На М-11 показали первый в России высокоточный цифровой двойник магистральной трассы
Интеллектуальные транспортные системы России, 14.06.2023
В ходе старта движения беспилотных грузовиков на М-11 «Нева» запущен высокоточный цифровой двойник участка магистральной трассы. Это первая цифровая высокоточная модель скоростной автомагистрали в России, содержащая не только трехмерную цифровую карту дороги, но и динамические данные о дорожной ситуации в режиме реального времени. На текущий момент запущен первый участок, а до конца этого года будет поэтапно создан цифровой двойник всей трассы общей протяженностью 610 км.
По сообщению пресс-службы концерна «Телематика» создание цифрового двойника дороги позволит обеспечить безопасное движение беспилотного и подключенного транспорта за счет своевременного информирования об изменениях на пути движения на десятки километров вперед.
Цифровой двойник скоростной трассы М-11 — это высокоточная цифровая карта магистрали, дорожной инфраструктуры и V2X-платформа для взаимодействия с автономным транспортом. Он содержит центр управления, который объединяет в себе колоссальные массивы данных о дороге и отражает изменения дорожной ситуации в реальном времени. Для этого цифровой двойник подключен к действующей интеллектуальной системе дороги — автоматизированной системе управления дорожным движением. Это позволяет дополнить систему управления ВАТС фактическими данными от дорожной инфраструктуры о трафике, метеоусловиях, дорожно-транспортных происшествиях, любых динамических изменениях и инцидентах на протяжении всей трассы.
В свою очередь, умная дорожная инфраструктура получает данные о движении беспилотного и подключенного транспорта, обеспечивая эффективную координацию и управление транспортными потоками на магистрали.
Цифровой двойник создается ФАУ «РОСДОРНИИ» и компанией «СофтТелематика» на базе технологии связи V2X.
По словам генерального директора компании «СофтТелематика» Дмитрия Казаринова за счет применения технологии повысится безопасность движения и увеличится крейсерская скорость движения ВАТС на магистралях.
«ВАТС получают информацию об окружающей дорожной обстановке с помощью сенсоров, лидаров и видеокамер, дальность которых ограничена физической зоной видимости. Применение беспилотным транспортом цифрового двойника на базе V2X с реальными данными от «умной» дороги даст возможность видеть события, находящиеся за границами сенсорных систем автомобиля. За счет этого повысится безопасность движения и увеличится крейсерская скорость движения ВАТС на магистралях, что крайне важно для экономической эффективности коммерческих беспилотных грузовых перевозок», — прокомментировал Дмитрий Казаринов.
Напомним, сегодня 14 июня запущено движение высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 в рамках экспериментального правового режима в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры», который является частью стратегических инициатив Минтранса России. К 2030 году беспилотные перевозки планируется организовать на 19,5 тыс. км федеральных дорог.
Из Санкт-Петербурга в Москву без водителя – беспилотники «КАМАЗ» начали движение по трассе М-11 «Нева»
Интеллектуальные транспортные системы России, 14.06.2023
14 июня в рамках реализации проекта «Беспилотные логистические коридоры» в экспериментальном правовом режиме по трассе М-11 «Нева» начали курсировать беспилотные грузовики «КАМАЗ». Реализацию проекта Минтранс России ведет с крупнейшими российскими грузоперевозчиками и разработчиками технологий, при поддержке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». В проекте принимают участие «КАМАЗ», «Старлайн», ГК «Автодор», компании ПЭК, Globaltruck, «Газпромнефть-снабжение», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит», и др. Курирует проект первый вице-премьер России Андрей Белоусов.
К эксплуатации на М-11 допущены беспилотники, признанные соответствующими требованиям безопасности. На текущий момент таким требованиям соответствует только «КАМАЗ». Тягачи компании обладают третьим уровнем автономности из пяти возможных, что предполагает работу только на малых скоростях, на автомагистралях, при стабильных дорожных обстоятельствах. При таком уровне автономности водитель подключается к управлению автомобилем только в случае возникновения нештатной ситуации.
Как отметила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова экспериментальный правовой режим на М-11 позволит решить ряд важнейших задач для дальнейшего масштабирования технологий.
«Ключевая задача любого ЭПР — это подготовка новых законопроектов и новых технических и правовых норм на основе тех данных, которые будут получены в результате отработки технологий и бизнес-моделей в реальных условиях. ЭПР на М-11 позволит отработать новую технологию, отработать новые бизнес-процессы, в частности модель беспилотной перевозки, а также оценить экономику и эффективность использования беспилотных технологий в грузоперевозках», — рассказала Полина Давыдова.
Для реализации проекта также было важно создать все необходимые условия для взаимодействия беспилотника с интеллектуальными системами «умной» дороги.
По словам президента Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антона Журавлева ключевой задачей при реализации проекта является уверенное обеспечение взаимосвязи интеллектуальной транспортной системы, развернутой на трассе М-11, с бортовым оборудованием транспортного средства.
«Эксперимент должен решить ключевую задачу для беспилотных грузоперевозок — обеспечить само движение. Взаимосвязь на программном уровне интеллектуальной транспортной системы, бортового оборудования автомобиля, а также создание динамической цифровой карты дороги должны создать единую экосистему обеспечения беспилотного движения. Ключевой результат — добиться уверенной взаимосвязи всех этих составляющих. В дальнейшем — это целый спектр трудоемких и долговременных экспериментов по отладке различных сценариев взаимодействия этих элементов на программном уровне», — подчеркнул Антон Журавлев.
Ранее, заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов отметил, что при реализации проекта важно соблюсти баланс между темпами внедрения технологии и обеспечением безопасности.
«Внедрение новой технологии — это всегда риск, в том числе с точки зрения безопасности. Необходимо найти баланс между интересами разработчика и интересами общества. В проекте БЛК государство обеспечивает финансирование создания инфраструктуры «умной дороги» — цифровой и нецифровой, необходимой для безопасной эксплуатации магистральных грузовых беспилотников. Важно, чтобы регулирование шло в ногу с технологическими и организационными процессами по работе ВАТС», — прокомментировал Дмитрий Баканов.
По оценке Минтранса использование беспилотников на М-11 позволит к 2030 году увеличить на 25% коммерческую скорость доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний. Реализация комплекса инициатив при этом позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай — Европа и на 20% сократить аварийность на транспорте.
Руководитель компании ПЭК Вадим Филатов рассказал, что компания заказала у «КАМАЗА» два беспилотных полуприцепа, которые на постоянной основе будут возить грузы между Санкт-Петербургом и Москвой, а также подчеркнул важность проекта.
«Мы называем этот проект «грузовой трубопровод», потому что полуприцепы будут ходить без остановки. Эксперимент важен для компании его реальными условиями. Каждая перевозка, включая тот груз, который поедет сегодня, оплачивается по рыночным тарифам, что позволяет моментально получать реальные экономические показатели и считать эффективность», — отметил Вадим Филатов.
Помимо запуска беспилотного «КАМАЗА» на трассе М-11 в скором времени может быть реализован ещё один такой же проект — беспилотные автомобили «Сберавтотех». Сейчас они активно тестируются на автомагистрали.
Напомним, проект «Беспилотные логистические коридоры» является частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в рамках исполнения поручений Президента России и Правительства РФ по подготовке «Транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» и «Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли РФ»
Новые горизонты дорожного нацпроекта
Транспорт России, 15.06.2023
В 2023 году отремонтируют 2,3 тысячи километров дорог к образовательным и досуговым учреждениям.
1 июня страна отметила Международный день защиты детей. В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» особое внимание уделяется маршрутам к детским образовательным и досуговым учреждениям. В этом году планируется отремонтировать 2,3 тыс. км таких дорог.
В период летних каникул особую популярность приобретают маршруты к оздоровительным лагерям и турбазам. Часть из них уже отремонтирована в предыдущие годы реализации нацпроекта. В текущем дорожном сезоне работа продолжится – к нормативам приведут свыше 750 участков дорог, ведущих к образовательным и досуговым учреждениям.
В Мурманской области в этом году отремонтируют подъездной маршрут к турбазе Центра детского и юношеского туризма «Парус». Протяженность объекта – 5 км. Эта дорога имеет высокую социальную значимость в регионе, поэтому было принято решение о ее ремонте в этом году. Турбаза регулярно встречает воспитанников детских домов, учащихся школ–интернатов, спортсменов, а также экскурсионные туристические группы образовательных учреждений.
По комфортным и безопасным дорогам добраться в пришкольные или оздоровительные лагеря, а также другие детские учреждения можно будет и в Калужской области. Так, в Ферзиковском районе отремонтируют участок дороги Ферзиково – Сугоново, которая является маршрутом к Центру детского творчества. Его протяженность составляет 3 км. Специалисты заменят старое дорожное покрытие на новое, установят знаки, нанесут разметку.
Аналогичные работы пройдут в Малоярославце. Здесь приведут к нормативам дорожное покрытие на маршруте к школе искусств по улице Парижской Коммуны. Протяженность участка – 1,1 км.
В ходе ремонта трассы Кондрово – Галкино – Острожное – Барсуки дорожники обновят улицы Комсомольскую, Некрасова, Интернациональную и Ленина в Кондрово. Здесь располагаются Дзержинская библиотека, культурно–досуговый центр, а также школа искусств. В общей сложности отремонтируют 2,3 км дорожной сети.
В Екатеринбурге приведут к нормативам дорогу по улице Старых Большевиков. Работы пройдут на участке от Краснофлотцев до проспекта Космонавтов. Здесь располагается Центр культуры «Эльмаш» имени Ю.П. Глазкова, на базе которого работают различные кружки и секции. Рядом со зданием находятся парк семейного отдыха «Эльмашевский» и детская школа искусств № 5, в которой обучаются свыше 500 человек.
В Омской области приведут в нормативное состояние 8 улиц в городской агломерации и 6 региональных трасс, ведущих к детским досуговым учреждениям. Общая протяженность объектов, на которых развернутся работы, составляет почти 60 км. Например, отремонтируют участок трассы Омск – Одесское – граница Республики Казахстан – значимый для региона объект. На этом маршруте расположен детский оздоровительный лагерь «Солнечная поляна».
На региональной сети работы пройдут на участках трасс Сыропятское – Кормиловка – Калачинск и Омск – Нижняя Омка – граница Новосибирской области. По ним можно доехать до детских лагерей «Подсолнухи» и «Юбилейный».
Благодаря нацпроекту в российских регионах в период с 2019 по 2022 год отремонтировали и обустроили свыше 3,2 тыс. участков городских улиц и региональных трасс, ведущих к детским образовательным и досуговым учреждениям. При этом большая часть объектов, как правило, сдавалась в эксплуатацию до начала учебного года.
На ПМЭФ определили перспективы развития проекта «Беспилотные логистические коридоры»
Минтранс России, 15.06.2023
В ходе сессии «Поехали! Грузовые беспилотные перевозки: впервые на магистрали – и комплексно», организаторами которой выступили Минтранс России и Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», обсудили планы развития проекта «Беспилотные логистические коридоры» (БЛК). Основными задачами на перспективу станут снижение стоимости необходимого оборудования, увеличение протяженности беспилотных трасс, совершенствование законодательства, а также создание работоспособных бизнес-моделей перевозки беспилотниками.
«Ближайшая задача состоит в том, чтобы «раскатать» бизнес-модель. Это означает запустить не три, а 30 беспилотников, выйти на другой уровень», – отметил Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов. Он также подчеркнул, что ключевой задачей для успешного развития проекта является завершение строительства обхода Твери для трассы М-11, которое запланировано на вторую половину 2024 года. «Я уверен, что дорогу М-11 мы освоим, здесь будут ездить беспилотники. Дальше нам нужно радикально снижать затраты. Для этого нужно увеличивать плечо, двигаться на юг, либо на восток – в Казань, Екатеринбург», – отметил Андрей Белоусов.
По его словам, сегодня необходимо стремиться к переходу на пятый уровень автономности беспилотного транспорта, который предполагает управление без человека в кабине. «Диспетчер беспилотного движения будет находиться за сотни или тысячи километров. Это уже «умная» дорога, где высокоскоростной интернет позволяет отслеживать движение транспорта в режиме онлайн», – заявил Первый вице-премьер.
Заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов сказал, что в рамках проекта необходимо создать бизнес-модель, при которой беспилотная перевозка будет более конкурентоспособной, чем обычная. Он назвал четыре основных фактора проекта: нормативная база и принятие программы экспериментального режима, старт проекта в условиях санкций, взаимосвязанность автомобиля и дороги и бизнес-модель. «Мы благодарим перевозчиков, за то, что инвестируют время и деньги, чтобы участвовать в проекте, что создаст спрос и обеспечит формирование рынка беспилотных перевозок. Мы ждем всех, кто готов присоединиться. Это создаст дополнительную конкуренцию и будет стимулировать дальнейшее развитие», – отметил он.
На сессии было объявлено о том, что в Экспериментальный правовой режим войдут грузоперевозчик ООО «ПЭК» и производитель беспилотных автомобилей «Сберавтотех», а также логистический оператор «Газпромнефть-Снабжение».
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин рассказал о приоритетах компании в рамках проекта и при разработке беспилотных автомобилей: «Мы делаем все для того, чтобы снизить аварийность, увеличить время работы автомобиля. Чем больше будет «плечо» перевозки, тем более эффективной будет перевозка. Конечно, автономный транспорт будет минимизировать расход топлива, время простоя и увеличивать среднюю скорость. Повышение безопасности движения, снижение цен на транспортные услуги, развитие новых бизнесов – микроэлектроники, информационных технологий – все это предстоит в реализации этого проекта. Я абсолютно уверен, что эта технология будет востребована в будущем».
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Альберт Каримов отметил необходимость поддержания высокого технологического уровня развития отечественной промышленности для успешной реализации проекта. «На сегодняшний день мы обладаем необходимыми компетенциями, инженерными и программными разработками для активного развития направления беспилотного транспорта. Мы рассчитываем, что действующие инструменты государственной поддержки, в частности субсидирование НИОКР, программа Агентства по технологическому развитию, программа льготного лизинга, будут широко задействованы в проектах создания и использования высокоавтоматизированного транспорта», – сообщил он.
Дорога с ее физической и интеллектуальной инфраструктурой является одной из важных частей проекта. «Госкомпания «Автодор» формирует транспортные коридоры, строя и развивая дороги как инфраструктурную услугу. М-11 «Нева» яркий пример дороги, которая обеспечена цифровой инфраструктурой, которая позволяет обеспечить безопасную поездку. В конце следующего года обеспечим проезд автомобилей без пересечений в одном уровне и светофора от Санкт-Петербурга до Казани, открыв обход Твери на М-11», – подчеркнул Председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Вячеслав Петушенко.
«За короткий срок нам удалось много достигнуть, но сделать предстоит еще немало. В приоритете – экономика беспилотной перевозки, снижение ее стоимости. Для этого нужно не только расширять число участников проекта, тестируя различные гипотезы, но и локализовать производство критически важного для беспилотников оборудования на территории России. Я уверена, что новые компании, объявившие о присоединении к нашей инициативе, а также поддержка всех заинтересованных сторон и профильных ведомств помогут выполнить поставленную цель – перевезти в следующем году 220 тысяч тонн грузов в беспилотном режиме», – прокомментировала директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10748
Владимир Путин рассказал о масштабном развитии транспортной инфраструктуры России
Минтранс России, 16.06.2023
Президент Российской Федерации Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ-2023 уделил особое внимание масштабному развитию транспортной и логистической инфраструктуры нашей страны. В частности, глава государства подчеркнул, что важным фактором роста инвестиционной активности стало снятие цифровых ограничений, опережающее развитие транспортной, логистический сети, другой инфраструктуры. «Будем и дальше строить и обновлять объекты инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, путепроводы, мосты. Продолжим расшивку узких мест – их у нас, конечно, тоже достаточно, увеличение возможностей морских портов будет в центре нашего внимания, пограничных пунктов пропуска», – заявил Президент России.
Кроме того, особое внимание будет уделяться международному транспортному коридору «Север – Юг». «Планируем к 2025 году удвоить, а к 2030 году утроить объём экспортных перевозок по этому маршруту», – сообщил Президент России. Он также напомнил, что в мае Россия и Иран заключили соглашение о строительстве железнодорожного участка Решт–Астара на территории Ирана.
Глава государства акцентировал внимание на развитии Восточного полигона, где экспортный грузопоток к 2025 году должен увеличиться на треть, а к 2030 году добавить ещё 100 миллионов тонн к уровню 2022 г. «Ключевое мероприятие здесь, конечно, увеличение провозной способности Байкальской системы – БАМа – и Транссиба. Уже в этом году она должна прибавить 15 миллионов тонн, вырасти до 173 миллионов тонн», – подчеркнул Президент страны.
Владимир Путин отметил успешную работу Правительства России и РЖД, которые смогли оперативно увеличить вывоз контейнеров с Дальнего Востока, что позволило ликвидировать заторы и снизить загруженность дальневосточных терминалов, в целом упростить поставки товаров и комплектующих из стран Азии.
Отмечена масштабная работа по обновлению морского торгового флота. Как сообщил глава государства, для реализации масштабной судостроительной программы будут привлечены средства Фонда национального благосостояния. «Отмечу, что только в рамках данной программы в 2023–2027 годах на российских судоверфях запланировано строительство не менее 260 судов, – сказал Владимир Путин. – Кроме того, продолжим строительство ледокольного флота. Такие суда необходимы для Северного морского пути, который активно развивается. В прошлом году по нему прошли 34 миллиона тонн грузов. Ожидаем, что уже в следующем, 2024 году объём таких перевозок кратно увеличится, что требует такого же опережающего развития железнодорожной и иной инфраструктуры Мурманского транспортного узла, других арктических портов».
Отдельное внимание в своем выступлении глава государства уделил комплексному развитию региональной инфраструктуры, повышению связанности территорий. В частности, в прошлом году было отремонтировано более 20 тысяч километров региональных автодорог, построено и реконструировано одна тысяча 200 километров. «Всё это, уважаемые коллеги, друзья, рекордные показатели, рекордные объёмы, и хочу поблагодарить наших строителей, инженеров, конструкторов, рабочих за их ответственный, результативный труд. Рассчитываю, что в текущем году мы не только удержим эту планку, но и поднимем её ещё выше. У нас всё для этого есть, всё сверстано. Надеюсь, что так и будет, как мы планируем», – подытожил Владимир Путин.