Дайджест новостей стран СНГ (05.08.2024)

05.08.2024 Просмотров: 59

Республика Азербайджан

У одной из станций бакинского метро создан новый транспортный хаб

Тренд, 29.07.2024

В Баку на южном выходе станции метро «Кероглу» создан новый мультимодальный центр транспортного обмена, соединяющий автобусную остановку, станцию метро, железнодорожную станцию, стоянку такси, пункт личного и общественного транспорта (park and ride).

Об этом сообщили Trend в понедельник в министерстве цифрового развития и транспорта Азербайджана.

Благодаря созданному мультимодальному хабу будет обеспечено удобное использование пассажирами различных видов транспорта на территории, предотвращено хаотичное движение транспорта, а также облегчен доступ автобусов к главной магистрали.

На южном выходе станции метро рядом с железнодорожной станцией создана автобусная остановка с 3 перронами. Для легковых автомобилей организовано около 200 парковочных мест типа «park and ride». Создана стоянка для легковых автомобилей такси. В то же время на территории предусмотрена установка заправочных пунктов для автобусов с электродвигателями.

Отметим, что на начальном этапе здесь предусмотрена работа около 200 автобусов по 15 регулярным маршрутам.

https://www.trend.az/azerbaijan/society/3928414.html

 

В Карабахе будут выпускать зарядные устройства для электромобилей

Спутник, 31.07.2024

С 2025 года резидент Агдамского промпарка – «ООО Eel Electric» – впервые в Азербайджане будет производить зарядные устройства для электромобилей.

Ожидается, что зарядные станции для электромобилей будут установлены по всей стране. Для полной подзарядки одного транспортного средства потребуется около 45 минут, заявили Sputnik Азербайджан в компании.

В настоящее время компания на 85% завершила работы по организации производства электрораспределительного оборудования и электрических розеток. Известно, что оборудование для предприятия привезено из Турции и стран Европы.

Также предприятие будет производить внутренние и внешние распределительные устройства напряжением 35/10 кВ, силовые щиты и панели управления напряжением 0,4 кВ, конденсаторные устройства, трансформаторные подстанции различной мощности.

Отметим, что на предприятии, созданном на территории Агдамского промпарка площадью 1,7 га, будут обеспечены постоянной работой 70 человек. Производимую продукцию планируется широко использовать в строительных и монтажных работах, проводимых в Карабахе.

Напомним, о том, что после повышения цен на топливо привлекательность электромобилей в Азербайджане возросла, заявил эксперт по транспортным вопросам Эльданиз Джафаров.

По словам специалиста, за последнее время в стране вырос интерес к электрическим и гибридным авто. Поскольку повышение цен на топливо даже на 10-20 гяпиков заметно влияет на финансовое положение большей части населения, автомобилисты начинают отдавать предпочтение тем машинам, эксплуатация которых позволяет экономить на топливе.

Эксперт отметил, что для стимулирования покупки электромобилей необходимо ускорить строительство соответствующей инфраструктуры. Хотя интерес к электрокарам и «гибридам» растет, отсутствие зарядных станций отбивает у людей желание покупать их.

https://az.sputniknews.ru/20240731/v-karabakhe-budut-vypuskat-zaryadnye-ustroystva-dlya-elektromobiley-466408335.html

 

Республика Узбекистан

В Ташкенте «поумнеют» 1,7 тыс. автобусов

Курсив, 29.07.2024

В Ташкенте около 1,7 тыс. автобусов переведут на интеллектуальную транспортную систему (IVMS), сообщила пресс-служба «Тошшахартрансхизмат».

Оптимизирована база данных, введены дополнительные функции, такие как резервное копирование программного обеспечения.

Система интегрирована с Google Maps, чтобы пассажиры могли отслеживать движение автобусов в режиме реального времени.

«В ближайшие дни пассажиры смогут воспользоваться всеми преимуществами IVMS при планировании маршрута», — заявили в пресс-службе.

Ранее сообщалось, что туроператоров освободили от таможенных пошлин при ввозе автобусов.

https://uz.kursiv.media/2024-07-29/okolo-17-tys-avtobusov-stanut-umnee/

 

Республика Казахстан

Доля экологичного общественного транспорта Алматы достигнет 70% в 2024 году – Досаев

Власть, 30.07.2024

Глава государства Касым-Жомарт Токаев принял акима Алматы Ерболата Досаева, который доложил о предварительных итогах социально-экономического развития города за первое полугодие.

В частности, Досаев сообщил, что инвестиции в основной капитал выросли на 15,8%, составив 714,8 млрд тенге, частные инвестиции увеличились на 21,1%, и по итогам года ожидается привлечение 2 трлн тенге инвестиций.

За полгода в мегаполисе создано 32,7 тыс. рабочих мест, 75% из них постоянные.

Также Досаев заявил, что в этом году доля экологичного общественного транспорта в городе увеличится с 53,7% по итогам 2023 года до 70%. Это произойдет за счет закупа 600 газовых автобусов, 100 электробусов, 112 троллейбусов и полного обновления троллейбусного парка.

Докладывая о выполнении поручения президента по созданию резервной схемы водоснабжения верхней части города, Досаев сообщил, что завершено строительство и введены в эксплуатацию шесть новых скважин и 1,5 км магистрального трубопровода. Мощность резервной схемы увеличена на 60%, что позволит обеспечить бесперебойным водоснабжением 50 тыс. жителей Медеуского района.

Кроме того, аким города рассказал, что в этом году завершится строительство четырех центров первичной медико-санитарной помощи, будет проведен капитальный ремонт 12 поликлиник, а до конца года будет спроектировано 11 новых центров ПМСП и поликлиник.

А для снижения дефицита ученических мест до конца года будет открыто восемь школ на 3,7 тыс. мест, финансируемых из местного бюджета, и 10 частных школ на 6,4 тыс. мест.

В свою очередь Токаев поручил уделить особое внимание развитию обрабатывающей промышленности и дальнейшему увеличению доходов за счет роста доли малого и среднего бизнеса в рамках диверсификации экономики Алматы.

https://vlast.kz/novosti/61251-dola-ekologicnogo-obsestvennogo-transporta-almaty-dostignet-70-v-2024-godu-dosaev.html

 

В Казахстане пересмотрены требования к строительству дорог

Акмолинская правда, 31.07.2024

В ходе заседания Правительства с докладом об обеспечении безопасности на дорогах, состоянии транспортной инфраструктуры и о дорожно-ремонтных работах выступил министр транспорта РК Марат Карабаев.

В текущем году дорожно-ремонтными работами охвачено 12 тыс. км дорог. На 7 тыс. км работы будут завершены полностью в текущем году. Среди них такие важные участки, как Алматы – Караганда, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Актобе – Атырау – Астрахань и Мерке – Бурылбайтал. Эти дороги будут переведены в I и II технические категории, что позволит повысить уровень дорожной безопасности.

«Для обеспечения безопасного движения на республиканских дорогах 3 200 км дорог переведены на четырехполосное движение. Установлено более 5 тыс. кв. м специальных полос, 630 дорожных знаков, обеспечивающих освещение и 1 230 дорожных буферов», – доложил Марат Карабаев.

В целях исключения дорожных происшествий с пешеходами было построено 52 обхода городов и населенных пунктов и 32 надземных перехода. Кроме того, для предотвращения выхода животных на дорогу построено 1 500 км ограждений и 319 скотопрогонов.

Пересмотрены требования к строительству дорог: сейчас работы по реконструкции всех новых проектов разделены на 2 этапа. Первый – строительство новой дороги рядом с существующей дорогой, второй – ремонт существующей дороги. При этом расстояние между дорогами должно быть более 50 метров, то есть при строительстве нет необходимости строить объездную дорогу.

До начала строительства по проектам будет проведен аудит безопасности дорожного движения в соответствии с международными стандартами, что в свою очередь позволяет определить аварийно-опасные участки и принимать решения.

Постоянно ведется работа по контролю скорости транспорта. В прошлом году камеры на платных дорогах были интегрированы с системой ЕРАП. Автоматическое наложение штрафов за превышение скорости снижает количество нарушений водителями скоростного режима.

«Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий является несоблюдение скоростных требований, что составляет 37% от общего числа аварий. Камеры, установленные на платных дорогах, имеют возможность определить среднюю скорость. К примеру, на дороге Астана – Бурабай зафиксирована средняя скорость движения транспортных средств 180 км в час, при этом по требованию не должна превышать 140 км/ч», – констатировал министр.

В связи с этим в Сенате Парламента рассматривается законопроект «О введении требований к средней скорости автотранспорта». Закон планируется принять в октябре.

Также министр доложил, что до конца текущего года 5 400 км дорог будут обеспечены камерами, определяющими среднюю скорость движения транспорта. В настоящее время совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел прорабатывается механизм автоматического наложения штрафов на устанавливаемых камерах.

«Особое внимание уделяется состоянию транспортных средств. На сегодняшний день по Казахстану работают 950 операторов технического осмотра. За 6 месяцев текущего года техосмотр прошли 1,8 млн транспортных средств, более 23 тыс. признаны технически непригодными. В рамках законопроекта, находящегося в Сенате Парламента, для исключения проведения фиктивного технического осмотра предусмотрено лишение разрешения операторов технического осмотра и увеличение размера штрафа с 10 МРП до 100 МРП», – доложил Марат Карабаев.

Подчеркнуто, что данные меры позволят исключить нарушения законодательства при прохождении техосмотра.

https://apgazeta.kz/2024/07/31/v-kazahstane-peresmotreny-trebovaniya-k-stroitelstvu-dorog/

 

Казахстан опережает соседей по доступности цен на собственный полипропилен

Inbusiness.kz, 02.08.2024

В ходе рабочей поездки в Атыраускую область премьер-министр Олжас Бектенов ознакомился с развитием промышленности региона. Посещены индустриальные компании, предприятия нефтегазохимического сектора. Проверено исполнение поручений президента по диверсификации экономики и отходу от сырьевой направленности экспорта посредством перехода к глубокой переработке, росту внутристрановой ценности продукции, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу правительства.

Атырауская область является ведущим регионом страны в сфере нефтегазохимии. Здесь сосредоточено до 80% запасов нефти, расположены крупнейшие месторождения Тенгиз и Кашаган. На последнем в настоящее время реализуется крупный инвестиционный проект по строительству газоперерабатывающего завода ТОО GPC INVESTMENT проектной мощностью порядка 1 млрд куб. м в год. Главе правительства доложили, что работы ведутся в рамках национальной программы переработки сырого газа. На сегодня строительно-монтажные работы завершены на 11%, при этом общая готовность объекта достигает 23%.

Олжас Бектенов подчеркнул важность реализуемого компанией QazaqGaz совместно с катарскими инвесторами проекта. Ввод завода в эксплуатацию позволит направить дополнительные объемы газа в регионы страны. Глава правительства поручил министерству энергетики и QazaqGaz ускорить темпы строительства предприятия с завершением до конца 2026 года.

Премьер-министру также доложили о планах одного из крупнейших предприятий нефтегазовой отрасли North Caspian Operating Company (NCOC) по реализации проекта строительства трубопровода, который позволит обеспечить транспортировку сырья с месторождения Кашаган на завод. Так, на сегодня NCOC в сотрудничестве с QazaqGaz работает над поставкой до 700 тыс. тонн сжиженного углеводородного газа в год на рынок и завершает строительство инфраструктуры трубопровода, который обеспечит транспортировку 1 млрд куб. м газа в год. В свою очередь, проект Фазы 2A предполагает транспортировку 2,5 млрд куб. м газа в год, а Фаза 2B – 6 млрд куб. м. Реализуемые проекты также направлены на увеличение внутренних поставок газа в Казахстане.

Олжас Бектенов посетил завод по производству полипропилена ТОО Kazakhstan Petrochemical Industries Inc. (KPI). Интегрированный газохимический комплекс является первым в стране проектом по переработке сырья с месторождения Тенгиз мощностью 500 тысяч тонн полипропилена в год. С момента запуска завода произведено 341,4 тыс. тонн гранулированного полипропилена.

Главе правительства доложили, что с момента запуска предприятия в 2022 году стоимость на полипропилен в Казахстане стабильно снижалась – с 650 тыс. на начальном этапе работы завода до нынешних 450 тыс. тенге за тонну. На сегодня, по данным «Маркет Репорт», это наименьшее значение по сравнению с Россией, где цена достигает 1280 долларов за тонну, Беларусью – 1295 долларов, Узбекистаном – 1090 долларов. Основная задача завода – покрытие внутренних потребностей. Так, в 2022 году доля предприятия KPI в структуре рынка полипропилена Казахстана составляла 2%, при этом импорт достигал 63%. Ко второму кварталу текущего года соотношение изменилось: доля завода выросла почти в 25 раз – до 49%, импорт снизился до 22%. За прошедшие 6 месяцев KPI произвел 133 тыс. тонн продукции, план на 2025 год – 507 тыс. тонн полипропилена. Казахстанское предприятие превосходит по мощностям производства Узбекистана в 5 раз (100 тыс. тонн), Турции – в 3,5 раза (144 тыс. тонн), Туркменистана – почти в 3 раза (171 тыс. тонн), Азербайджана – в 2,7 раза (180 тыс. тонн).

«На внутреннем рынке надо стремиться обеспечивать реализацию продукции по низкой стоимости. Наша приоритетная задача – поддержка отечественных производителей. Важно, чтобы с вашей продукцией малые и средние предприятия дальше развивались. Поэтому готовую продукцию необходимо в первую очередь отгружать на внутренний рынок, имеющиеся излишки направлять на экспорт. Надо будет эту политику жестче проводить, так как предприятие KPI играет важную роль в развитии экономики всей страны», — отметил Олжас Бектенов.

На заводе сырье проходит глубокую переработку. Налажен выпуск 10 марок полипропилена, которые незаменимы в отраслях строительства, медицины, автомобилестроения, пищевой и текстильной промышленности.

В рамках посещения предприятия по производству полипропилена главе правительства представили проект реконструкции автодороги Доссор – Атырау. Участок магистрали республиканского значения Актобе – Атырау – Астрахань протяженностью 86 км предлагается расширить до 4 полос. Выпускаемый на заводе KPI полипропилен используется при строительстве дорог для повышения прочности и улучшения эксплуатационных качеств в целом. Таким образом, применение заводской продукции планируется масштабировать для строительной отрасли.

В Атырау премьер-министр ознакомился с текущим состоянием и планами по развитию нефтеперерабатывающего завода. АНПЗ с проектной мощностью 5,5 млн тонн в год на сегодня выпускает до 35 видов нефтепродуктов. За прошедшие семь месяцев текущего года объем переработки сырья составил 3,4 млн тонн.

На АНПЗ глава правительства ознакомился с технологическим процессом производства ароматических углеводородов и глубокой переработки нефти. Данные комплексы были построены в ходе трехступенчатой модернизации в период с 2003 по 2018 год, что позволило запустить производство бензола и параксилола, довести качество топлива до экологического класса К4/К5, увеличить глубину переработки до 90%. С учетом предстоящих осенних полевых работ глава правительства поручил обеспечить стабильную выработку и отгрузку дизельного топлива для сельхозтоваропроизводителей в полном объеме.

«По итогам полугодия мы видим снижение нефтедобычи на 1,6%. В то же время мы растем в других отраслях экономики. Устойчивый рост сохраняется в обрабатывающей промышленности, по итогам 6 месяцев показатель находится на уровне 5,1%. Объем строительных работ увеличился на 8,6%, транспорт и складирование – на 7,3%, информация и связь – 8,7%. Экономика страны должна развиваться с упором на обрабатывающую промышленность, отходя от сырьевой зависимости», — подчеркнул Олжас Бектенов.

В разрезе отраслей обрабатывающей промышленности обеспечен рост производства в машиностроении на 9,4%, производстве металлических изделий – на 30,3%, химической промышленности – на 5,3%.

Премьер-министру также презентовали планы по дальнейшей модернизации нефтеперерабатывающего завода. Особое внимание уделено экологическим вопросам – снижению воздействия на воздух, грунтовые воды, флору и фауну. В рамках разработанного по поручению главы государства проекта «Тазалык» предусмотрена реконструкция механических очистных сооружений и канала нормативно-очищенных стоков, а также рекультивация полей испарения. Часть работ на сегодня завершена. Так, по итогам реконструкции эффективность очистки сточных вод достигла 96%, содержание нефтепродуктов не превышает 25 мг/л. На полях испарения рекультивировано 431 га земель. В целом в регионе с учетом развития нефтепереработки принимается комплекс мер для стабилизации экологической ситуации, доложил аким Атырауской области Серик Шапкенов. В частности, проведена реконструкция очистных сооружений, к 2025 году мусорные полигоны будут полностью приведены в соответствие с санитарными требованиями.

На примере завода «Жигермунайсервис» глава правительства ознакомился с темпами развития в регионе отрасли машиностроения. На сегодня доля обрабатывающей промышленности области составляет порядка 10%. При этом машиностроительная отрасль с учетом локальной специфики предоставляет товары и услуги преимущественно для нефтегазовой деятельности.

Так, «Жигермунайсервис» является одним из основных предприятий в Казахстане по производству инновационных продуктов для нефтедобычи и переработки, а также лидером по сервису бурения. Перспективное направление для развития – выпуск оборудования для предприятий горнорудного сектора. На сегодня завод уже запустил производство буровых инструментов для буровзрывных работ, доложил директор «Жигермунайсервиса» Эльдар Байболов.

Предприятие обладает мощным производственным потенциалом, включая сервисное, металлорежущее, кузнечное, сварочное оборудование, 10 тыс. высококвалифицированных сотрудников. В этой связи Олжас Бектенов подчеркнул необходимость масштабирования производства и наращивания мощностей для покрытия внутренних потребностей рынка.

https://inbusiness.kz/ru/news/kazahstan-operezhaet-sosedej-po-dostupnosti-cen-na-sobstvennyj-polipropilen

 

Республика Таджикистан

Таджикистан намерен запустить производство электромобилей с участием китайских компаний

Авеста, 05.08.2024

Власти Таджикистана намерены запустить производство электромобилей на территории страны в рамках сотрудничества с зарубежными партнёрами. Об этом заявил министр промышленности и новых технологий Таджикистана Шерали Кабир на пресс-конференции.

По словам Шерали Кабира, ведутся активные переговоры с тремя китайскими компаниями по передаче технологий производства электромобилей. «Как только будет выбран партнёр, мы приступим к запуску производственного процесса», — отметил министр.

Он также подчеркнул, что Таджикистан обладает значительными запасами водных ресурсов, а также энергетическими и литиевыми мощностями, что создаёт благоприятные условия для производства электромобилей. «Производство и использование электромобилей способствует внедрению экологически безопасных технологий и снижению уровня загрязнения воздуха», — добавил Шерали Кабир.

Кроме того, он отметил, что климатические условия Таджикистана, в частности, тёплая погода, являются дополнительным преимуществом для эксплуатации электромобилей, так как в холодных условиях значительная часть энергии тратится на обогрев салона автомобиля.

Проект по производству электромобилей станет частью реализации концепции перехода города Душанбе на электротранспорт, принятой в рамках «Программы развития электротранспорта в Республике Таджикистан на 2023-2028 годы». Согласно этому документу, до 1 сентября 2025 года все прокатные компании в Душанбе должны будут заменить свой автопарк на электротранспорт.

В рамках визита председателя Маджлиси милли Маджлиси Оли Таджикистана, председатель города Душанбе Рустама Эмомали в Китай, который прошёл с 20 по 23 августа 2023 года, был подписан Меморандум о взаимопонимании между таджикской компанией «Авесто Групп» и китайской компанией «Джинчуэн» по созданию совместного предприятия для производства электромобилей в Таджикистане мощностью 1500 автомобилей в год. 

https://avesta.tj/2024/08/05/tadzhikistan-nameren-zapustit-proizvodstvo-elektromobilej-s-uchastiem-kitajskih-kompanij/