беларуси в тестовом режиме начнем применять еще и синий цвет. Во многих странах и, в частности, в некоторых городах Российской Федерации такое уже практикуется», – сказал он.

По мнению представителя Госавтоинспекции, синяя разметка поможет ориентироваться, если водитель не обратил внимания на дорожный знак.

Сейчас на платных парковках Минска могут разместиться более 560 автомобилей. В будущем количество машино-мест планируется увеличить до 10 тыс.

https://tochka.by/articles/drive/zony_platnoy_parkovki_budut_vydelyat_inache_interesnyy_eksperiment/

 

Первые белорусские электрокары проходят испытания

Комсомольская правда Беларусь, 14.01.2025

Первая пятерка опытных белорусских электрокаров проходит технические испытания, а также получает коммерческую оценку. Следующий шаг – это выход автомобиля в серию. Указанный проект реализуется по поручению президента Беларуси Александра Лукашенко, является совместным детищем белорусских ученых и практиков.

Генеральный директор «Белджи» Геннадий Свидерский обратил внимание на то, что были найдены отечественные поставщики десятков как комплектующих, так и материалов. Он заметил, что важным является тот факт, чтобы в процессе импортозамещения не пострадали качество, кошелек покупателя.

Эксперты, изучив ситуацию на рынке электромобилей в Беларуси, убеждены в том, что имеющиеся компетенции дадут возможность создать достойный автомобиль. Сказано, что в основе белорусского электрокара – аналог на ДВС, во многом удешевляющий и ускоряющий реализацию данного проекта.

«Создатели надеются, что это станет началом эры электромобилей отечественного производства в стране», – говорится в сообщении.

Заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту ГНУ «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» Александр Белевич назвал в числе компонентов, которые составляют наибольшую наукоемкость и цену в электрокаре, тяговый электропривод и электробатарею.

Он напомнил, что компетенции, касающиеся производства указанных изделий, до настоящего времени отсутствовали в Беларуси.

Вся конструкторская документация, все программное обеспечение, силовая электроника — это разработки нашего института.

Белевич добавил, что еще один важный момент – автомобиль будет адаптирован под суровые климатические условия страны.

https://www.belarus.kp.ru/online/news/6180206/

 

Минприроды отметило сокращение негативного влияния транспорта на состояние воздуха

Белта, 15.01.2025

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк в пресс-центре БЕЛТА перечислил ключевые факторы, которые способствовали минимизации негативного влияния транспортной сферы на состояние атмосферного воздуха.

Во-первых, для снижения отрицательного воздействия транспорта на атмосферный воздух в Беларуси с 2016 года реализуются виды топлива, соответствующие экологическому классу К5.

Во-вторых, белорусскими производителями освоен выпуск техники, соответствующей экологическим стандартам Евро-5 и Евро-6, обновляются транспортные парки, активно развивается пассажирский электротранспорт - электробусы, троллейбусы, трамваи, электропоезда.

Большое внимание, по наблюдениям главы Минприроды, уделяется в стране и созданию инфраструктуры для беспрепятственного и безопасного движения, стоянки, хранения и сервисного обслуживания велосипедов, самокатов и других средств персональной мобильности.

Отметил Сергей Масляк и значительный рост использования электротранспорта в республике: с 40 автомобилей в 2017 году до 21 тыс. авто в текущем. К слову, по итогам 2023 года количество выбросов от мобильных источников составило 408 тыс. т, сократившись относительно уровня 2022 года на 8,3 тыс. т, или на 2%. За пятилетний период выбросов от транспорта стало меньше на 6,2%.

https://belta.by/society/view/minprirody-otmetilo-sokraschenie-negativnogo-vlijanija-transporta-na-s...

 

Белорусы стали чаще пользоваться общественным транспортом

Sputnik Беларусь, 16.01.2025

В 2024 году общественный транспорт Беларуси перевез более 1,6 млрд пассажиров, свидетельствуют данные Национального статистического комитета.

«Услугами пассажирского транспорта воспользовались 1,643 млн человек, или 104,6% к уровню 2023 года», – говорится в сообщении ведомства.

Пассажирооборот составил 25,4 млн пассажиро-километров и увеличился на 9,1% относительно предыдущего года.

В 2023-м белорусы совершили более 1,56 миллиарда поездок на общественном транспорте. Больше всего перевезли автобусы, электробусы, маршрутки – 937 млн пассажиров. При этом более 355 млн человек воспользовались услугами троллейбусов и трамваев, свыше 230 млн человек предпочли метро, около 63 млн – поезда. Самолетами передвигались в 2023 году 1,7 млн белорусов.

В прошлом году контролеры задержали в пассажирском транспорте Минска более 100 тысяч безбилетников. Общая сумма штрафа превысила три миллиона рублей. При этом в 2023-м в белорусской столице выявили 112,6 тысячи «зайцев».

Ранее власти Минска в контексте высоких цен на такси посоветовали гражданам пересаживаться на общественный транспорт, который в разы дешевле.

https://sputnik.by/20250116/belorusy-stali-chasche-polzovatsya-obschestvennym-transportom-1092728044...

 

Грузия

Для объездной дороги Тбилиси построят новый 3,4-километровый тоннель

Арменпресс.am, 15.01.2025

Строительство нового четырехполосного участка с тоннелем планируется для объездной дороги Тбилиси. Об этом говорится в документах министерства регионального развития и инфраструктуры страны.

Участок дороги будет пролегать от села Цицамури до окраинного района Тбилиси Авчала. При этом, в рамках строительства дороги, будет проложен 3,4-километровый тоннель. Согласно проекту, объездная дорога длиной 50 километров и будет начинаться от Мцхета и через тоннели соединяться с районами Тбилисского моря, Авчала и Глдани и через пригород Тбилиси Лило идти в сторону Рустави.

Строительство дороги уже получило положительный отзыв в рамках оценки воздействия на окружающую среду. Для прокладки тоннелей не будут использоваться взрывные работы. Когда будет объявлен тендер на строительство новой дороги, неизвестно.

Объездная дорога в Тбилиси стала необходима, чтобы разгрузить движение грузового транспорта в городе и сократить число пробок на фоне растущего трафика.

https://armenpress.am/ru/article/1209583

 

Республика Казахстан

Правила записи на экзамен по вождению изменились в Казахстане

Tengri auto, 17.01.2025

Запись на экзамены для получения водительского удостоверения теперь осуществляется только через мобильное приложение «ЦОН».

Для записи на теоретический или практический экзамен необходимо пройти двухфакторную аутентификацию: сначала биометрическую идентификацию, а затем подтвердить личность с помощью SMS-кода с номера 1414. После этого кандидат выбирает вкладку «Запись на экзамен по теории» или «Запись на экзамен по практике». SMS-код отправляется на активный номер телефона, зарегистрированный в Базе мобильных граждан.

Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо предварительно подать заявку в специализированном центре обслуживания населения и получить номер заявки.

Ранее запись на экзамены велась через сайт booking.gov4c.kz, но теперь эта функция перенесена в приложение. Тем не менее сайт продолжит работать.

Кроме записи на экзамены, через приложение можно забронировать посещение ЦОНа, получить талон электронной очереди, найти нужный центр и ознакомиться с актуальными вопросами.

https://tengrinews.kz/autonews/pravila-zapisi-ekzamen-vojdeniyu-izmenilis-kazahstane-559997/

 

В Казахстане могут отменить регулирование цен на бензин и дизель

Tengri auto, 17.01.2025

Министерство энергетики объявило о планах поэтапной либерализации цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), чтобы устранить ценовой разрыв с соседними странами и минимизировать риск «серого» экспорта. Соответствующий документ появился на сайте «Открытые НПА».

Как объясняют в Минэнерго, государственное регулирование цен привело к тому, что Казахстан стал страной с наименьшей стоимостью ГСМ среди соседних стран, «что приводит к высоким рискам перетоков и «серого» экспорта нефтепродуктов в данные страны и провоцирует дефицит».

Необходимость поэтапной либерализации цен при первоочередной поддержке социально уязвимых слоев населения обусловлена:

– перетоками и «серым» экспортом нефтепродуктов;

– экономической целесообразностью проектов развития нефтедобычи и расширения крупнейших в Центральной Азии НПЗ с 18 до 28 миллионов тонн в год, что позволит создать новые рабочие места и обеспечить бюджетные программы.

Как отмечают в министерстве, в Казахстане цена бензина АИ-92 за литр составляет 205 тенге, в России – 288 тенге, в Кыргызстане – 385 тенге, в Узбекистане – 489 тенге. Дизельное топливо в Казахстане стоит 295 тенге за литр, в Российской Федерации – 355 тенге, в Кыргызстане – 427 тенге, в Узбекистане – 528 тенге.

Разница в ценах достигает 40-138 процентов на бензин и 20-79 процентов на дизель. Это, как поясняют в Минэнерго, провоцирует нелегальный вывоз топлива за рубеж, создает дефицит на внутреннем рынке и тормозит модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли.

Переход на устойчивую модель ценообразования, как уверяют в Минэнерго, не только поможет модернизировать отрасль, но и обеспечит более стабильную ситуацию на внутреннем рынке. По данным ведомства, основными принципами станут постепенность и предсказуемость любых изменений. Для сельхозпроизводителей будет обеспечен доступ к дизельному топливу по прозрачным схемам и приемлемым ценам, а для граждан предусмотрены меры социальной поддержки.

«Министерство энергетики совместно с заинтересованными органами усилит контроль на рынке, обеспечит исполнение законодательства и бесперебойные поставки топлива на внутренний рынок», – заявили в ведомстве.

С начала мая 2024 года в Казахстане действуют дифференцированные цены на горюче-смазочные материалы. Как нам ответили, на сегодняшний день действует приказ министра энергетики Республики Казахстан от 4 мая 2024 года номер 25, устанавливающий дифференцированные цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ).

https://tengrinews.kz/autonews/kazahstane-mogut-otmenit-regulirovanie-tsen-benzin-dizel-560015/