Дайджест новостей дорожной отрасли РФ (31.10.2022)

31.10.2022 Просмотров: 26

В Татарстане ввели в эксплуатацию первый участок скоростного транспортного маршрута «Казань - Екатеринбург»

Росавтодор, 25.10.2022

Речь идет о шестикилометровом (км 1155 – км 1161) участке трассы М-7 «Волга» в Актанышском районе республики. Для соответствия требованиям скоростного маршрута дорожники расширили проезжую часть с двух до четырех полос.

Конструкцию существующей дорожной одежды усилили методом холодной регенерации с использованием отфрезерованного материала. Нижний слой основания дорожники устроили из асфальтогранулобетона, поверх которого уложили три слоя асфальтобетона общей толщиной 19 см. Состав асфальтобетонной смеси разрабатывался с учетом особенностей климата и уровня интенсивности движения – это позволит увеличить межремонтные сроки объекта.

На участке отремонтировали пересечения со второстепенными дорогами и примыкания к ним, укрепили обочины и разделительную полосу. Для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, дорожники установили 17 км оцинкованного барьерного ограждения, дорожные знаки и нанесли разметку термопластиком.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/577771

Для важных транспортных объектов упростили порядок прохождения экспертизы

Главгосэкспертиза России, 26.10.2022

В целях оперативного восстановления объектов транспортной инфраструктуры федерального значения внесены изменения, содержащие особенности прохождения государственной экспертизы проектной документации. Для капремонта, реконструкции таких объектов застройщику будет достаточно получить положительное заключение по итогам проверки достоверности определения сметной стоимости.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2022 года № 1809 «О внесении изменения в особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

Документ предусматривает особые условия прохождения государственной экспертизы при осуществлении реконструкции, капитального ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального значения. Государственная экспертиза таких объектов будет проводиться в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства с выдачей соответствующего заключения.

Начать капремонт, реконструкцию таких объектов можно будет до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Такая экспертиза будет проводиться на основании заявлений застройщиков, технических заказчиков и лиц, обеспечивших выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Указанные заявления подаются до 31 декабря 2022 года.

https://gge.ru/press-center/news/dlya-vazhnykh-transportnykh-obektov-uprostili-poryadok-prokhozhdeniya-ekspertizy/

На обходе Кемерова начали строить мост через Томь

Главгосэкспертиза России, 26.10.2022

В августе Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по проекту строительства Северо-Западного обхода Кемерова. В октябре стартовал второй этап строительства, включающий мост через Томь – с инженерной точки зрения самый сложный объект в составе проекта.

В дирекции автодорог Кузбасса сообщили, что подрядчик приступил к строительству моста через Томь протяженностью 884,6 п. м и специализированного перехода для животных на участке обхода севернее села Верхотомка. Согласно проектной документации, расположение моста в этом месте продиктовано гидрогеологическими условиями и объемами земляных работ на подходах. Экодук же потребовался в связи с тем, что здесь регулярно встречаются лоси.

«Исходя из сложного рельефа правого берега реки Томь в достаточно глубокой выемке в подмостовом пространстве строящегося моста практически целиком будет сформирована транспортная развязка Северо-Западного обхода Кемерово с автодорогой Кемерово – Яшкино – Тайга, ведущей к знаменитой кондитерской фабрике «Яшкино», – уточнил Евгений Гайнулин, главный эксперт проекта Службы ГЭП Управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.

Как эксперт рассказывал ранее, скоростная трасса обхода Кемерова соединит федеральную автодорогу Р-255 «Сибирь» в направлении с запада на восток, уводя транзитный поток в объезд городской территории. Таким образом, переключение значительной части автотранспорта на объездную дорогу уменьшит транспортную нагрузку на центр города и в целом улучшит социальную и экологическую обстановку за счет снижения уровня шума и вредных выбросов.

Власти региона заявили о стремлении построить обход Кемерова с опережением графика и запустить движение уже в 2024 году.

https://gge.ru/press-center/news/na-obkhode-kemerova-nachali-stroit-most-cherez-tom/

Единство, устойчивость и безопасность

Транспорт России, 26.10.2022

Реализацию стратегии цифровой трансформации транспорта в РФ рассмотрели в Совете Федерации.

Член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин провел круглый стол на тему «Обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации. Реализация стратегии цифровой трансформации транспорта», сообщается на сайте Совета Федерации.

Сенатор напомнил, что в РФ утверждена стратегия в области цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. Запланировано внедрение в ходе реализации стратегического направления технологий – искусственного интеллекта, сбора и обработки больших данных, виртуальной и дополненной реальности, пространственного анализа и моделирования, других технологий.

Артем Шейкин подчеркнул, что внедрение таких инноваций требует изменения действующего регулирования, коррекции правовой базы. «Правовое регулирование интеллектуальных транспортных систем и высокоавтоматизированных транспортных средств требует законодательного закрепления понятийного аппарата, при этом фактически интеллектуальные транспортные системы и технологии, обеспечивающие их функционирование, широко применяются и внедрены в повседневную жизнь».

Законодатель отметил важность импортозамещения средств защиты критических объектов транспортной инфраструктуры в условиях санкционного давления. «Нужно создать защищенные технологические сети транспортного комплекса».

По мнению сенатора, при цифровизации государственных услуг в области транспортной безопасности следует использовать сведения ограниченного доступа. Необходимо внедрять отечественные механизмы по обеспечению информационной безопасности на объектах транспортного комплекса и системы предварительного информирования, а также обеспечивать мониторинг защищенности транспортной информационной инфраструктуры.

«Активное развитие современных информационно-коммуникационных технологий порождает новые угрозы государственной и общественной безопасности. Одновременно с ростом количества телекоммуникационных устройств и пользователей информационных сетей возрастают возможности использования интернета для совершения противоправных деяний», — указал парламентарий.

Он отметил, что большое количество преступлений совершается посредством неправомерного доступа к персональным данным, методами социальной инженерии (телефонное мошенничество) или же перевода средств без согласия клиента.

Участники круглого стола обсудили вопросы реализации организационно-технических мероприятий по подготовке технической инфраструктуры противодействия этим вызовам.

https://transportrussia.ru/razdely/ofitsialno/9376-edinstvo-ustojchivost-i-bezopasnost.html

До конца 2022 года к нормативу приведут около 35 км искусственных сооружений

Минтранс России, 27.10.2022

Бесперебойное функционирование дорожной сети невозможно без качественных искусственных сооружений на них. «В этом году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» строительно-монтажные работы ведутся на 458 искусственных сооружениях, а это: мосты, путепроводы, эстакады и пр., их общая протяженность – порядка 35 км. Более 100 уже сданы в эксплуатацию, большинство объектов находятся в высокой степени готовности», – сообщил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.

Работы по ремонту, реконструкции строительству мостовых переходов финансируются, в том числе, и за счет средств федерального бюджета. Подавляющее большинство таких объектов было построено в 50-60-х годах прошлого века, они проектировались в расчете на определенную нагрузку. С тех пор интенсивность дорожного движения увеличилась в десятки раз, поэтому при выполнении работ применяются передовые технологии и решения, новые материалы. Все это стало возможным благодаря поддержке руководства страны. В этом году на проведение работ на искусственных сооружениях предусмотрено финансирование в размере 24,5 млрд рублей, из которых 18,1 млрд – средства федерального бюджета.

В Тамбовской области капитально отремонтирован мост через реку Ирка на автодороге «Тамбов – Пенза» – Чуповка – Куровщина – «Тамбов – Пенза» – Бондари – Пичаево – Вернадовка в Гавриловском районе. «Работы на объекте проходили в соответствии с проектной и нормативной документацией, с соблюдением всех требований и технологий и завершены в установленные государственным контрактом сроки. До ноября 2025 года содержанием этого объекта в рамках контракта жизненного цикла будет заниматься подрядная организация, выполнившая работы по капитальному ремонту на участке», – рассказал начальник отдела подготовки, строительства, развития и ремонта автомобильных дорог ТОГКУ «Тамбовавтодор» Александр Толубаев.

В Челябинске реконструировали значимый инфраструктурный объект – Ленинградский мост через реку Миасс. Он соединяет три района города – Курчатовский, Тракторозаводский и Калининский. Благодаря этому пропускная способность сооружения в час пик сейчас составляет почти 8 тыс. автомобилей. В ходе работ специалисты выполнили замену несущих конструкций, увеличили число полос движения с двух до шести – по три в каждом направлении с устройством трамвайных путей. Мост стал шире на 22 м и выше на 2,5 м. Преобразилась и пешеходная часть – раньше она была по 2,5 м с каждой стороны, теперь – по 3 м.

В Острогожском районе Воронежской области приведен к нормативу мостовой переход через реку Тихая Сосна на участке трассы Воронеж – Луганск. Общая протяженность объекта составляет порядка 390 м. Искусственное сооружение было построено в 1998 году. В ходе предпроектного обследования специалисты выявили многочисленные дефекты, в соответствии с чем было принято решение о его капремонте. В процессе строительно-монтажных работ привели к нормативу и усилили тела опор, обновили пролетное строение, устроили новое асфальтобетонное полотно, железобетонные шкафные стенки и сопряжения моста с насыпями подходов автомобильной дороги. Для безопасности на объекте установлены новые ограждения.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10449

Экспертиза линейных объектов капитального строительства

Главгосэкспертиза России, 27.10.2022

2 ноября Главгосэкспертиза России проведет онлайн-семинар, посвященный проведению государственной экспертизы проектной документации линейных объектов капитального строительства. Особое внимание будет уделено содержанию разделов проектной документации в части проекта полосы отвода и схемы планировочной организации земельных участков, организации схем транспортного сообщения и технологических решений, а также требованиям к материалам инженерно-гидрометеорологических изысканий.

Мероприятие рассчитано в первую очередь на заказчиков государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также на организации, специализирующиеся на разработке проектной документации производственных объектов.

Слушатели узнают об актуальных требованиях к составу и содержанию разделов проектной документации в части технологических и конструктивных решений по автомобильным дорогам, по объектам магистральных и промысловых трубопроводов, а также по разделу «Схема планировочной организации земельных участков» объектов капитального строительства. Они ознакомятся с основными требованиями к исходно-разрешительной документации и содержанию проектной документации в части линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства. Кроме того, эксперты объяснят участникам семинара особенности выполнения инженерно-гидрометеорологических изысканий для проектирования линейных сооружений.

«В каждом своем выступлении по той или иной теме семинара наши эксперты будут подробно разбирать характерные ошибки и типичные недостатки, выявляемые при проведении государственной экспертизы. Этот анализ поможет слушателям в их дальнейшей работе, будет способствовать повышению качества проектной документации и, как следствие, повысит шансы на сокращение сроков проведения государственной экспертизы и на получение положительного заключения», – сказал заместитель начальника Самарского филиала Главгосэкспертизы России Денис Скоробогатов.

В конце мероприятия он проведет круглый стол, где слушатели смогут обсудить с экспертами все интересующие их вопросы.

Время проведения семинара «Особенности проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Актуальные требования к содержанию разделов проектной документации в части схемы планировочной организации земельных участков, организации схем транспортного сообщения, технологических решений. Формирование материалов инженерных изысканий» – с 09:15 до 14:00. О том, как принять участие в мероприятии, можно узнать здесь https://edu.gge.ru/seminars/02-11-2022-osobennosti-provedeniya-gosudarstvennoy-ekspertizy-proektnoy-...

https://gge.ru/press-center/news/ekspertiza-lineynykh-obektov-kapitalnogo-stroitelstva/

Обход Симферополя вышел на второй этап

Главгосэкспертиза России, 27.10.2022

Строительство обходов крупных городов входит в приоритетный перечень инфраструктурных проектов, контролируемых правительством и президентом, наряду с созданием транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг». Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на второй этап обхода Симферополя на участке Донское – Перевальное. Он соединит федеральную трассу А-291 «Таврида» с дорогой на Южный берег Крыма.

Общая длина обхода Симферополя составит 25,2 км. Из них около 15 км строят в рамках первого этапа, который ранее рассмотрела Главгосэкспертиза. Длина второго этапа составляет около 9,4 км. Участок строительства расположен на территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.

«Из двух вариантов трассы обхода Симферополя, рассмотренных в проектной документации, на основе сравнительного анализа был выбран наиболее выгодный экономически», – отметил Нияз Зайнутдинов, главный эксперт проекта отдела комплексной экспертизы Крымского филиала Главгосэкспертизы России. Автодорогу строят по нормам категории IВ с расчетной скоростью движения 100 км/ч. Вдоль обочин установят шумозащитные экраны общей протяженностью 5 841 метр.

На участке обхода возведут искусственные сооружения, включая две эстакады и два путепровода. Проектом также предусмотрен вынос из зоны строительства автодороги газопроводов высокого и низкого давления ГУП РК «Крымгазсети». Кроме того, на втором этапе планируют построить трансформаторные подстанции, локальные очистные сооружения, площадки под размещение вышек сотовой связи и иных сопутствующих объектов.

Застройщик – ГКУ Республики Крым «Служба автомобильных дорог «Республики Крым». Генеральный проектировщик – АО «ВАД».

https://gge.ru/press-center/news/obkhod-simferopolya-vyshel-na-vtoroy-etap/

Минстрой России утвердил третьи дополнения и изменения к ФСНБ-2022

Главгосэкспертиза России, 27.10.2022

Минстрой России приказом № 905/пр от 26 октября 2022 года утвердил третьи дополнения и изменения в новую федеральную сметную нормативную базу ФСНБ-2022.

Дополнения и изменения реализованы во исполнение пункта 2.1 Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным от 10.12.2020 № 11789п-П16.

В составе третьего пакета дополнений и изменений в сметно-нормативную базу ФСНБ-2022 включено 117 новых сметных норм. В том числе 18 сметных норм разработаны инициаторами в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13.01.2020 № 2/пр.

24 сметные нормы разработаны Главгосэкспертизой России. 75 сметных норм сформированы в рамках реализации Плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, Главгосэкспертизы и Правительства Москвы – в лице Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов – Москомэкспертизы, а также Плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, Минтранса России и Главгосэкспертизы России по гармонизации государственных сметных нормативов и отраслевых сметных норм.

Кроме того, текущие изменения и дополнения к ФСНБ-2022 предусматривают включение 1136 новых строительных ресурсов в сборник «Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен» (ФСБЦ), 740 актуализированных строительных материалов и 316 ресурсов предложено к удалению. Также предусмотрены изменения в сборнике «Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен» по 58 машинам и механизмам (7 позиций добавлено, 48 – внесены изменения, 3 – удалены).

Подробнее с внесенными изменениями можно ознакомиться на сайте федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

Кроме того, ФГИС ЦС содержит форму для направления замечаний и предложений к ФСНБ-2022, не предполагающую предоставление ответа. Все поступающие предложения и замечания будут отработаны и, при необходимости, учтены в очередных дополнениях и изменениях в ФСНБ-2022.

Обращаем внимание, что для разработчиков сметных программных комплексов на сайте ФГИС ЦС в ближайшее время будет размещена ФСНБ-2022 в формате открытых данных с учетом дополнений и изменений №№ 1, 2 и 3.

Ознакомиться с приказом Минстроя России от 26 октября 2022 года № 905/пр и скачать его возможно на официальном сайте ФГИС ЦС.

https://gge.ru/press-center/news/minstroy-rossii-utverdil-treti-dopolneniya-i-izmeneniya-k-fsnb-2022-/

Ученые НИУ МГСУ получили патент на новый вид бетона

Минстрой России, 27.10.2022

Коллектив ученых Национального исследовательского университета «Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ) получил патент Российской Федерации на новый вид высокопрочного легкого бетона, изготовленного с применением нанотехнологии.

Изобретение относится к сфере строительных материалов и имеет самый широкий спектр практического применения. Инновационный бетон можно использовать для изготовления строительных конструкций, применять в монолитном строительстве для объектов гражданского, промышленного и транспортного назначения.

Научный результат, описанный в патентах, обеспечивает получение уникального по набору свойств строительного материала, который объединяет свойства традиционного легкого и тяжелого бетона. Такой бетон может применяться для проектирования и изготовления железобетонных изделий по стандартной технологии.

Преимущества, которые позволяет реализовать применение наномодифицированного высокопрочного легкого бетона, обеспечивают технико-экономическую эффективность строительства за счет снижения материалоемкости строительства, выраженной в изменении конструкционных особенностей строительного объекта.

Целью изобретения является получение эффективного высокопрочного легкого бетона, который позволяет значительно снизить расход портландцемента на единицу прочности. Дополнительно за счет применения в составе полых микросфер существенно снижается вес изделий и соответственно масса всего сооружения. Использование такого бетона позволяет уменьшить вес строительных конструкции при одновременном сохранении прочности.

https://www.minstroyrf.gov.ru/press/uchenye-niu-mgsu-poluchili-patent-na-novyy-vid-betona/

Приоритетное финансирование транспортной отрасли Петербурга позволит в 2024 году завершить первый этап строительства ШМСД

ДорИнфо, 27.10.2022

Приоритетное финансирование транспортной отрасли позволит в 2024 году завершить первый этап строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) в Санкт-Петербурге. Об этом рассказал губернатор города Александр Беглов в рамках доклада к первому чтению бюджета Петербурга на 2023-2025 годы, сообщает пресс-служба администрации города.

Губернатор в рамках доклада отметил максимальную долю транспорта в структуре расходов – 23,1 % в 2023 году. По его словам, с учетом дополнительного финансирования, выделенного в рамках корректировки бюджета 2022 года, это позволит завершить крупные инфраструктурные проекты.

В частности, в 2023 году планируют открыть развязку ЗСД в районе Шкиперского протока на Васильевском острове, а в 2024 году – достроить Московско-Дунайскую развязку и ввести в эксплуатацию Витебскую развязку, завершив первый этап создания ШМСД.

Также за счет городского бюджета будет обеспечен ввод до конца 2024 года участка Шуваловского проспекта от Камышовой до Планерной улицы, Южной улицы, Цимбалинского путепровода, Петрозаводского шоссе и второго этапа Приморского шоссе с подключением делового квартала «Лахта-Центр».

Добавим, общая стоимость строительства первого этапа ШМСД – 39,4 млрд рублей. Работы на развязке ведутся с весны 2021 года.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=134923

В Росавтодоре обсудили подготовку к содержанию федеральных трасс в зимний период

Росавтодор, 28.10.2022

В Федеральном дорожном агентстве в режиме видео-конференц-связи состоялось совещание по вопросам содержания федеральных трасс в зимний период и аварийности на них. Мероприятие прошло под руководством главы Росавтодора Романа Новикова.

В совещании приняли участие заместители руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Самарьянов и Виктор Тимофеев, первый заместитель директора ФГБУ «Росдортехнология» Игорь Матвеев, начальники профильных управлений Росавтодора и представители подведомственных федеральных казенных учреждений (ФКУ).

«В связи с приближением зимы необходимо особое внимание уделить завершению подготовки к зимнему содержанию подведомственной сети автомобильных дорог. От качества нашей подготовки зависит уровень безопасности движения на дорогах, в том числе в местах производства работ», – отметил Роман Новиков.

С целью своевременной и качественной подготовки автомобильных дорог федерального значения к зимнему содержанию, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспорта на дорогах в сложных погодных условиях «Дирекцией мониторинга дорожной деятельности Федерального дорожного агентства» в 16 ФКУ было проведено 29 инспекционных мероприятий, направленных на выявление дефектов и недостатков как на дорогах, так и на искусственных сооружениях. По итогам проверки с докладом выступил первый заместитель директора ФГБУ «Росдортехнология» Игорь Матвеев. Он отметил, что устранением выявленных нарушений уже активно занимаются специалисты.

В регионах продолжаются мероприятия по подготовке баз хранения реагентов и песко-соляной смеси, песка и жидких противогололедных материалов, заготовке материалов для устранения возможных деформаций и повреждений дорожного покрытия в зимний период. На участках автомобильных дорог, подверженных воздействию снежных наносов с прилегающих территорий, планируется устройство снегоудерживающих сооружений. Также специалисты приводят в готовность спецтехнику. Так, при сложных погодных условиях ФКУ Упрдор «Кавказ» планирует задействовать 516 единиц специализированной техники на подведомственной сети дорог, ФКУ ДСД «Дальний Восток» – 823, ФКУ «Сибуправтодор» – более 600 единиц техники. 100-процентная готовность к зимнему содержанию трасс в регионах будет обеспечена к 1 ноября.

В продолжение темы безопасности дорожного движения на федеральной сети начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Виталий Голиков обратил внимание на устойчивую положительную тенденцию снижения всех показателей аварийности: «В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП снизилось на 6,5 %, число пострадавших – на 5,8 %, погибших – на 9,9 %».

В свою очередь представители подведомственных учреждений отметили, что уровень качества и безопасности дорог повышается, а основная причина роста аварийности на дорогах – вина самих участников дорожного движения. Начальник Управления ФКУ Упрдор «Алтай» Анатолий Волков отметил, что 15 % ДТП в регионе за девять месяцев текущего года произошло по причине управления транспортным средством в нетрезвом виде, а также вследствие превышения скоростного режима.

В ходе совещания участники обсудили планомерную работу, направленную на снижение аварийности и достижение целевых показателей в дорожном хозяйстве. Одной из предложенных мер стала организация временного патрулирования представителями Госавтоинспекции новых участков дорог для адаптации автомобилистов к новым условиям движения. Также было принято решение продолжить работу по устранению дефектов и недостатков дорожной инфраструктуры, активизировать работу по пропаганде безопасности дорожного движения.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/578941

Андрей Белоусов рассказал о роли и развитии коридора Север – Юг

ДорИнфо, 29.10.2022

Первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов выступил на сессии «Новая логистика и транспортные маршруты» ХV Веронского Евразийского экономического форума в Баку (Азербайджан), участники которой обсудили развитие инфраструктуры и сервиса транспортных коридоров в Каспийском регионе. Об этом сообщает пресс-служба Правительства России.

Андрей Белоусов подчеркнул, что по территории Азербайджана сегодня проходят ключевые международные коридоры: западный маршрут коридора «Север – Юг», Транскаспийский международный транспортный маршрут, ТРАСЕКА (Европа – Кавказ – Азия), маршруты Персидский залив – Черное море и «Лазуритовый коридор». Формируемый на территории Азербайджана транспортный узел становится центром глобальных цепочек поставок товаров.

«Для современной России ключевую роль приобретает маршрут «Север – Юг». В связи со смещением центров экономической активности в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива исторически сложившаяся транспортная инфраструктура нашей страны требует новых логистических решений. Маршрут «Север – Юг» с выходом в страны Персидского залива, Индии, Китая, Африки в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцкому каналу. Развитие этого коридора сегодня в решающей мере зависит от взаимоотношений России и Азербайджана, а также от взаимоотношений наших стран с Ираном. В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина Правительством Российской Федерации разработана и одобрена детальная «дорожная карта» по развитию коридора «Север – Юг»», – отметил Андрей Белоусов.

Так, к 2030 году ожидается рост объема российских грузов по этому коридору почти в два раза – с 17 млн до 32 млн тонн. При этом провозная мощность западной части маршрута к 2030 году должна увеличиться с текущих 9 млн до не менее 15 млн тонн грузов в соответствии с Бакинской декларацией от 9 сентября 2022 года. По словам первого зампредседателя правительства, за девять месяцев 2022 года внешнеторговые перевозки между Россией и Азербайджаном ж/д транспортом составили более 5,4 млн тонн, что на 57 % выше уровня аналогичного периода 2021 года, автомобильные перевозки за шесть месяцев этого года составили 1,5 млн тонн, что в три раза выше уровня аналогичного периода прошлого года.

Андрей Белоусов выделил основные направления дальнейшего развития коридора «Север – Юг». В частности, предлагается развитие ж/д инфраструктуры, синхронизация развития автодорожной инфраструктуры и пунктов пропуска через госграницу – в этом году пропускная способность пунктов пропуска на российско-азербайджанской границе увеличена до 1 тыс. авто в сутки, к концу 2023 года планируется увеличить до 1,7 тыс. машин в сутки, к 2026 году – до 3 тыс. транспортных средств в сутки.

Кроме того, предлагается комплекс мер по минимизации барьеров и обеспечению бесшовности перевозок – решение вопросов доступа участников перевозочного процесса к инфраструктуре, обеспечения свободы транзита, согласованной тарифной политики, решения по упрощению таможенных процедур, отработка механизма платежей и взаиморасчетов, страхования, цифровизации и перехода на электронный документооборот.

«В-четвертых, хотели бы предложить рассмотреть возможность создания совместного оператора трех стран – Россия – Азербайджан – Иран – на всем западном маршруте, который обеспечит сквозной перевозочный сервис и высокий уровень логистических услуг», – отметил Андрей Белоусов.

В качестве примера такого совместного оператора приведена «ОТЛК», созданная РЖД совместно с железными дорогами Казахстана и Белоруссии.

«Мир на наших глазах входит в новую эпоху. Кто-то говорит о конце глобализации, но правильнее говорить о новом этапе становления многополярного мира. И в этих новых условиях регион Каспийского моря и Закавказья имеет все шансы стать центром экономического роста и процветания. Уверен, что именно устойчивые транспортные, экономические и гуманитарные связи станут основой для этого процветания», – подытожил Андрей Белоусов.

Ранее сообщалось, что до конца 2027 года запланирована модернизация целого ряда погранпереходов, входящих в створ международного транспортного коридора «Север – Юг». Работы проведут в том числе в морских и ж/д пунктах пропуска. Среди автомобильных – Верхний Ларс, Ново-Филя, Яраг-Казмаляр, Тагиркент-Казмаляр, Караузек, Махачкала, Дербент.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=134983