Дайджест новостей дорожной отрасли РФ (21.11.2022)

21.11.2022 Просмотров: 90

Михаил Мишустин принял участие в работе XVI Международного форума «Транспорт России»

Правительство России, 15.11.2022

Председатель Правительства Российской Федерации осмотрел выставку, выступил на пленарной дискуссии «Транспорт России. Стратегия роста в новых условиях» и вручил государственные награды работникам транспортного комплекса.

В 2022 году главной темой форума станет стратегия роста транспортного комплекса страны в новых условиях. Значительное внимание будет уделено вопросам преодоления вызовов, связанных с санкционным давлением, содействия импортозамещению и технологическому суверенитету российского транспорта.

На выставке «Транспорт России» свои проекты в этом году представляют порядка 70 компаний и организаций. Особый акцент сделан на инновационные разработки в области транспорта и инфраструктуры, а центральное место экспозиции занимает объединенный стенд приоритетных проектов.

http://government.ru/news/47042/

Виталий Савельев рассказал о внедрении новейших технологий в сфере транспорта

Минтранс России, 15.11.2022

Сегодня на площадке Российского общества «Знание» Министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев провел лекцию о современном транспорте, а также перспективах его развития в будущем. Мероприятие прошло в рамках XVI Международного форума и выставки «Транспорт России». В своем выступлении Министр особое внимание уделил внедрению новейших технологий в транспортной сфере. «Цифровизация представлена в любой компании. Если вы пройдётесь по выставке, то увидите, что нет ни одной компании, где не была бы представлена цифровизации. Вся транспортная отрасль изменила свой ландшафт, потому что она полностью оцифрована», – заявил глава Минтранса.

Виталий Савельев рассказал об уникальных отечественных разработках в сфере авиации. Сегодня проходит масштабный процесс импортозамещения, основным приоритетом которого является обеспечение безопасности пассажиров. «Отказ западных партнеров от сотрудничества в авиастроении повлёк за собой важную цель по возрождению отечественной авиации с новой силой. По утвержденной Правительством программе до 2030 года планируется произвести свыше тысячи самолетов, в том числе – порядка 270 МС-21», – сказал он.

Отмечена проведенная работа по модернизации Единой системы организации воздушного движения в России. В настоящее время управление движением в воздушном пространстве площадью 26 млн км² ведется из 14 самых современных высокотехнологичных региональных центров, собирающих всю аэронавигационную информацию. «Стоит отметить, что при создании этой уникальной системы использовано отечественное оборудование», – подчеркнул глава Минтранса.

В железнодорожной отрасли также активно применяются беспилотные технологии. В частности, на Московском центральном кольце проходила испытание без пассажиров беспилотная «Ласточка». Автоматика не дает сбоев, ведет поезд точно по расписанию. МЦК – это один из самых интенсивных участков пассажирского движения в Европе. Подобные технологии сейчас внедряются и в метро на Большой кольцевой линии.

Министр транспорта во время лекции сообщил о текущих проектах, основанных на внедрении современных технологий. Например, к 2024 году готовится открытие беспилотного коридора на трассе М-11 «Нева». В ближайшее время трасса «Нева» станет первой дорогой в мире, которая будет полностью оборудована цифровой инфраструктурой для беспилотных грузовиков. Это особый тип беспилотных машин. «Результаты этого эксперимента будут использовать и на других магистралях, например, на ЦКАД и М-12 Москва-Казань. К 2030 году планируется сделать беспилотными 19,5 тыс. км российских дорог общего пользования», – уточнил Министр.

Беспилотные технологии также будут активно использоваться и в сфере речного и морского транспорта. Автономное судовождение – один из новых технологических трендов. В прошлом году в России было осуществлено 28 рейсов, в которых испытывались беспилотные технологии, доказавшие возможность их применения сегодня.

Кроме того, Министр упомянул о ряде значимых отечественных разработок. Например, о разработанном в 1966 году экраноплане КМ – судне на воздушной подушке, которое за рубежом прозвали «Каспийским монстром» за его размеры и впечатляющие возможности. Современные модели экранопланов сегодня разрабатываются конструкторским бюро имени Р.Е. Алексеева.

Виталий Савельев подчеркнул и достижения в области строительства атомных ледоколов, аналогов которых нет больше ни в одной другой стране мира. «Наша задача на сегодняшний день – полностью раскрыть потенциал Северного морского пути. Это довольно серьезный транспортный логистический коридор, который на две недели сокращает путь из стран Юго-Восточной Азии в Европу, по отношению к Суэцкому каналу. Выполнять эту задачу как раз и позволяют наши ледоколы и газовозы ледового класса», – пояснил он.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10492

Транспортные ведомства России и Никарагуа обсудили вопросы отраслевого сотрудничества

Минтранс России, 15.11.2022

15 ноября на полях «Транспортной недели» состоялась встреча статс-секретаря – заместителя Министра транспорта Российской Федерации Дмитрия Зверева с Министром транспорта и инфраструктуры Республики Никарагуа Оскаром Мохика.

Дмитрий Зверев высоко оценил интерес никарагуанской стороны к участию российских компаний в инфраструктурных проектах в Никарагуа. Отмечено, что такое сотрудничество послужит установлению новых и укреплению существующих связей между Россией и Никарагуа, а также будет способствовать плодотворному развитию российско-никарагуанского взаимодействия в области транспорта.

Министр транспорта и инфраструктуры Никарагуа поблагодарил российскую сторону за активное взаимодействие при обсуждении проектов двустороннего сотрудничества. Также он проинформировал о готовности Министерства транспорта и инфраструктуры Никарагуа оказывать российским компаниям необходимое практическое содействие при обсуждении и проработке таких проектов.

В ходе встречи подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством транспорта и инфраструктуры Республики Никарагуа о сотрудничестве в области совместной подготовки и реализации проектов развития и создания объектов транспортной инфраструктуры на территории Никарагуа. Документ определяет цели и основные принципы взаимодействия между министерствами транспорта России и Никарагуа в дальнейшем.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10504

На площадке «Транспортной недели» прошел семинар ЭСКАТО-РТИ по вопросам цифровизации транспорта

Минтранс России, 15.11.2022

Сегодня в рамках XVI Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялся 3-й семинар ЭСКАТО-РТИ «Цифровизация транспорта: на пути к жизнестойкой, бесшовной и устойчивой связуемости». Мероприятие приурочено к 11 заседанию Транспортного совета Расширенной туманганской инициативы, которое пройдет 16 ноября 2022 года.

Цель семинара – наращивание потенциала стран Азиатского-Тихоокеанского региона по внедрению и применению цифровых технологий на транспорте. В ходе мероприятия выступили эксперты из России, Китая и Монголии, Секретариата ЭСКАТО, Делового совета Евразийского экономического союза и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

Российская делегация напомнила, что одна из целей Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года – цифровая трансформация транспорта и ускоренное внедрение новых технологий. В качестве примеров национальных проектов по внедрению цифровых сервисов в транспортную деятельность были озвучены электронные транспортные накладные, проект по использованию беспилотных транспортных средств на скоростной автомобильной дороге М-11 «Нева».

Цифровизация транспорта является одним из приоритетов сотрудничества стран-участниц ЕАЭС, что подтверждает подписанное в апреле 2022 года Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок.

Российская сторона выступила за дальнейший диалог по всем аспектам цифровизации транспорта и подчеркнула готовность делиться своими передовыми разработками в данной сфере со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

С презентациями об инновационных решениях в области использования цифровых технологий на транспорте выступили представители российских организаций транспортного комплекса: РУТ (МИИТ), ОАО «РЖД», АНО «ДМТК».

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10493

Россия и Пакистан расширяют сотрудничество в области автомобильных грузоперевозок

Минтранс России, 16.11.2022

Сегодня на площадке XVI Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялось подписание Межправительственного соглашения между Россией и Пакистаном о международном автомобильном сообщении. Подписи под документом поставили Министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев и Министр коммуникаций Исламской Республики Пакистан Мехмуд Асад.

Заключение соглашения создает договорно-правовую базу по осуществлению автомобильных перевозок между двумя странами. Подписание документа расширит географию перевозок грузов автомобильным транспортом по маршрутам международного транспортного коридора «Север-Юг», в том числе в части выхода на территорию Пакистана через территорию Ирана. При этом будут созданы дополнительные потенциальные возможности в области автомобильных перевозок для российских и пакистанских перевозчиков.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10499

В Москве прошло 42-е заседание Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ

Минтранс России, 16.11.2022

В мероприятии КТС СНГ как ключевой отраслевой организации стран Содружества в области транспорта, приняли участие представители транспортных ведомств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, ассоциированные члены КТС СНГ, а также представители Исполкома СНГ, Евразийской экономической комиссии, представители бизнес-сообщества, международных и общественных организаций.

Основное внимание было уделено вопросам обеспечения стабильной работы транспортного комплекса в условиях имеющихся ограничений и дополнительных вызовов 2022 года.

Участники посчитали важным сосредоточить усилия на снятии барьеров на пути экономического взаимодействия, выработке актуализированных подходов к обеспечению транзита товарных потоков, организации перевозочного процесса по международным транспортным коридорам СНГ с использованием цифровых сервисов.

В ходе заседания Министр территориального управления и инфраструктур Республики Армения Гнел Саносян избран заместителем председателя КТС СНГ. Также по традиции были вручены награды представителям транспортных ведомств, участвовавшим в заседании.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10514

На форуме «Транспорт России» обсудили проект «Южный кластер»

Минтранс России, 16.11.2022

В рамках XVI Международного форума и выставки «Транспорт России» в Гостином дворе прошла конференция «Южный кластер – современная транспортная артерия». Госкомпания «Автодор» представила проект, завершив технико-экономическое обоснование (ТЭО). Оно было проведено по поручению Президента России Владимира Путина.

Строительство альтернативного направления вдоль Черного моря –автомобильной дороги Горячий ключ – Сочи, включая обход мкр. Адлер, за пределами береговой полосы и в обход улично-дорожной сети даст импульс для роста экономики Краснодарского края и туристической сферы России в целом, позволит раскрыть логистический потенциал региона, что создаст предпосылки и для последовательного развития портовой инфраструктуры Сочи и Туапсе. Реализация проекта «Южный кластер» позволит ликвидировать сезонные дорожные заторы, вызванные кратным ростом туристического потока, а также сократит время в пути на 67% – с 6 до 2 часов на участке Джубга – Сочи. Новая дорога обеспечит повышение уровня безопасности для всех участников дорожного движения, что позволит многократно снизить аварийность и смертность на дорогах – в 4 и более раз.

Проект является совершенно беспрецедентным в связи со сложными инженерными решениями и уникальным природным ландшафтом местности. Сложно переоценить значимость строительства автомобильной дороги для Краснодарского края и для всей страны в целом, отметил первый заместитель председателя правления по инвестиционной политике Госкомпании «Автодор» Игорь Коваль.

Директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов напомнил о реализуемых федерльных проектах. «До конца 2023 года будут завершены такие объекты как Дальний западный обход Краснодара, реконструкция трассы А-289 от Краснодара до Темрюка в направлении Крымского моста, расширена дорога от Анапы до Крымского моста. Последующая планомерная работа заключается в строительстве нового направления от Джубги до Сочи», – отметил он.

Проект строительства Южного кластера неоднократно обсуждался, но ввиду его сложности и высокой стоимости за счет прохождения в стесненных горных условиях постоянно откладывался. В рамках ТЭО удалось снизить стоимость строительства отдельных участков до 30%

Автомобильная дорога А-147 – это единственный и безальтернативный автодорожный проезд от Джубги до Сочи. На значительном протяжении дорога извилистая, ввиду прохождения в стеснённых горных и прибрежных условиях. Геометрические параметры на отдельных участках дороги не соответствуют нормативным требованиям, например, на серпантинах имеются кривые с радиусами от 10 до 14 метров. Это повышает риск ДТП с длинномерным грузовым и пассажирским транспортом.

«Краснодарский край готов поддерживать этот проект административно и финансово, в том числе с точки зрения налоговых льгот. Мы готовы в живом диалоге с Госкомпанией структурировать максимально интересный продукт. Реализация инвестпроекта позволит увеличить нашу добавленную стоимость и валовый региональный продукт на сумму более 600 млрд рублей. Строительство этой дороги позволит увеличить объем турпотока с 17-18 до 25 млн туристов в год», – подчеркнул Министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев.

Проектирование и строительство первоочередного участка новой дороги по черноморскому побережью – обхода Адлера планируется начать уже в 2023 году, завершить – в 2026 году.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10505

Изменения в разделе «Обсуждение стандартов»

ТК 418, 16.11.2022

В разделе «Обсуждения стандартов» размещены на рассмотрение проекты стандартов:

- ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Подвижные нагрузки в сейсмических расчетах» (1.2.418-1.289.22);

- ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила ремонта деформационных швов и водоотводных устройств сборных и сборно-монолитных железобетонных пролетных строений» (1.2.418-1.290.22).

https://tk418.ru/

Представители зарубежного дипломатического корпуса стали участниками «Транспортной недели – 2022»

Минтранс России, 17.11.2022

В период с 14 по 19 ноября в рамках XVI Международного форума и выставки «Транспорт России» был организован ряд мероприятий для зарубежного дипломатического корпуса в Москве.

В завершающий день работы форума и выставки послы и руководство дипломатических представительств из 60 стран мира посетили главное деловое событие года в транспортной отрасли России.

Для зарубежных гостей был организован обход выставки, где иностранные дипломаты могли ознакомиться с экспозицией и оценить новейшие достижения российского транспортного комплекса.

Также была организована дискуссия в формате «вопрос-ответ» с руководством Минтранса России и главами транспортных компаний. Представители Министерства транспорта Российской Федерации рассказали зарубежным гостям об основных векторах развития российской транспортной системы в современных условиях, а также ответили на вопросы о перспективах развития международного сотрудничества в различных отраслях транспорта.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10527

В рамках форума «Транспорт России» прошла пленарная дискуссия «Международное транспортное сотрудничество-2022. Новые направления, тренды, результаты»

Минтранс России, 17.1.2022

В мероприятии приняли участие заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Баканов, Министр транспорта и коммуникаций Республики Союз Мьянма Адмирал Тин Аун Сан, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов, член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев, помощник председателя ЕЭК Максим Галл, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов, президент Фонда «Центр стратегических разработок» Владислав Онищенко и председатель Совета директоров транспортной группы FESCO Андрей Северилов. Кроме того, в режиме телемоста к дискуссии присоединились статс-секретарь – заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Зверев и заместитель Министра цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики Рахман Гумматов. Модератором дискуссии выступил Генеральный секретарь Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов.

Обращаясь к присутствующим, Дмитрий Зверев подчеркнул, что любые препятствия – это новые возможности. Сейчас важно развивать сквозные логистические сервисы на основных международных коридорах. По его словам, дружественным странам необходимо модернизировать транспортную инфраструктуру, внедрять режимы, упрощающие осуществление транзитных перевозок, а также совместно администрировать маршруты транспортных коридоров.

В свою очередь Рахман Гумматов отметил, что намечается подписание соглашения о синхронизированном развитии пунктов пропуска на границе России и Азербайджана. «Это нам даст в будущем возможность синхронно и в согласованном порядке развивать наши пограничные переходы. Ведь у нас большие планы до 2030 года не только по двусторонним перевозкам, но и по транзитным, которые мы рассчитываем увеличить до 15 млн тонн. Это, конечно же, требует серьезного подхода, в том числе в сфере технологических решений», – сообщил он.

Владислав Онищенко проинформировал, что в настоящее время продолжается тренд на цифровизацию. Большой упор будет сделан как на автоматизированные системы передачи данных, так и ускорение информационного обмена. В торговых отношениях кроме обмена электронными данными важно еще сопровождение грузов. Поэтому сейчас осуществляется применение электронных навигационных пломб для отслеживания перевозок. Необходимо также использовать новые транспортные каналы, развивать вспомогательные международные финансовые сервисы и сервисы страхования, переходить на расчет в национальных валютах.

Более подробно об использовании электронных навигационных пломб при пересечении государственных границ рассказал Дмитрий Баканов. «Если есть доверенная сторона, которая занимается сборкой для грузоотправителя и есть уверенность в сохранности грузов при транспортировке, то к нему должно быть применено меньше проверочных контрольных процедур. Данная технология стартовала 3 года назад, когда мы осуществляли транзит из Запада в третьи страны. Сейчас мы переориентируем эти технологии на параллельный импорт с юга», – сообщил он. – Мы также занимаемся переводом товаросопроводительных документов в электронный вид. Количество бумаги, которое оформляется на грузы, замедляет процесс всех взаимодействий. В России в сентябре этого года вступил в силу Федеральный закон, который позволяет транспортную накладную оформить в электронном виде. В 2023 году мы даем участникам рынка поработать на условиях добровольного использования данной системы, а с 2024 года начнем вводить отраслевой императив».

Заместитель министра уведомил о создании интеллектуального пункта пропуска через госграницу. Данная система позволит государственным органам, задействованным в работе погранпунктов, максимально быстро и бесшовно производить информационный обмен по всем процессам. До конца этого года один из элементов интеллектуального пункта пропуска будет реализован. Это электронная очередь при пересечении госграницы, которая позволит оптимизировать основные транспортные потоки.

Максим Галл проинформировал о проекте, который реализуется ЕЭК –формирование «витрин» национальных сервисов экосистем цифровых транспортных коридоров. Он объединяет в себе синхронизацию форматов, внедрение цифровых сервисов, предоставление возможности публикации этих сервисов для доступа и формирования единой цифровой логистической среды для всех участников процесса перевозки.

О проекте «Евразийский Агроэкспресс» подробно рассказал Арзыбек Кожошев. Проект направлен на развитие экспорта сельскохозяйственной продукции производителей государств – членов ЕАЭС в Китай, Узбекистан, Иран и другие страны Юго-Восточной и Центральной Азии с использованием интеграционной составляющей на маршрутах.

По словам Руслана Давыдова цифровизация важна для ускорения и упрощения таможенных процедур. «Более трети всех деклараций на товары у нас выпускается полностью в автоматическом виде, без участия должностных лиц таможни. Это не только позволяет нам маневрировать ресурсами, но и серьезно ускоряет процесс», – добавил он.

Сергей Павлов заявил, что сейчас происходит глобальная трансформация всего перевозочного процесса. И ОАО «РЖД» принимает активное участие в формировании новых маршрутов, коридоров.

Переориентация грузопотоков произошла на 3 основных направления: восточное, через Азово-Черноморский бассейн, коридор «Север-Юг». На каждое направление разработаны дорожные карты, где определен четкий порядок, график и меры, которые необходимо предпринять для того, чтобы увеличивать грузопотоки.

Адмирал Тин Аун Сан призвал российских партнеров развивать транспортный коридор «Север-Юг», который связывает страны-члены АСЕАН и Россию. Эффективные логистические цепочки будут способствовать экономическому развитию стран.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10511

В Росавтодоре обсудили кассовое исполнение бюджета

Росавтодор, 17.11.2022

Сегодня в Федеральном дорожном агентстве под руководством заместителя руководителя ведомства Андрея Самарьянова состоялось совещание, посвященное кассовому исполнению бюджета на текущий период и завершающим мероприятиям в этом дорожно-строительном сезоне.

В мероприятии в режиме видео-конференц-связи приняли участие представители центрального аппарата Росавтодора и подведомственных учреждений (ФКУ).

В первую очередь Андрей Самарьянов проинформировал присутствующих о необходимости ускорить работу по раскассированию средств, дополнительно направленных на опережающую реализацию объектов строительства и реконструкции (в срок до 01.12.2022). «Кроме того, ‒ отметил заместитель руководителя Росавтодора, ‒ мы ожидаем в этом месяце еще 22,6 млрд рублей, в связи с чем уже сейчас должны быть готовы соответствующие проекты дополнительных соглашений к государственным контрактам».

Андрей Самарьянов обратил внимание на недопустимость остатков средств на счетах ФКУ на конец года, для чего заявки о снятии экономии или перераспределении средств должны быть направлены в управления по принадлежности в срочном порядке.

Начальник Управления строительства автомобильных дорог Росавтодора Кайрат Турсунбеков рассказал, что общий бюджет на работы по строительству и реконструкции с учетом дополнительных средств составил 210 млрд рублей, из них 140 млрд реализованы (66 %). Вместе с тем дополнительные соглашения уже заключены на 22,3 млрд рублей из недавно поступивших средств.

На сегодняшний день введены в эксплуатацию пять объектов общей протяженностью 56,6 км. Сейчас ФКУ проходят процедуру получения заключения о соответствии (ЗОС) по другим объектам, эту работу, по словам Кайрата Турсунбекова, необходимо завершить до 9 декабря. Также он призвал начальников подведомственных учреждений подготовить план ввода объектов в эксплуатацию на 2023 год, а в связи с тем, что Росавтодор направил запрос с предложением по опережающему финансированию на следующий год, ФКУ было поручено сформировать свои заявки относительно дополнительных средств.

В части работ по капитальному ремонту, ремонту и устройству слоев износа кассовые расходы составили 82 %. Как отметил начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Виталий Голиков, до 1 декабря указанные виды работ должны быть выполнены и оплачены. Также он попросил ФКУ ускорить работу по передаче участков дорог, утративших признаки федерального значения. Сейчас их общая протяженность составляет 2 162 км, и ежегодно на их содержание расходуется порядка 5 млрд рублей из федерального бюджета.

Начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов обратился к представителям ФКУ с просьбой держать обязательства субъектов на особом контроле, в частности, в рамках федерального проекта «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения». Также он уточнил, что в некоторых регионах имеются расхождения между плановыми и фактическими значениями, поэтому со стороны ФКУ необходим мониторинг достижения субъектами заявленных показателей.

Подводя итоги совещания, Андрей Самарьянов поручил присутствующим оперативно реагировать на изменения в бюджете, обеспечить стопроцентное кассовое исполнение и минимизировать объем дебиторской задолженности.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/584031

В России начала действовать первая программа «выращивания» поставщиков из числа представителей малого и среднего бизнеса

Интеллектуальные транспортные системы России, 17.11.2022

Организация производств для поставки оборудования и программного обеспечения в области интеллектуальных транспортных систем, а именно технологии беспроводной связи ближнего радиуса действия между автомобилями и объектами транспортной инфраструктуры (технологии DSRC) выбрано приоритетным направлением в рамках работы первой программы «выращивания» поставщиков.

По сообщению пресс-службы компании ООО «Автодор – Платные Дороги» (входит в ГК «Автодор»), в рамках программы «выращивания» для каждой МСП-компании будет создана индивидуальная карта развития. В нее могут включаться меры поддержки в виде авансирования и инвестиционного кредитования, правовой, методической и информационной поддержки. Возможно также заключение офсетных договоров с поставщиками и использование мер поддержки от Корпорации МСП.

Для участия в отборе предпринимателям необходимо с 14 по 19 декабря 2022 года направить заявку через специальную форму на Цифровой платформе МСП.РФ. Принять участие в программе могут представители малого и среднего бизнеса, которые соответствуют требованиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24.07.2007 № 209-ФЗ по научно-техническому уровню (наличие прототипов оборудования, документация, ТЭО, компонентная база и др.), а также наличию специалистов и их квалификации.

Инициаторы проекта рассчитывают, что развитие предприятий для потенциального участия в закупках поможет привлечь квалифицированные компании из числа субъектов МСП к производству и поставкам оборудования и программного обеспечения в части реализации проектов по развитию интеллектуальных транспортных систем.

Стоит отметить, что малый и средний бизнес, который примет участие в программе «выращивания», получит возможность для роста и гарантированный рынок сбыта. Заказчик, в свою очередь, будет обеспечен отечественной продукцией, а государство решит задачи технологического развития и импортозамещения. Помимо ГК «Автодор» заинтересованность в программе выразили ведущие компании страны, такие как ОАО «Российские железные дороги» и ГК «Ростех».

https://itsjournal.ru/news/v-rossii-nachala-deystvovat-pervaya-programma-vyrashchivaniya-postavshchikov-iz-chisla-predstavitele/

Новосибирская и Вологодская области заключили с ФДА меморандумы о пятилетнем плане развития дорог

ДорИнфо, 17.11.2022

Накануне, 16 ноября, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков провел рабочие встречи с губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым и губернатором Вологодской области Олегом Кувшинниковым. В ходе совещаний с главами субъектов РФ были подписаны двусторонние меморандумы о пятилетнем плане развития автодорог в регионах. Об этом сообщает пресс-служба Росавтодора.

Сейчас в Новосибирской области в нормативном состоянии находится 42 % региональных и межмуниципальных трасс, входящих в опорную сеть. К 2027 году этот показатель составит 84 %. Работы выполнят на 10 объектах общей протяженностью свыше 986 км. В частности, в пятилетний план включили строительство Восточного обхода Новосибирска длиной около 80 км и возведение участков федеральной трассы Р-256 «Чуйский тракт» с 14-го по 34-й км (1 этап) и с 34-го по 49-й км (2 этап) на отрезке Новосибирск – Линево. Еще один важный объект – строительство и реконструкция участков трассы Р-254 «Иртыш».

Что касается реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги», то в этом году в Новосибирской области отремонтируют 123 объекта общей протяженностью 375,75 км. На региональной сети уже привели к нормативу 80 км трассы «Новосибирск – Кочки – Павлодар», еще на трех участках работы продолжат в 2023 году. Также в следующем году отремонтируют два отрезка автодороги «Куйбышев – Венгерово – граница Омской области», участок трассы «К-05» – Петраки – Городище» и участок дороги «К-12» – Пихтовка – Пономаревка».

В меморандум о плане развития дорожной сети Вологодчины внесли 20 участков трасс общей протяженностью 511 км, входящих в опорную сеть. В ходе освещения Роман Новиков отметил, что регион опережающими темпами выполняет реализацию дорожного нацпроекта. Так, до конца года на территории области приведут к нормативу 61 объект общей протяженностью свыше 250 км. На эти цели предусмотрено 9,3 млрд рублей, где 4,2 млрд рублей – средства федерального бюджета.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=135541

Меморандум о пятилетнем плане развития дорог подписали Сахалин и Росавтодор

ДорИнфо, 17.11.2022

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в режиме видеоконференцсвязи провели рабочую встречу, в ходе которой подписали меморандум о пятилетнем плане развития дорожной сети региона. Об этом сообщает пресс-служба Росавтодора.

По словам руководителя ФДА, последние два года область с опережением выполняет все задачи по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». До конца текущего года по БКД приведут в нормативное состояние почти 900 км автодорог и 55 метров мостов.

«Хочу отметить, что все параметры говорят о том, что показатели паспорта нацпроекта по Сахалинской области на 2022 год будут исполнены. Уже к концу года мы достигнем показателя региональной сети в объеме 59 %, городская агломерация также будет доведена до норматива, а именно до 87 %, что даже выше поставленной нацпроектом задачи», – подчеркнул Роман Новиков.

Что касается федеральной сети, то здесь имеет важное значение расширение до четырех полос движения участка автодороги А-391 «Южно-Сахалинск – Корсаков» общей длиной 22,4 км. Сейчас по этому объекту идут проектные работы, после завершения которых приступят к капитальному ремонту. Также на территории Сахалина приводят к нормативу трассу А-393 «Южно-Сахалинск – Оха», которая была передана в федеральную собственность в прошлом году. Эта автодорога имеет 300-километровый грунтовый разрыв между участками в асфальтобетонном исполнении – мероприятия по его ликвидации уже начаты.

В ходе рабочей встречи также обсудили строительство Северного обхода Южно-Сахалинска. По словам Валерия Лимаренко, к реализации проекта планируют приступить в 2023 году.

Напомним, накануне глава Росавтодора сообщил, что до конца ноября будут документально утверждены пятилетние планы развития автомобильных дорог во всех регионах России.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=135537

Как превратить золу в дороги

Главгосэкспертиза России, 18.11.2022

Объемы золошлаков в России растут со скоростью 22 млн тонн в год. Сегодня их производят более 170 угольных ТЭЦ по всей стране, а площадь полигонов, построенных для хранения их отходов, достигает 28 тыс. га. Частично освободить эти земли для хозяйственного оборота позволят новые методы утилизации золошлаковых материалов, в том числе их использование в дорожном строительстве. Внедрение таких технологий проходит при поддержке Минстроя и Правительства России.

Возможности применения золошлаков в строительстве обсудили на недавней встрече главы Минстроя РФ Ирека Файзуллина с руководством Сибирской генерирующей компании (СГК). В частности, были рассмотрены предложения по мерам стимулирования вторичного использования золошлаков и обеспечению инфраструктуры для их переработки.

Как отмечалось на встрече с министром, только один из видов золошлаков – зола уноса – может заместить до 20% объема цемента при производстве строительных материалов.

Зола уноса – это тонкодисперсный материал и наиболее опасный из вредных выбросов в атмосферу. Он образуется в результате сжигания углей в котлоагрегатах теплоэлектростанций и вместе с дымовыми газами собирается в золоулавливающих устройствах. По инициативе Минстроя России Сибирская генерирующая компания совместно с НИЦ «Строительство» и НИИЖБ им. А.А. Гвоздева изучают возможности использования золы-уноса в современных бетонных смесях. Базовой площадкой для исследования выбрана Рефтинская ГРЭС в Свердловской области – вторая по мощности теплоэлектростанция в России после Сургутской ГРЭС-2 и крупнейшая по объемам генерации тепла на твердом топливе. Соответственно, Рефтинская ГРЭС – и самый мощный в стране производитель золы-уноса с объемом выбросов до 4,5 млн тонн в год.

Первый в России комплексный проект по переработке золы угольных тепловых электростанций был разработан в Росатоме. Его представили в 2020 году АО «Русатом Инфраструктурные решения» и АО «Русатом Гринвэй» – структуры госкорпорации в сферах теплоэнергетики и обращения с отходами I-V классов опасности. А первой в стране площадкой, где была реализована пилотная технология, стал золоотвал Северской ТЭЦ в Томской области.

Одна из новых инициатив, обсуждаемых в Минстрое, предполагает включение стройматериалов на основе золошлаков в ресурсный перечень для крупных инфраструктурных объектов. Для этого потребуется доработка нормативных документов по применению золошлаков в строительстве. Хотя сама по себе идея далеко не нова.

«В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и внедрены ведомственные строительные нормы ВСН 185-75 по использованию зол уноса и золошлаковых смесей, получаемых от сжигания каменных и бурых углей и торфа. С учетом особенностей климата и распространенности ТЭС по всей стране, такой материал был доступен повсеместно и в больших объемах», – рассказал Евгений Гайнулин, главный эксперт проекта Управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.

В дорожном строительстве, по словам эксперта, применение зол уноса и золошлаковых смесей широко применялось в конструкциях дорожных одежд. Например, минеральный порошок в щебеночно-мастичных и асфальтобетонных смесях заменялся золой уноса.

«Золошлаковые смеси, укрепленные цементом, известью и доменными шлаками использовали в нижних слоях конструкций дорожных одежд, – уточняет Евгений Гайнулин. – Особенностью данного материала, в отличие от применения классического портландцемента в конструкциях дорожной одежды, является продолжающийся во времени набор прочности конструктивного слоя после достижения заданных параметров».

Иначе говоря, золошлаки потенциально способны сделать дороги не только дешевле, но и долговечнее. Но, очевидно, их время еще не пришло. Или уже ушло?

«По истечении 40 лет методики применения золы-уноса и золошлаковых смесей были обновлены, но широкого применения они так и не получили», – пояснил Евгений Гайнулин.

Подробнее о действующих отраслевых дорожных методиках (ОДМ) и нормативных требованиях к золошлакам рассказал Нияз Зайнутдинов, главный эксперт проекта отдела комплексной экспертизы Крымского филиала Главгосэкспертизы. «Согласно ОДМ 218.2.031-2013 «Методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве», сегодня для проектирования и строительства рекомендуются пять видов применения золошлаковой смеси и золошлаков, в том числе для земляного полотна автомобильных дорог; дополнительных слоев оснований дорожных одежд автомобильных дорог; слоев дорожных одежд из золошлаковой смеси, укрепленной минеральными вяжущими; слоев дорожных одежд из обработанных материалов и укрепленных грунтов с применением золошлаков; слоев дорожных одежд из асфальтобетонных и органоминеральных смесей, приготовленных с применением золошлаков», – отметил эксперт.

Что касается сметных нормативов для применения золы-уноса и других отходов сгорания твердого топлива, то и здесь барьеров для их внедрения в строительной практике не существует.

«Технологии, предусмотренные сметными нормами на устройство оснований дорог и дорожных покрытий, как правило, универсальны и не ограничивают применение новых материалов, в том числе и золошлаковых», – отметил Роман Карпов, заместитель начальника Управления сметного нормирования Главгосэкспертизы России.

Стоит также отметить, что в рамках реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года был подготовлен «Комплексный план утилизации отходов угольных электростанций и котельных». Он утвержден Распоряжением Правительства РФ №1557-р от 15 июня 2022 года. План содержит 12 межотраслевых мероприятий, направленных на создание экономических предпосылок и нормативное стимулирование применения золошлаков ТЭС и котельных в качестве вторичного сырья.

Таким образом, правительство установило целевой показатель по увеличению доли утилизируемых золошлаков: к 2024 году – 15% и к 2035 году – 50% от годового объема образования подобных отходов в России.

«В результате реализации плана в хозяйственном обороте останется до 3 тыс. га земель, то есть исчезнет необходимость их использования для размещения отходов. Вторичное применение золошлакового сырья заместит до 15 млн т природных ресурсов ежегодно и предотвратит выброс до 6 млн т парниковых газов. Кроме того, до 2035 года угольные ТЭС сэкономят до 60 млрд рублей в связи с исключением необходимости расширения емкостей золоотвалов», – так вице-премьер Александр Новак прокомментировал экологическую и экономическую отдачу принимаемых мер.

https://gge.ru/press-center/news/kak-prevratit-zolu-v-dorogi/

Успешно завершена надвижка всех пролетных строений Крымского моста

Росавтодор, 19.11.2022

Строители восстановили четыре поврежденных пролета автодорожной части мостового перехода общим весом 1 218 тонн.

Сегодня в 04:00 специалисты приступили к операции по надвижке четвертого пролета правой автодорожной части мостового перехода через Керченский пролив. Благодаря опыту и слаженности действий мостовиков автомобильное движение по Крымскому мосту возобновили в 15:10, сразу после освобождения левой стороны от спецтехники, задействованной в надвижке.

Работы ведутся в круглосуточном режиме в соответствии с графиком. На правой стороне автодорожной части заменили четыре пролёта. Первый и второй пролеты уже находятся в проектном положении, на них ведутся работы по устройству деформационных швов. Третий пролет с помощью домкратов опущен на 40 %. На следующей неделе все пролетные строения займут своё проектное положение, после чего специалисты приступят к работам по восстановлению поврежденных инженерных систем.

Напомним, что 20 октября дорожники приступили к демонтажу разрушенных пролетных строений правой стороны автодорожной части. Всего за три недели, несмотря на нестабильные погодные условия, пролеты разрезали на блоки и вывезли их на баржах из акватории на площадки складирования. После этого строители подготовили опоры и площадки для дальнейшего монтажа: связали арматуру и забетонировали новые подферменные тумбы.

Металлоконструкции поочерёдно с помощью многоколёсных самоходных модулей перевозили к месту производства работ. Использование поперечной надвижки позволило произвести установку каждого из пролетов в кратчайшие сроки.

«Досрочно закончена самая сложная часть восстановительных работ – замена четырех пролетов правой автодорожной части моста. В конце ноября здесь начнется укладка нижнего слоя асфальтобетона. В декабре на этом участке будет уложено два слоя асфальтобетона, смонтировано барьерное ограждение и нанесена разметка, после чего движение по правой стороне автодорожной части будет восстановлено.

Мы уже готовимся к ремонту левой стороны мостового полотна. На производственную базу ФКУ Упрдор «Тамань» с заводов-изготовителей началась поставка новых партий металлоконструкций. Специалисты приступили к укрупнительной сборке пролетов», – комментирует главный инженер ФКУ Упрдор «Тамань» Никита Храпов.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/584451

Игорь Левитин: Строительство трассы М-12 играет ключевую роль в инфраструктурном развитии страны

ДорИнфо, 21.11.2022

Помощник Президента РФ, секретарь Государственного Совета РФ Игорь Левитин считает, что строительство трассы М-12 «Москва – Казань» играет ключевую роль в инфраструктурном развитии России. Такое заявление он сделал на прошлой неделе в рамках Транспортной недели в Москве, общаясь со студентами российских транспортных вузов. Об этом сообщает пресс-служба ГК «Автодор».

Игорь Левитин рассказал, что 10 лет назад перевозки свыше 1,5 тыс. км осуществлялись главным образом на поездах, а сейчас эта граница поднялась в два раза: на расстояние до 3 тыс. км грузоперевозки эффективнее на автотранспорте. Такое изменение произошло благодаря улучшению качества дорог и новым технологиям. Сейчас автомобили могут везти груз в 40 тонн (как и вагон), но для них нужна хорошая осевая нагрузка на дорогу. Автомагистрали строятся из расчета 11 тонн на ось, поэтому по автодороге до 3 тыс. км будет быстрее довезти груз, чем товарным поездом.

Помощник Президента Российской Федерации отметил, что после строительства трассы М-12 автотранспорт заберет на себя часть груза с железной дороги до Екатеринбурга. «Эти автобаны заберут на себя внутренние перевозки, которые сегодня либо идут железнодорожным транспортом, либо мы убиваем дороги, которые не приспособлены под эту нагрузку», – отметил он.

Добавим, трасса М-12 строится на территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Республик Чувашия и Татарстан. Два участка (в Подмосковье и Владимирской области) уже открыты для движения, еще один во Владимирской области откроют в декабре.

Далее дорогу продлят до Екатеринбурга, построив и реконструировав существующие федеральные трассы М-7 «Волга» и Р-242 «Пермь – Екатеринбург» и построив новый скоростной участок Дюртюли – Ачит. Общая длина скоростного маршрута от Москвы до Екатеринбурга составит около 1,6 тыс. км.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=135649