Дайджест новостей РФ (26.05.2025)

26.05.2025 Просмотров: 55

В России появится новый эталон тока для зарядки электромобилей

Газета.ru, 18.05.2025

Российские ученые-метрологи работают над новым эталоном тока для сети станций сверхбыстрой зарядки электротранспорта. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Росстандарта.

«В рамках опытно-конструкторской работы создается исходный эталон единицы мощности постоянного тока и усовершенствуются методы передачи электрических величин (ампера, вольта, ватта) к широкому парку рабочих многофункциональных эталонов электроэнергетических величин», — говорится в сообщении пресс-службы.

В Росстандарте добавили, что по итогам работ в стране появится фундамент единой метрологической базы. С его помощью в РФ будет осуществляться проверка всех типов зарядных станций. Это, в свою очередь, ускорит внедрение электротранспорта в России, отметили в пресс-службе.

13 мая директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков сообщил, что в России за четыре месяца 2025 года было продано 2,6 тыс. новых электромобилей, что на 67% меньше, чем за тот же период прошлого года. Самые популярные электромобили в России — Zeekr 001, Avatr 11, Evolute I-Pro, Москвич 3e и Ora 03.

Ранее стало известно, сколько в России будут выпускать электрокаров и гибридов в 2030 году.

https://www.gazeta.ru/auto/news/2025/05/18/25814024.shtml?ysclid=mb4tgqj4wt253452715

 

«Ъ»: роботы-доставщики станут полноценными участниками дорожного движения

ТАСС, 19.05.2025

Роботам-доставщикам могут ввести ограничение скорости до 25 км/ч и снабдить их номерами, а для контроля за нарушениями также появятся QR-коды на борту. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные проекта нового экспериментального правового режима (ЭПР), который Минэкономразвития получило от «Яндекса».

В публикации подчеркивается, что юридический статус роботов ранее никак не регулировался, проект ЭПР введет для них ограничения впервые. Согласно документу, они смогут передвигаться по тротуарам, велодорожкам, внутри зданий, по обочинам, по правому краю проезжей части, а на перекрестках будут подчиняться светофорам.

Также каждый робот будет оборудован лидарами для ориентации в пространстве, фарами, красным фонарем и светоотражателями. Максимальной скоростью при движении по тротуару станут – 10 км/ч, при пересечении пешеходного перехода – 6 км/ч. Кроме этого, робот может быть не более 80 см в ширину, 110 см в длину, массой не более 120 кг (без учета груза доставки).

В случае ДТП пострадавший может претендовать на возмещение ущерба до 500 тыс. рублей от компании с помощью специальной системы страхования. Если при этом будет причинен тяжкий вред здоровью или погибнет человек, ЭПР будет приостановлен. По данным «Яндекса», еще не было зафиксировано ни одного ДТП с роботом-доставщиком с серьезным ущербом.

«Минэкономразвития совместно с отраслевыми органами власти обеспечит правовое сопровождение проекта, чтобы инновации внедрялись безопасно и с учетом интересов всех участников рынка», – передает «Коммерсантъ» слова директора ведомственного департамента цифрового развития и экономики данных Владимира Волошина.

https://tass.ru/ekonomika/23977017?ysclid=mb4tds9h2i906893775

 

Федеральные дорожники применили инновационные решения на 1,2 тыс. объектов

Доринфо, 19.05.2025

За девять лет более чем на 1,2 тыс. дорожных объектов в России применены новые технологии и материалы. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Росавтодора по итогам пленарной дискуссии «Инновационные материалы и технологии для дорожного строительства», которая состоялась на площадке Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова.

«В своей работе мы руководствуемся Стратегией инновационной деятельности в области дорожного хозяйства. Уже проводятся мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, создание комфортной дорожной инфраструктуры, повышение долговечности дорожных конструкций, рациональное использование ресурсов и совершенствование системы управления дорожным хозяйством на основе цифровизации», – рассказал начальник Управления научно-технических исследований и информационных технологий Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец.

Для эффективного внедрения инноваций Росавтодор создал Комитет по инновациям при научно-техническом совете ведомства. В 2021 году Комитетом был сформирован и согласован с дорожным сообществом перечень новых технологий и материалов. Результаты анализа примененных решений из этого перечня в 2016-2024 годах показали, что за это время подведомственные Росавтодору ФКУ применили новые технологии и материалы более 2,6 тыс. раз на более чем 1,2 тыс. дорожных объектов, а общая протяженность применения технологий составила более 10 тыс. км.

Помимо этого, с 2022 года Федеральное дорожное агентство запустило и реализует ряд комплексных научно-исследовательских программ в области исследования искусственных сооружений. Например, введены в действие уникальные национальные стандарты (ГОСТ Р 71604-2024, ГОСТ Р 71605-2024), устанавливающие требования к вантовым системам. Проведена большая практическая работа с ГК «Автодор», «Северсталью», «Газпром нефтью» и ООО «Сибур» для налаживания отечественного производства вант, начиная со стальных канатов и заканчивая гидроизоляционной оболочкой.

Еще одна знаковая работа – проведенное в 2024 году научное исследование по оценке геокриологических процессов на трассе Р-297 «Амур». Оно проводилось на основе материалов дистанционных спутниковых съемок, позволивших создать схемы характерных ландшафтных и геокриологических изменений. В кратчайшие сроки специалисты проанализировали большую площадь и выделили 328 участков общей длиной 867 км с различной оценкой степени опасности, которые были охарактеризованы по набору геокриологических процессов и явлений. Полученный результат принят ФКУ к руководству при планировании дорожных работ, а также позволит при проектировании выбрать участки для более углубленного изучения с применением наземных методов.

Также ведется работа с профильными научными институтами по использованию вторичных ресурсов, в том числе переработанной шинной резины, металлургических шлаков, переработанных почвогрунтов.

https://dorinfo.ru/news/innovatsii/federalnye-dorozhniki-primenili-innovatsionnye-resheniya-na-1-tys...

 

Минтранс РФ до конца года представит проект ФЗ о беспилотном транспорте

Доринфо, 20.05.2025

Министерство транспорта России совместно с производителями беспилотных автомобилей и заинтересованными госорганами до конца года представит проект федерального закона о беспилотном транспорте. Об этом рассказал директор департамента цифрового развития Минтранса РФ Артем Юренков на ПМЮФ-2025 в Санкт-Петербурге, сообщает министерство транспорта России в своем Telegram-канале.

Сейчас машины без водителей курсируют по дорогам страны в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР). В частности, 67 беспилотных грузовиков запущены на трассе М-11 «Нева» и ЦКАД – эти автомобили проехали уже более 9 млн км.

С учетом опыта ЭПР по поручению Правительства РФ разрабатывается законопроект для внедрения беспилотных транспортных средств на постоянной основе. По сообщению Минтранса РФ, в документ войдут понятия, критерии разграничения беспилотников по уровням автоматизации, права и обязанности производителей, требования к диспетчеризации. Также будут предусмотрены положения о создаваемом сейчас АО «ГЛОНАСС» Центре мониторинга движения беспилотных автомобилей. Этот центр сможет обеспечить экстренную остановку в случае незаконного вмешательства в систему.

«Фактически сегодня рождается подотрасль Транспортного права: правовое регулирование беспилотных транспортных средств. Это рождает серьезную кадровую потребность как в программистах, тестировщиках, так и в юристах, готовых разрабатывать правовые новеллы, чтобы правовое регулирование могло идти в ногу с технологией, которая в нашей стране, благодаря поддержке Правительства, действующим ЭПР, имеет возможность активно развиваться», – отметил Артем Юренков.

Напомним, летом 2021 года Минтранс РФ приступил к работе над запуском беспилотных грузовых машин на трассе М-11 «Нева». В марте 2022-го Правительство РФ утвердило экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотного транспорта (ЭПР), который ввели на магистрали М-11 в октябре 2022 года. В начале лета 2023-го на трассе «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом запустили движение беспилотных грузовиков в рамках ЭПР. На тот момент еще не был открыт Северный обход Твери, и водитель на въезде в город должен был находиться за рулем. В августе 2024 года Правительство РФ расширило ЭПР на трассу М-12 «Восток» и ЦКАД. Осенью 2024 года (после открытия обхода Твери летом того же года) был запущен первый беспилотный логистический коридор между двумя столицами по М-11. На ЦКАД в Московской области движение беспилотных грузовиков запустили в начале апреля 2025 года.

Ранее сообщалось, что беспилотные автомобили на дороги общего пользования планируют вывести к 2027 году.

https://dorinfo.ru/news/zakonodatelstvo/mintrans-rf-do-kontsa-goda-predstavit-proekt-fz-o-bespilotno...

 

Представлена Концепция научно-технологического развития транспортной отрасли России

Доринфо, 21.05.2025

Министр транспорта РФ Роман Старовойт на заседании Президиума Российской академии наук представил Концепцию научно-технологического развития транспортной отрасли России. Мероприятие прошло под председательством президента РАН Геннадия Красникова, сообщила пресс-служба Минтранса РФ.

«Сегодня мы обсуждаем важный вопрос, связанный с Концепцией научно-технологического развития транспортного комплекса, актуальность которой определяется необходимостью повышения связности территорий Российской Федерации. Создание долгосрочной научно-технической базы, необходимой для модернизации отечественного транспортного комплекса, требует участия ученых различных областей знаний, команд из ведущих научно-исследовательских центров страны, транспортных технологов и исследователей», – отметил президент РАН, академик Геннадий Красников.

Такой документ будет утвержден впервые – это позволит определить цели и направления исследований, обобщить механизмы работы, определить источники финансирования. Также впервые в Концепции будет дано определение транспортной науке. По словам министра транспорта РФ, формально Концепция определяет векторы работы до 2035 года, но фактически охватывает больший период.

«Учитывая географическое положение нашей страны и размеры территории, без прорывных технологий в сфере транспорта, основанных на новых принципах, материалах, источниках генерации и хранения энергии, нам не обойтись. Поэтому сегодня важно задуматься, каково стратегическое видение отрасли на горизонте до 2050 года? Только РАН, связывая научное знание в своей синергии, способна дать компетентный ответ на этот стратегический вопрос», – отметил Роман Старовойт.

Концепция учитывает сдерживающие научно-технологическое развитие отрасли факторы (например, зависимость от импортных технологий, санкции), а также риски (например, климатические риски требуют пересмотра подходов к содержанию и строительству дорог в зоне многолетней мерзлоты, риск дефицита кадров должен нивелироваться внедрением искусственного интеллекта и автоматизации).

Транспортники вместе с учеными будут изучать зависимость и влияние друг на друга транспорта, социальной сферы, климата и экономики, продолжатся исследования в области транспортной медицины, чтобы поездки оказывали минимум влияния на здоровье человека, а также изучение автоматизации новых видов транспорта.

«Транспорт является сложной системой. И рассматривая отрасль через этот подход, нам предстоит использовать весь арсенал методов математического моделирования. Чтобы лучше понимать взаимозависимость и эффективность, видеть дефициты и возможности для принятия научно обоснованных управленческих решений, как оперативного, так и стратегического уровня. Все эти вопросы и направления фундаментального уровня имеют большую практическую значимость и востребованность», – отметил Министр транспорта РФ.

Как сообщает пресс-служба Росавтодора, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков на заседании РАН отметил важность межотраслевого взаимодействия как основы эффективного развития дорожного хозяйства. Реализация Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса РФ обеспечит инновационное развитие, повысит эффективность управления и позволит достичь значительных социально-экономических результатов.

По данным ведомства, текущая редакция Концепции включает приоритетные направления и основные мероприятия для дальнейшего научно-технологического развития в области дорожного хозяйства. Речь идет о системной цифровой трансформации, применении новых материалов и технологий в строительстве и обслуживании инфраструктуры, развитии технологий высокоавтоматизированных, беспилотных и автономных транспортных средств, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов с учетом природных факторов, а также о развитии интеллектуальных транспортных систем.

Напомним, в 2024 году Росавтодор совместно со специалистами РАН и Роскосмоса провели оценку геокриологических условий на федеральной трассе Р-297 «Амур». Итоги исследования учтены при планировании и определении дальнейших видов дорожных работ. Также ранее сообщалось, что за девять лет более чем на 1,2 тыс. дорожных объектов в России применены новые технологии и материалы.

https://dorinfo.ru/news/innovatsii/predstavlena-kontseptsiya-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitiya-tr...

 

Новый пункт пропуска на границе с Китаем в Хабаровском крае появится в 2028 году

Доринфо, 22.05.2025

На границе с Китаем в 2028 году появится новый пункт пропуска. Об этом 22 мая сообщается в Telegram-канале Минтранса РФ. Речь идет о погранпереходе на острове Большой Уссурийский в Хабаровском крае.

Строительство пункта пропуска обсуждалось на встрече первого заместителя министра транспорта РФ Валентина Иванова с губернатором Хабаровского края Дмитрием Демешиным. Работа проводится в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система».

В ближайшее время Росгранстрой намерен заключить контракт на строительство пункта «под ключ», что позволит сократить срок работ на полгода и запустить подготовительные работы с момента направления проектной документации на госэкспертизу. Стройку рассчитывают завершить в 2028 году. Новый погранпереход сможет пропускать в сутки 250 грузовых, 100 легковых и 50 пассажирских транспортных средств, 2,5 тыс. человек и порядка 3,6 тонн грузов.

«Также региону предстоит построить подъездную дорогу к пункту пропуска и инфраструктуру инженерной защиты от наводнений», – говорится в сообщении Минтранса РФ.

Добавим, осенью 2024 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ и правительству Хабаровского края утвердить план мероприятий по совместному с КНР развитию острова Большой Уссурийский и обеспечить с 2025 года его реализацию, предусмотрев создание на острове транспортной и приграничной инфраструктуры, включая подъездную дорогу, насыпную площадку и пункт пропуска через российско-китайскую границу.

В конце 2024 года власти региона сообщили, что создание пункта пропуска начнут со строительства дороги длиной 4,15 км и насыпи. В феврале 2025 года проводились торги по выбору подрядчика для строительства автодороги к будущему погранпереходу на острове. По данным с портала Госзакупок, в марте был заключен контракт с ООО «СТРОЙДОРСЕРВИС» на сумму около 3 млрд рублей. Согласно техзаданию, подрядчику нужно построить дорогу к мосту через протоку Амурская длиной 4,15 км с двумя полосами движения и асфальтобетонным покрытием. В составе трассы также необходимо устроить два искусственных сооружения: арку-мост длиной 54 метра и арку-мост протяженностью 277,5 метра. Срок исполнения контракта – ноябрь 2027 года.

https://dorinfo.ru/news/obekty-i-proekty/novyy-punkt-propuska-na-granitse-s-kitaem-v-khabarovskom-krae-poyavitsya-v-2028-godu/

 

Вопрос наделения регионов правом взимать плату за проезд грузовиков по дорогам рассмотрят по поручению Президента

Доринфо, 23.05.2025

Президент России Владимир Путин дал ряд поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О развитии инфраструктуры для жизни», которое состоялось 15 апреля. Перечень поручений опубликован на сайте Кремля.

Так, Правительству РФ совместно с комиссиями Государственного Совета РФ по направлениям «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система» поручено рассмотреть вопрос предоставления субъектам РФ права взимать плату в счет возмещения вреда автодорогам регионального, межмуниципального и местного значения транспортными средствами массой более 12 тонн. Доклад по этому поручению должен быть представлен до 15 сентября 2025 года.

Среди поручений еще несколько касаются дорожного хозяйства. Кабмину поручено до 15 июля предоставить предложения, касающиеся финансирования инфраструктурных проектов за счет реинвестирования: средств, выданных в виде займов из Фонда национального благосостояния на строительство, реконструкцию и модернизацию коммунальных и дорожных объектов, обновление общественного транспорта, а также средств, высвобождающихся в результате погашения займов, предоставленных специализированным обществом проектного финансирования с использованием инфраструктурных облигаций и субсидируемых за счет средств федерального бюджета, предусмотрев необходимое финансирование за счет средств госказны.

Кроме того, Правительству совместно с Государственной Думой до 15 июля необходимо внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие определение состава элементов улично-дорожной сети, соотношение улично-дорожной сети с автодорогами, включая требования к ним.

Также Кабмину совместно с комиссией Госсовета по направлению «Инфраструктура для жизни» до середины июля нужно представить предложения по пересмотру нормативов градостроительного проектирования в части доступности социальных объектов, предусмотрев возможность наделения субъектов РФ правом устанавливать особенности пешеходной и транспортной доступности таких объектов.

К 1 ноября 2025 года Правительству России совместно с МВД и Банком России, комиссиями Госсовета по направлениям «Инфраструктура для жизни», «Эффективная транспортная система» и региональными властями необходимо принять меры по совершенствованию администрирования правонарушений, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ, обеспечив применение работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Органам исполнительной власти субъектов страны рекомендовано при формировании программ дорожной деятельности учитывать необходимость приоритетного развития улично-дорожной сети и автодорог для обеспечения транспортной доступности объектов, предусмотренных проектами по строительству жилья, принять дополнительные меры по приведению в нормативное состояние местных дорог и улично-дорожной сети в опорных населенных пунктах, а также рассмотреть вопрос о формировании (по согласованию с Правительством РФ) программы обновления автобусного парка.

Напомним, на заседании Президиума Госсовета 15 апреля было отмечено, что предоставление российским регионам права введения платы за проезд грузовых машин массой более 12 тонн по региональным и местным дорогам рассматривается как одна из возможностей дополнительного источника финансирования улично-дорожной сети и инфраструктуры опорных населенных пунктов. Добавим, с 2015 года в России действует система сбора платы за проезд по федеральным трассам «Платон», которая распространяется на грузовые автомобили массой более 12 тонн.

Также на заседании 15 апреля стало известно, что для строительства 663 млн кв. метров жилья необходимо реконструировать порядка 10 тыс. км местных автодорог.

https://dorinfo.ru/news/zakonodatelstvo/vopros-nadeleniya-regionov-pravom-vzimat-platu-za-proezd-gruzovikov-rassmotryat/


Более 300 дорожных объектов построят и реконструируют в регионах России в этом году

Доринфо, 23.05.2025

В 2025 году в регионах страны построят и реконструируют более 300 дорожных объектов. Работы выполнят по разным региональным программам с федеральным финансированием, а также в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Об этом сообщает пресс-служба Росавтодора.

Как отметил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, благодаря строительству и реконструкции дорожных объектов решаются важнейшие задачи по модернизации дорожной сети страны и региональному развитию.

«Для достижения показателей национального проекта «Инфраструктура для жизни» в этом году планируем ввести в эксплуатацию более 300 региональных и местных объектов строительства и реконструкции общей протяженностью более 1,1 тыс. км. Это транспортные развязки, участки магистральных улиц, мосты и путепроводы», – сообщил Марат Хуснуллин.

Многие масштабные проекты реализуются в течение нескольких лет. В настоящий момент в российских регионах работы по строительству и реконструкции ведутся более чем на 260 объектах, запланированных к вводу в эксплуатацию в текущем году. При реализации проектов применяются современные инженерные решения и новейшие материалы.

Немаловажным фактором, влияющим на успешную реализацию крупных объектов, является и бесперебойное финансирование.

«Только в этом году на мероприятия по строительству и реконструкции в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» предусмотрено порядка 150 млрд рублей, из которых свыше 84 млрд рублей – средства федерального бюджета. Это позволит ускоренными темпами проводить работы на ключевых объектах дорожной инфраструктуры», – отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.

Ранее сообщалось, что в текущем году в России в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» построят, реконструируют и отремонтируют порядка 26 тыс. км федеральных, региональных и местных автодорог.

https://dorinfo.ru/news/natsproekt-infrastruktura-dlya-zhizni/300-dorozhnykh-obektov-postroyat-i-rek...

 

Строительство моста через реку Катунь в Республике Алтай завершат раньше – в 2026 году

Доринфо, 23.05.2025

В Майминском районе Республики Алтай продолжается строительство моста через реку Катунь. На данный момент его готовность превышает 60 %. Согласно контракту, его должны сдать в эксплуатацию в 2027 году, но подрядчик намерен завершить работы раньше – в 2026-м. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Росавтодора.

Длина нового искусственного сооружения составит 280 метров, с подъездными путями – около 1,6 км. Мост соединит республику с Алтайским краем и обеспечит транспортную доступность села Подгорного.

Кроме того, в Чемальском районе региона продолжается строительство автомобильной дороги «Урлу-Аспак – Каракол». Ранее было введено в эксплуатацию 5,3 км трассы, в текущем сезоне по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» намерены сдать еще 10 км.

Данная автодорога ведет к группе из семи живописных горных озер на севере Алтайских гор. Они расположены на западном склоне хребта Иолго, водораздела рек Бия и Катунь у подножия перевала Багаташ. Также здесь берет начало речка Тура - приток реки Каракол. Сегодня к туристическому кластеру можно добраться только на высокопроходимом транспорте, в том числе на неприспособленных для путешествий ГАЗ-66. При этом главная транспортная артерия Р-256 «Чуйский тракт» в активный туристический сезон (с мая по сентябрь) испытывает колоссальную нагрузку из-за возрастающего автомобильного трафика. Строительство дороги «Урлу-Аспак – Каракол позволит перераспределить транспортные потоки, разгрузить федеральную трассу и обеспечить безопасный подъезд к Каракольским озерам.

Добавим, в 2025 году в Республике Алтай в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» планируют привести в нормативное состояние более 90 км региональных дорог и 12 мостов.

https://dorinfo.ru/news/obekty-i-proekty/stroitelstvo-mosta-cherez-reku-katun-v-respublike-altay-zav...